Тема : «Наши подземные богатства»





Скачать 77.72 Kb.
НазваниеТема : «Наши подземные богатства»
Дата публикации07.08.2014
Размер77.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
ОКРУЖАЮЩЕЙ МИР

В 4 КЛАССЕ

Тема: « Наши подземные богатства»

Цели. формирование представлений у учащихся о полезных ископаемых нашей Родины и нашего края.

Задачи: 1. Ознакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

2. Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

3. Воспитывать чувство взаимовыручки, гордость за свою область.

Оборудование: физическая карта России, карта ЕАО, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал (условные обозначения полезных ископаемых, схематические карты полезных ископаемых ЕАО, карточки-инструкции), таблица-схема для оформления доски, мультимедийное оборудование и презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Сегодня мы продолжаем постигать тайны окружающего мира. А поможет нам в этом «Хозяйка подземных богатств.

  1. Проверка домашнего задания.

Хозяйка подземных богатств

В свое царство не пустит нас,

Пока о пресных водоёмах

Не услышит подробный рассказ.

  1. Фронтальный опрос.

- Вспомните, какие обитатели водоёмов показались вам самыми интересными.

- Какие обитатели водоемов нуждаются в особой охране? Какой красивый цветок можно встретить в водоёмах нашей области?

Зачем надо ли охранять болото?

- Выполняя какие-либо действия, человек всегда должен задуматься о последствиях. В природе нет ничего лишнего. (Оценивание уч-ся)

Физминутка для глаз.

  1. Работа над новой темой.

О водоемах много знаете вы,

Ответы достойны похвалы.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы.

  1. Вступительная беседа.

- У вас на партах лежат волшебные мешочки. Как вы думаете, что находится в мешочках? Да там находятся богатства нашего края. Предоставила нам эти богатства сама Хозяйка подземных богатств.

2) Работа с физической картой России и картой Еврейской Автономной области.

- Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.

Для знакомства с богатствами отправимся в подземное путешествие. Оказавшись под землей можно услышать спор. Прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре.

3)(Сценка «Кто полезнее?»)

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».

- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

- Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

-Кто знает, как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые?

4) Словарная работа: ГЕОЛОГИ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

5) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (групповая)

- Сегодня вы побываете геологами и проведете очень серьезную работу и исследования. Результатами каждая группа с нами поделится. У каждой группы на столах коллекции полезных ископаемых. Первая ваша задача, уважаемые геологи, определить, какое полезное ископаемое будет изучать ваша группа. Но прежде чем вы начнете исследовать полезные ископаемые, предлагаю вам заполнить тест до начало работы, а затем мы его заполним после работы. (Работа по таблице «Верите ли вы, что…»

6) Заполняют таблицу до чтения и после, « +» да, « -» нет


Верите ли вы , что


До чтения текста

После чтения текста

  1. гранит - состоит из зёрен полевого шпата,

кварца и слюды.

хрупок, некрасив,

не применяют в строительстве.

  1. известняк - хрупкий камень

чёрного цвета.

используют при строительстве зданий и дорог

  1. мел – разновидность известняка

  2. песок и глина образуются при разрушении гранита

из песка делают кирпичи

из глины - стекло

песок – сыпуч

глина – пластична

  1. торф - образуется в лесу

горюч,

хорошее удобрение,

корм для животных

  1. уголь - образовался из остатков древних животных

горючее полезное ископаемое

  1. железная руда – разновидность минералов

из железной руды выплавляют чугун,

из чугуна – сталь

чугун-основное сырьё для машиностроения

  1. нефть – приятно пахнет

горючая

белого цвета

добывают, роя котлованы

  1. природный газ – хорошее топливо

добывают, роя котлованы








( Карточки-инструкции, схема-карта полезных ископаемых ЕА области).

План изучения полезных ископаемых:

1группа: гранит, известняк

2 группа: песок, глина, железная руда

3 группа: торф, нефть

4 группа: Природный газ, уголь

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Работа группами.
Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _________ _________________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Добывают ли это полезное ископаемое в нашей области? _____________________________________________________________
На территории Еврейской автономной области выявлены и разведаны месторождения более 20 видов полезных ископаемых, в том числе крупные месторождения железа, марганца, олова, золота, графита, брусита, стройматериалов, имеются целебные минеральные источники. Однако потенциал её природных ресурсов до конца не изучен и не разведан. К тому же подавляющая часть продукции минерально-сырьевого комплекса вывозится, перерабатывающих предприятий крайне мало.

Олово
Основные оловорудные районы на территории области — Хинганский и Сутаро-Биджанский, в пределах которых известны 14 месторождений. Добычу и обогащение самого дешёвого в России олова на Хинганском месторождении ведёт комбинат «Хинганолово».

Горючие полезные ископаемые
Горючие полезные ископаемые представлены каменным и бурым углем, торфом. Здесь выделяется Бирофельдская угленосная площадь с Ушумунским месторождением бурого угля. Известно 55 месторождений торфа. На Средне-Амурской низменности ведутся поисковые работы нефти и газа.

Железорудные месторождения Малого Хингана по своим запасам значительно превосходят марганцевые.

Строительные материалы
В ЕАО известны 114 месторождений различных строительных материалов: глин кирпичных и керамзитовых, песков, песчано-гравийных смесей, строительных и облицовочных камней . В большинстве своем разведанные месторождения сконцентрированы вдоль железной дороги и вблизи населенных пунктов, с которыми они связаны дорогами. Все они пригодны для открытой отработки.

В области учтено более 50 месторождений глинистого сырья.

Бираканское месторождение мрамора объединяет два участка — «Розовая скала» и «Белая скала». Они расположены на расстоянии 1 км друг от друга. Особенно ценятся розовые мраморы.
Одним из главных природных богатств ЕАО являются минеральные воды. Их целебные свойства принесли мировую известность курорту Культур.

– Давайте проверим, как вы выполнили работу.

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физминутку.
8) ФИЗМИНУТКА «Танец маленьких утят».

4. Закрепление полученных знаний

а) Составление таблицы – схемы на доске:

– Отдохнули? Продолжим работу.
– Как по-другому можно назвать все эти образцы? (ответы детей).
(Полезные ископаемые.)
– А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»? (Ответы детей, а затем учитель дает определение).
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
– Ну, что ж геологи, хорошо поработали!
– А какие другие полезные ископаемые вы знаете?
– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей).
– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

Полезные ископаемые




рудные нерудные
железная руда строительные горючие

гранит уголь

известняк торф

песок нефть

глина природный газ


б) . Самостоятельная работа.
– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.
– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи; 2) геологи; 3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина; 2) гранит, торф; 3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды; 2) каменный уголь, природный газ; 3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит; 2) природный газ, нефть; 3) золото,

5.К полезным ископаемым относятся...

 1) кирпич, бетон, бензин;  2) станки, вазы, ножницы; 3)нефть, газ, глина.

6. При помощи буровых установок добывают...

1)нефть, природный газ; 2)калийную соль, алмазы; 3) мрамор, гранит.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
(взаимопроверка по мультимедийному проекту).
– А теперь переверните листики. Закрасьте кружок красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.
– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.
– Молодцы!
5. Итог урока.
– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.
– Как вы думаете, нужны Еврейской Автономной области люди с такой профессией как геологи?
– Так как наша область развивается и богата полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. В ЕАО строится Кимкано-Сутарского комбинат для добычи железной руды. Для этого комбината тоже нужны грамотные специалисты. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.
– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юный геолог».
6. Домашнее задание.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом полезном ископаемом. На столах у вас остались тесты, которые вы не до конца заполнили, дома вы их заполните до конца.

– Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : «Наши подземные богатства» iconТема: «Наши подземные богатства»
Цели урока: познакомить с полезными ископаемыми, с их месторождениями, свойствами и областью применения
Тема : «Наши подземные богатства» iconКонспект урока окружающий мир 4 б класс тема: «наши подземные богатства»
Далее проводится обсуждение изученного материала рассказы учеников сопровождаются показом образцов полезных ископаемых
Тема : «Наши подземные богатства» iconТема урока: Наши подземные богатства
...
Тема : «Наши подземные богатства» iconУрок «Окружающий мир» Тема: «Подземные богатства»
Развивать познавательную активность, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически
Тема : «Наши подземные богатства» iconКонспект урока природоведения в 4 б классе «наши подземные богатства....
Оборудование: физическая карта Татарстана, коллекция полезных ископаемых, образцы почв, материал для опытов, карточки с ответами...
Тема : «Наши подземные богатства» iconТема: «Сказочный денек»
Ну, вот мы и на месте! Перед нами станция «скороговорная». Что же она нам приготовила? Наши ручки, наши ножки, наши спинки не устали....
Тема : «Наши подземные богатства» iconМатериал подготовлен учителем начальных классов мобу «Платовская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского...
Тема : «Наши подземные богатства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки»
Тема : «Наши подземные богатства» iconСценарий праздника "8 марта"
Не случайно самый первый праздник посвящён, самой прекрасной и удивительной половине человечества, вам наши любимые мамы и бабушки,...
Тема : «Наши подземные богатства» iconКонкурс сочинений. В этом году его тема «Наши налоги сильная страна»
Фнс россии проводит конкурс сочинений. В этом году его тема – «Наши налоги – сильная страна». Номинаций три: сказка, стихотворное...
Тема : «Наши подземные богатства» iconУрок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема
Л: осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли
Тема : «Наши подземные богатства» iconНоминации конкурса
Учащиеся школы ведут поисковую работу по теме «Наши выпускники – воины – интернационалисты». Были установлены имена тех, кто ещё...
Тема : «Наши подземные богатства» iconТема урока : "Богатства недр"
Цель: уточнить, расширить, закрепить знания учащихся о полезных ископаемых страны и родного края (свойства, добыча, применение, охрана),...
Тема : «Наши подземные богатства» iconРеферат по географии. Тема: «Водные ресурсы России»
Из этой воды около: 69 приходится на воду в виде снега и льда Антарктики и Гренландии; 30 приходится на подземные воды;0,12 на поверхностные...
Тема : «Наши подземные богатства» iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Тема : «Наши подземные богатства» iconЗадания для самостоятельной работы учащихся
Мировой океан, вода в атмосфере, реки, болота, ледники, подземные воды, 1%, 79%, 20%


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск