Скачать 183.61 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» Селивановский район, Владимирская область. Методическая разработка учителя русского языка и литературы по формированию культуры речи учащихся. Элективный курс «Культура речи – культура поведения» Выполнила: Бубнова Надежда Николаевна, учитель русского языка, высшая квалификационная категория. Д/а: 602332, Владимирская область, Селивановский р-он, п. Красная Горбатка, ул. Красноармейская, д. 39, кв. 7. раб. тел.: 2-20-86 дом. тел.: 2-22-54 Пояснительная записка Жизнь устроена так, что мы постоянно исполняем роль передающего информацию (говорим или пишем) или роль того, кому нужно понять чужую речь, слушая или читая ее. Поэтому совершенно необходимо одинаково хорошо справляться как с одной, так и с другой задачей. Иначе общение между людьми будет затруднено. Культура речевого поведения должна вернуться в школу как обязательный предмет. Никто не будет возражать, что мы с особым интересом слушаем того, кто быстро, правильно, легко находит нужное слово для убеждения или защиты, прекрасно рассказывает, и с сожалением или недоверием относимся к тому, кто не может грамотно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах. В последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Нарушения норм литературного языка допускают журналисты и даже политики, «засоряя» нашу речь жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют настоятельную необходимость в языковой корректировке школьников, возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Элективный курс имеет практическую направленность, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы: умения грамотно составлять устные высказывания в различных стилях и жанрах. Владение родным языком – это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связаны с умением мыслить, рассуждать. Поэтому именно школа должна по возможности полно развить речевые способности выпускников, обучить их знаниям речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, обучить владению вести диалог, умению невербальных средств общения. Элективный курс «Культура речи – культура поведения» поможет учащимся развить те речевые способности, которыми обладает или может иметь каждый из них, научит точнее и правильнее передавать свои мысли и лучше понимать собеседника, обобщить и закрепить важнейшие умения, которые должны быть сформированы у учеников. Занятия на курсе направлены на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника. Обучение культуре устной речи включает уроки по технике орфоэпии, которые учат говорить чисто, правильно, интонационно выразительно. Уроки речевого этикета помогут целенаправленно использовать речевые этикетные формулы, умело вести себя в различных ситуациях общения. Занятия об использовании неречевых средств общения (жесты и мимика) могут оказать помощь для более точной передачи смысла высказывания. Отдельное внимание уделено созданию на уроках обстановке диалогового и монологового общения. Предлагаются различные варианты речевых ситуаций повседневной жизни. В ходе творческого поиска наилучшего разрешения проблемных ситуаций учащиеся высказывают свои мнения, становясь при этом активными участниками диалога и приобретая практические навыки речевого общения. Таким образом, элективный курс «Культура речи – культура поведения» имеет ярко выраженную практическую направленность, связанную с устной речевой практикой, и вызван жизненной необходимостью. Разработанные материалы рассчитаны на учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе методических материалов С.И. Львовой, В.Е.Гольдина и других авторов по теме. Цели курса: -Содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию через овладение навыками успешной коммуникации. - Воспитание сознательного отношения к языку как средству устного общения в различных сферах человеческой деятельности. - Развитие коммуникативных способностей детей: умение понимать и анализировать как собственную речь, так и речь собеседника. - Овладение навыками знания речевой коммуникации (речевой ситуацией). - Способствововать росту речевой культуры школьников. Задачи курса. - Углубить и расширить знания учащихся о культуре речевого общения. - Дать знания о нормах современного русского литературного языка, о качествах речевого мастерства. - Формирование умений анализа и оценки устной речевой ситуации в соответствии с нормами, задачами и условиями речевого общения. - Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике через овладение речевой культурой. - Развитие умения использовать жесты и мимику при устном речевом общении. - Углубление практических навыков при работе со справочной лингвистической литературой. Формы работы учащихся. - Коллективные (работа в парах, группах, формирующих коммуникативную компетенцию) - Индивидуальные, способствующие выявлению собственного потенциала и созданию положительной мотивации в рамках данного курса. Виды деятельности учащихся (практические и самостоятельные).
Результативность В результате изучения элективного курса «Культура речи – культура поведения» ученик: Должен знать: - содержание курса, цели и задачи его изучения; - отдельные нормы устного литературного языка, смысл понятий : речь устная, монолог - диалог, сфера и ситуации речевого общения; - основные стилистические признаки речевой ситуации; - нормы речевого этикета; - лингвистические пособия и справочники. Уметь: - определять тему, основную мысль общения; - различать и умело использовать стилистическую окраску речи; - свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, выражая свое отношение к фактам и явлениям действительности; - соблюдать в практике устного речевого общения основные нормы русского литературного языка; - умело использовать жесты и мимику как средство внеязыкового общения; - свободно пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой; - использовать приобретенные знания на практике для развития личной речевой культуры и общения в различных сферах деятельности; - создать проект по тематике данного курса. Эффективно использовать: - речевую ситуацию, отбирая фактический и языковой материал для собственной речи; - теоретические материалы и вопросы проблемного характера; - самостоятельные сообщения как результат наблюдений. Учебно-тематическое планирование.
Учебно-методическое обеспечение курса
Дидактический материал к отдельным темам элективного курса «Культура речи – культура поведения» Вводный урок по теме: «Роль интонации в речевом общении» Цели урока. -Дать понятие об интонации и её основных элементах. - Показать зависимость между интонацией и смыслом высказывания. Задачи урока. - Совершенствование интонационных умений и навыков. - Практическое применение приобретённых знаний. Деятельность учащихся. - Индивидуальные высказывания, мнения. - Создание групповых вариантов ответа. - Работа со словарями: С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М., 1988г.; Энциклопедический словарь юного филолога. - Работа по упражнениям учебного пособия С.И. Львовой «Язык в речевом общении». Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1992 г. Оформление.
( И.И. Давыдов). 3. Слова и предложения, используемые по ходу урока. I. Вступительное слово учителя.
II. Общее понятие об интонации. 1. Опрос учащихся. - Может ли существовать устная речь без интонации? - Что можно передать с помощью интонации? - Определение слова «интонация» в словаре русского языка С.И.Ожегова. - Работа над упражнением 64 учебного пособия С.И.Львовой «Язык в речевом общении». Вывод: Необходимо осознавать и изучать особенности звучащей речи, учиться анализу собственной речи, оценивая её с точки зрения целесообразности употребления. 2. Роль интонации настолько велика, что она может изменить значение одного слова или предложения, состоящего из двух слов. - Произнесите слово «хорош» при:
- Предложение «Гроза надвигается .» произнесите равнодушно, радостно, тревожно, используя паузы между словами или выделяя голосом одно слово. Вывод: Интонация может сказать больше, чем многословие. III. Основные элементы интонации. Чтобы лучше осознать особенности звучащей речи, научиться анализу собственной речи, необходимо иметь знания об основных элементах интонации и их смыслоразличительных особенностях, развивать умение соотносить смысл и интонацию высказывания. Основными элементами интонации являются мелодика речи (тон, темп), пауза, логическое ударение.
- Работа над упражнением 83 учебного пособия С.И.Львовой «Язык в речевом общении». 2. Логическое ударение (словесное выделение) позволяет более точно отразить смысл высказывания. - Докажите, что каждый вариант ответа требует изменения логического ударения в вопросе: «Сергей вчера разбил окно?» ( работа в группах) 3. Неправильный выбор паузы в устной речи приводит к тому, что основная мысль высказывания будет искажена. - Работа над упражнением 77 учебного пособия С.И.Львовой «Язык в речевом общении». IV. Выводы по уроку ( работа в группах). - Ответы на вопрос: «Что нового и интересного вы узнали на уроке?» - Обращение к «Энциклопедическому словарю юного филолога» с целью определения термина «правильность речи». «Стремление к правильности речи, требование к культуре произношения, обострённое чувство языковой нормы приводят к тому, что неорфоэпическое произношение становится оскорбительным для слуха. Оно вызывает осуждение в любой культурной среде .» V. Домашнее задание. Самостоятельно составить задание, которое требует смыслового и интонационного анализа. Диагностический материал по итогам изучения курса Тема: Употребление слова в соответствии со значением. Задания: 1. Как избежать двусмысленность предложений: - На этот раз он провел меня. - О браке говорили много. 2. Попытайтесь изобрести шутливое значение слов: слепень (скульптор – лепить), пудинг (тяжелоатлет – пуд), свинец (поросенок), ломовик (ребенок – ломать), леденец (холодильник – лед), сметана (дворничиха – сметать). Тема: Диалог и монолог Задания:
- объясняешь малышу основные правила дорожного движения; - объясняешь однокласснику правила новой спортивной игры; - объясняешь другу, почему ты любишь (не любишь) что-то.
- Осень часто идет дождь. - Телевидение заменяет газеты и книги. - В море вода имеет соленый вкус. - Настоящая дружба всегда предполагает подчинение одним другого. - Ученья корень всегда горек. Тема: Речевая ситуация Задания:
Тема: Роль жестов и мимики в речевом общении Задания:
Остановившись, Валентина ожидает… Подходя к ней, он заранее склоняет голову, приветливо помаргивает, а поравнявшись с девушкой, кланяется в пояс. Так делают, встречаясь со знакомыми и незнакомыми людьми. - Здравствуйте, касатушка, - напевно произносит…
Нельзя! Наконец-то, я додумался! Уходи отсюда. Приветствую вас! Иди сюда. Сомневаюсь. От всего сердца поздравляю. Что я наделал?! А, да ладно! Удивлен. Не знаю. Хорошо-хорошо! Сыт по горло. Тема: Основные орфоэпические нормы (звуки гласные и согласные, их сочетание) Задания:
- Большинство курсантов уже умело сади (ться, тся) за штурвал самолета. Почему происходит двусмысленность фразы? Как ее устранить на письме?
[д-т] - Пло… (с дерева) – пло… (из дерева), - Моло… (человек) – моло… (кузнеца), [г-к] - Поро… (характера) – поро… (дома) - Сто … (сена) – сто… (под воду) Тема: Смыслоразличительная роль ударения Задания:
- На призывной звон гитары выйди, милая моя. В каком значении мы употребляем омограф (призывной) сегодня?
Нет, Олег. Да, Сергей. Сергей вчера разбил окно на террасе? Нет, сегодня. Да, вчера. Нет, повредил. Да, разбил. Нет, в доме. Да, на террасе. Тема: Использование паузы при устном общении Задания:
- У нас с братом беда. - Велели ему помочь. - Кабинет истории Московского университета.
В знакомом сакле огонек. То трепетал, то снова гас: На небесах в полночный час Так гаснет яркая звезда! Хотелось мне… Но я туда Войти не смел. Тема: Мелодика речи. Задания:
- Весна пришла. Весна пришла! Весна пришла. - Весна пришла. Весна пришла! Весна пришла. - Весна пришла? Весна пришла? Весна пришла, то теплее не стало.
а) – Пора? б) – Пора? в) – Пора… г) – Пора! - Пора. - Пора! - Пора? - Пора… Тема: Речь и этикет Задания
- Как дела, - спросил я. - Как сажа бела. Я хотел отвернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал: - Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормально.
Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача? - Спасибо, доктор. - Спасибо, доктор. Вы очень помогли моей маме. - Доктор, нет слов, чтобы выразить Вам мою благодарность.
- Не плачь, Таня. - Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. - Тише, Танечка, не плачь, Мы сейчас достанем мяч.
Ты все пела? Это дело: Так пойди же попляши! А как бы вы отказали Стрекозе, если бы были добрыми, но не очень богатыми? Тема: Роль интонации в речевом общении Задания:
- вы читаете дневник метеоролога; - вы сидите в помещении и с грустью смотрите в окно; - вы, лыжник-любитель, отравляетесь в лес на прогулку
|
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Элективный курс «Культура устной и письменной речи» (11 класс) Всего занятий 34 часов Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она развивается, воспитывается и... | ||
Программа курса "культура речи " Культура речи общий гуманитарный вузовский курс. Курс годовой 1-й и 2-й семестры. Реализуется в рамках учебного плана кафедры истории... | Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ в. 04 Культура деловой иноязычной речи Курс «Культура деловой иноязычной речи» занимает важное место в лингвистической подготовке будущих работников сферы туризма | Рабочая программа по дисциплине В. В культура деловой иноязычной речи Курс «Культура деловой иноязычной речи» занимает важное место в лингвистической подготовке будущих работников социально-культурного... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В культура разговорной иноязычной речи Курс «Культура разговорной иноязычной речи» занимает важное место в лингвистической подготовке будущих работников сферы социально-культурного... | Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика и культура речи» для студентов 1 курса ииял Культура речи как наука. Понятие языковой нормы. Типы норм. Речевая культура. Типы речевых культур | ||
В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | Введение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | ||
Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура... | ||
Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Примерная тематика рефератов Культура речи и культура поведения в контексте их взаимодействия и взаимодополнения | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... |