Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем





Скачать 71.11 Kb.
НазваниеУчительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем
Дата публикации08.08.2014
Размер71.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Учительская газета 2012.06.12

Как говорим, так и живем

6 июня в столице отпраздновали День русского языка в Российской Федерации, а в преддверии этого праздника московские учителя, управленцы, ученые-филологи, ректоры вузов приняли участие в круглом столе на тему «Русский язык как часть культурного и духовного наследия цивилизации», который прошел в Госдуме РФ под председательством вице-спикера Людмилы Швецовой при участии председателя Комитета ГД РФ по образованию Александра Дегтярева и заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко. Речь шла о том, что и как нужно, можно сделать, чтобы великий и могучий вновь занял подобающее место в нашей жизни и в мире. Ректору МГПУ Александру Кутузову была вручена награда Госдумы РФ - благодарность за организацию многочисленных конкурсов, мероприятий в защиту и поддержку русского языка и русской литературы.

Людмила Швецова, заместитель председателя Государственной Думы РФ:

- Нам надо еще раз договориться о совместных действиях, о нашей политике в интересах русского языка. Русский язык по-прежнему остается языком мирового общения, он один из шести рабочих языков ООН, он родной для 170 миллионов человек, его учат в 100 государствах, в 39 есть соответствующие университетские программы, в 54 - школьное обучение. Каждый имеет свой идеал языка - самого ценного достояния народа. Последние десятилетия ярко показали, что русский язык - важнейшая, самая необходимая часть духовной культуры всех народов России. Именно русский язык способствует взаимному обогащению национальных культур. Вместе с тем сегодня русский язык сталкивается с серьезными вызовами и угрозами как в стране, так и на международной арене, причем угрозами и просто на уровне бытового общения, и в жизни, они подчас ничуть не меньше, чем крупные политические угрозы. Многие ученые и деятели культуры справедливо говорят, что нам необходимо защищать русский язык, хотя он всегда защищал и будет защищать нас, тем не менее сегодня мы должны заботиться о нем. Проблемы внутри России обусловлены некоторыми факторами: это ослабление национальной самоидентификации, недостаточное внимание к распространению и изучению русского языка в национальных республиках, угрозы разрушения единого образовательного и социально-культурного пространства РФ, большой приток трудовых мигрантов из бывших республик СССР, непопулярность и непродуманность реформ в сфере образования, включая высшую школу. В странах СНГ русский язык стал языком иностранным, сокращается количество преподавателей, не хватает качественных учебников, а главное, отсутствует должное внимание к педагогу-русисту. Отмечу: среди людей, пропагандирующих русский язык, далеко не все русские по национальности, очень много тех, кто, будучи представителями других народов, активно изучают его и распространяют. Позиция русского языка во многих странах испытывает сильное конкурентное давление. Культурно-языковая сфера не терпит вакуума, геополитические ниши, оставляемые Россией, заполняются другими языками - английским, турецким, китайским. Учитывая это, имеет смысл увидеть возможности более системной работы по внедрению позиции русского языка в мире, изменению его правового статуса. Русский язык должен стать надежной и систематизирующей основой будущего Евразийского союза, главным нашим символом, нашей гордостью. Это язык, который может дать нам возможность почувствовать себя в мире еще более уважаемыми, еще более уверенно. 

Александр Киселев, генеральный директор издательства «Дрофа»:

- О культурно-духовных возможностях того или иного народа судят не по имперским амбициям, а по языку, который он создал в ходе своего исторического бытия. Русский язык по праву относится к главному достижению России, воплощающему собой ее судьбу и величайший творческий потенциал российских народов, проложивших с помощью русского языка дорогу к подлинному духовному единению. 
Достоинства русского языка очевидны для всех. В свое время Проспер Мериме писал: «Русский язык самый богатый из языков Европы. Он создан для выражения наитончайших оттенков. Одаренный удивительной силой и сжатостью, которая соединяется с ясностью, он сочетает в одном слове несколько мыслей, которые в другом языке потребовали бы целой фразы». Сказано точно и емко.
Овладение языком и литературой реализуется через чтение, которое в итоге серьезно влияет на самосознание нации. Следует отметить, что возрастает и социально-политическая роль чтения как фактора, способствующего объединению нации, воспитанию толерантности, взаимопонимания и уважения. Между тем интерес к чтению падает. Если двадцать лет назад почти 80% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2011 году этот показатель снизился более чем вдвое. О каком интересе к книге можно говорить, если сегодня семьи, где читают книги дошкольникам, составляют всего 7% от их числа, тогда как в 1970 году боле 80% родителей читали книги своим малышам?! Это связано как с экономическими причинами, так и во многом с тем, что духовные потребности гаснут, меняется вектор развития личности, и далеко не в пользу повышения эрудиции, культурного кругозора, тяге к познанию.
Остро стоит проблема доступности книги. Цены на учебную, детскую и юношескую литературу из года в год растут, и гораздо быстрее, чем покупательная способность населения. Происходит это не по вине издателей. Здесь требуется государственная поддержка издательств учебной и детской литературы, скажем, СМИ получили льготы по уплате страховых взносов, а издательства нет, и я считаю это несправедливым. Нужны и другие меры поддержки, которые могла бы разработать рабочая группа из представителей законодательной власти и Российского книжного союза.
Чтение всегда составляло основу фундаментального образования. Однако в новых стандартах обучение чтению в начальной школе сокращено с пяти уроков (в советское время) до трех уроков, отменен урок внеклассного чтения. В то же время неоправданны новации в расширении фонетики, введение тех или иных лингвистических курсов. Сегодня недопустимо скудны фонды школьных библиотек, назрела необходимость подготовки специальной программы с финансовыми средствами для их пополнения, иначе возникнет резонный вопрос: «Читать научили, а что читать?» Количество внеурочного и внеклассного чтения для мотивированной учебы должно вдвое превышать количество учебных часов по словесности, между тем в новых программах эта тема отсутствует.
Не все благополучно и в новых стандартах старшей школы, в частности, весьма проблематично введение интегрированного курса «Русский язык и литература», что может размыть и то и другое. Есть и другие острые проблемы, которые требуют совместного решения.
Нужна серьезная государственная поддержка для систематического проведения массовых мероприятий, связанных с книгой, чтением и свидетельствующих о внимании государства к человеку читающему. Не случайно Международный год чтения проводится каждые десять лет. Однако в нашей стране его не было ни разу. Я предлагаю объявить один из следующих годов Годом чтения. Кроме того, целесообразно придать государственный статус Национальной программе поддержки и развития чтения, подготовленной Российским книжным союзом совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. 

Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки РФ:

- Если посмотреть, то в начале прошлого века было 150 миллионов людей, которые говорили на русском языке, в советское время их стало 350 миллионов, сейчас - 280 миллионов. Среди десятка наиболее популярных языков русский, наверное, из тех, который теряет свои позиции, поэтому надо как-то спокойно выработать представление о том, как действовать. Конечно, граждане видят, что живут в большом глобальном мире, и распространение русского языка в международном контексте так или иначе сказывается. Предложение о том, чтобы в международных договорах учитывать взаимное изучение языков, уже реализуется, мы это делаем. Сейчас, например, те же китайцы, которые собираются присылать к нам больше своих студентов, такие обязательства берут и выполняют, в Китае много фестивалей, олимпиад, конкурсов, связанных с русским языком. По этому пути нам и надо идти, и дальше закрепляя изучение русского языка в международных договорах. Обновление учителей русского языка в школах, совершенствование учебных пособий идет, но методически способствовать интересным методическим программам, которые сфокусированы не только на формальных правилах, но и на умении говорить, мы могли бы. Нам нужно сообща сделать банк таких программ, чтобы ими пользовались все регионы для повышения квалификации учителей русского языка. Тогда мы уйдем от схоластики и начетничества. Могу сказать, что количество часов на изучение русского языка и литературы в наших школах не будет уменьшаться. С 1956 года как была общая примерная программа, связанная с изучением орфографии и пунктуации, так она и осталась, как и примерное количество часов. Но в новых стандартах количество часов в учебном плане старшей школы не 36, как было, а 37. Есть проблема: когда ребята изучают родной язык, за счет этих часов уменьшается объем времени на изучение русского языка. Так было всегда, и в советское время тоже. Нужно искать пути для решения этой проблемы.

Виталий Костомаров, академик РАО:

- Я думаю, что наш праздник русского языка всегда должен быть еще и большим трудом, потому что русский язык сейчас находится в достаточно сложном положении. Не потому, что что-то произошло с ним самим, а потому что вокруг него развиваются очень важные веяния, есть даже такое: очень хорошо было бы, если бы русский язык по примеру английского стал национальным в разных государствах так, как это произошло с американским, канадским. Серьезного возражения эта теория не находит, а мне кажется, что она плоха. Сейчас (так было и раньше) у нас есть очень противоречивое мнение и противоречивая ситуация: с одной стороны, мы знаем, что наш язык самый красивый, самый лучший, самый богатый, с другой, мы все время привыкли жаловаться, что он заболел, что его нужно лечить, защищать. Мне кажется, что нам надо как-то перестроиться, первую часть всячески подчеркивать и защищать, а вторую - сгладить, ведь в значительной мере она связана с тем, что наша школа обучает не языку, а орфографии, большие силы в нашей школе привлечены к усвоению правил орфографии, пунктуации, правописания, то есть к выполнению программы по русскому языку, которая была утверждена в 1956 году и с тех пор не менялась. То есть язык изменился, естественно, за прошедшее время изменилось и наше настроение на правописание, но этого нигде не учитывают. Почему? Не потому, что мы уверены, будто правописание - это и есть русский язык. Молодежь вообще говорит, что ей незачем знать правила, так как любой компьютер имеет программы, исправляющие орфографические ошибки. Звучащая - первоначальная - речь людей сейчас, когда есть возможность фиксировать ее результаты не только в письменной, но и в какой-то другой форме, создает серьезную конкуренцию письменности. За прошедшие годы было немало сделано для привлечения мировой общественности к русскому языку, но, к сожалению, мы тут отстали и не поддерживаем саму идею пропаганды, распространения своего языка, показа его ценности, объединяющей роли. Я посмотрел наши договоры с разными республиками, государствами и вспомнил, что совсем недавно в каждом из этих договоров было прописано взаимное изучение языков, сейчас почему-то мы стыдимся этого, что ли. Объединяющая роль языков - это вопрос безопасности нашего государства. Если в армии говорят на разных языках, то дело плохо. Когда-то был учебник для солдат, не знающих или слабо владеющих русским языком, он был сделан на основании устава и сыграл свою большую роль. Знать русский язык полезно, выгодно, но надо показать всем людям, что знание языка - это большая национальная и культурная проблема, часть патриотизма гражданина России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconМежпланетное творчество детей и педагогов
В 2011 году исполняется полвека с момента, как человечество сумело преодолеть силы земного тяготения и выйти за пределы нашей планеты....
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconУчительская газета
Таня, влетев в учительскую и едва услышав мой вопрос. Это мнение разделяют не только ученики Владимира Кильдюшкина, но и его коллеги....
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconУчительская газета Москва
Взаимосвязь поколений не должна никогда прекращаться. Мне кажется, каждый молодой учитель должен участвовать в таких акциях
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авдеева, С. Ресурсы для будущего: что должен уметь выпускник 2020 года / С. Авдеева, беседу вела Е. Муравьева // Учительская газета....
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем icon«уг москва», №48 от 26 ноября 2013 года
Команды молодых и опытных учителей из Москвы и Московской области, Киева, Витебска, Гродно, Минска и Минской области приняли участие...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учредители конкурса фгуп «Почта России», Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова и зао «Издательский дом «Учительская...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учредители конкурса фгуп «Почта России», Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова и зао «Издательский дом «Учительская...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconШкольная информационно-развлекательная газета
Во-первых, оно было перенесено на 2 сентября, так как День знаний совпал с выходным днём
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В подготовке Интернет-урока приняли участие представители Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Минкомспорта...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почему мы говорим о взаимоотношениях христианства и ислама, потому что мы вместе живем. На каких принципах мы будем говорить об этом...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconО региональном этапе конкурса «Лучший урок письма – 2014»
Учредителями XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма 2014» являются фгуп «Почта России», Московский государственный университет...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconЭлективный курс «Культура речи культура поведения»
Жизнь устроена так, что мы постоянно исполняем роль передающего информацию (говорим или пишем) или роль того, кому нужно понять чужую...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем icon«Газета. Ru», которую лучше было бы назвать «Газета. Вру», взялась...
«Обманутые дольщики – это болезнь», пишет Реалист в «Газете. Ru». И с этим нельзя не согласиться, только не болезнь самих граждан,...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconМоего реферата «Роль рефлексов в организации движения человека»....
Целью работы является создание научно-популярного текста на уровне 9 класса, в котором бы показывалось значение рефлексов в жизни...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconШирока страна моя родная
Актуальность – Природа России многообразна! Здесь мы можем встретить лесную, степную, таежную зоны, и даже арктические пустыни. Каждая...
Учительская газета 2012. 06. 12 Как говорим, так и живем iconБредли Тревор Грив Газета Студенческого совета сзф рпа минюста России...
Газета Студенческого совета сзф рпа минюста России №79 (14); 05. 05. – 20. 05 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск