Единственный путь, ведущий к





Скачать 160.38 Kb.
НазваниеЕдинственный путь, ведущий к
Дата публикации11.08.2014
Размер160.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Предисловие

Единственный путь, ведущий к

знаниям, - деятельность

Б..Шоу.

Новая образовательная инициатива «Наша новая школа» декларировала компетентностный  подход в образовании. Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения.   Компетентность, как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а  компетентностно – ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия

ЦЕЛЬ моей работы – показать эффективность применения КОЗ  как один из инструментов, обеспечивающих  комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка, как результат образования,а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию ,выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки. Знания полностью подчиняются умениям. 

АКТУАЛЬНОСТЬ. Работа актуальна потому, что сейчас  основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.

 

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)Формирование и развитие универсальных учебных действий в работе с информацией.

2) Успешное выполнение части «А» на ЕГЭ.                                         

Для  успешной, плодотворной и интересной работы с КОЗ в старших классах мною была проведена анкета, главным вопросом в которой был вопрос о задачах изучения русского языка. Старшеклассники единодушно дали стандартный ответ: русский язык нужно изучать, так как это обязательный предмет при поступлении в вуз. Подобное отношение к предмету «Русский язык» является, на мой взгляд, следствием слабой мотивации к его изучению. Никто из опрошенных не упомянул о том, что язык играет важную роль в формировании всесторонне развитой личности школьника, в овладении культурой речевого общения, в формировании любви к русскому языку как национальному, как языку великой русской литературы.

Изучение этого предмета в 10-11 классах превращается в повторение, зубрёжку давно изученного материала. Этому способствуют и учебники, которые не отличаются разнообразием упражнений. Работа с ними не приносит удовлетворения ни учащимся, ни преподавателю.

Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка,   

во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;                                                                                                                      

во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов  деятельности;

 в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала                                                                                                   

в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.

Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания  изучила методику по теме «КОЗ» (Приложение№1). Сделала для себя вывод о том, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.

Компетентностно-ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная, работа с ОК (Приложение№2) контрольная работа, в приложении это хорошо просматривается) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.

Структура  компетентностно-ориентированного задания четко определена:

стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения), заданная формулировка (точное указание на деятельность учащегося  при выполнении задания),                                                                                   источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания),  бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления  учащимся результата деятельности), инструмент проверки  (аналитическая шкала,  модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).

Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания. Планируемые результаты образования должны проверяться в рамках образовательного процесса средствами педагогической диагностики; содержать описания действий или деятельности обучающегося, однозначно свидетельствующих о достижении определенного результата; однозначно трактоваться всеми участниками процесса оценивания: педагогами, обучаемыми.

Например, работая над орфографией, учитель ставит перед собой следующие задачи: выработать умение определять часть речи, знать ее грамматико-орфографические особенности, проводить морфемный анализ слова для правильного определения вида орфограммы, определять лексическое значение слова для более полного представления о нем, о его структуре. Поэтому первой задачей учителя является задача научить выделять опознавательные признаки орфограммы и осмысленно применять это на практике с помощью вопросов: что? где? почему?

 

Тема «Безударные гласные в корне» предполагает изучение трех видов орфограмм:

1)гласные, проверяемые ударением,

2)гласные, непроверяемые ударением,

3)чередующиеся гласные и требует особого внимания на любом уровне обучения: знакомство с темой в начальной школе, более полное изучение в 5 классе, закрепление и повторение в среднем звене и в старших классах.

Данная тема в школе изучается традиционно: объяснение учителя, закрепление изученного материала, практическая отработка навыков. Можно изучать эту тему несколько по-другому: использовать КОЗ как способ для мотивации деятельности учащихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых компетенций и обеспечить понимание основных принципов русской орфографии и процессов развития языка.

На уроках по изучению (или повторению, обобщению) безударных гласных в корне компетентностно-ориентированные задания могут быть направлены на отработку следующих умений: определять причины различия безударных гласных; применять разные способы проверки проверяемых гласных; находить среди предложенных правильно подобранные проверочные слова; составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ; уметь классифицировать корни с безударной гласной; анализировать языковой материал и систематизировать его.

Представлю КОЗ, разработанные мною,  к теме «Правописание гласных в корне».(повторение в10 – 11кл.)

 

Задание 1.

Стимул

 

- Инна, нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной - и всё.

 

-  Нет,  Оля,  не  всё  так  просто.  Если  будешь  пользоваться этим

способом проверки, допустишь много ошибок.

Задачная

Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в

формулировка

корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и

 

распределяя примеры.

Источник

Протокол, укр..тить, ст..рожка, ум. .рать, р..внение, к..т..лог, к..сить,

информации

к..сание, приоритет, пром. .кашка, к..согор, конкурент

Бланк                 для

Безударные гласные

выполнения

 

задания

?                              ?                               ?

 

1                               1                                   1.

 

2.                              2.                                  2.

 

3.                             3.                                3.

 

4.                              4.                                  4.

Инструмент проверки

Критерии оценивания

1 столбик

2 столбик

3 столбик

 

Классификация

 

 

 

 

корней

 

 

 

 

Выбор гласной

 

 

 

 

Наличие

 

 

 

 

правильного

 

 

 

 

доказательства

 

 

 

 

(можно

 

 

 

 

графического)

 

 

 

Инструкция для учителя по оценке знаний: количество предложенных слов может быть увеличено по желанию учителя.

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ - 0,5 балла

 За каждый неверный ответ - 0 баллов.

Максимальное количество - 9 баллов.

 

Приступая к выполнению задания, ученик должен                                        

а) внимательно прочитать задачную формулировку,                                        

б) изучить бланк для заполнения.  

В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

 1) классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением;                                                                                                                  2)корни с непроверяемой гласной;                                                                                    3)корни с чередующейся гласной);  

 4)-выбирать  гласную  (с  помощью     подбора  проверочного  слова,     нужного правила или орфографического словаря); 

  5)аргументировать свой выбор.

Если учитель не владеет навыками составления компетентностно ориентированных заданий, он может воспользоваться упражнениями учебника, составив по их текстам задания, учитывая необходимость организации деятельности детей в непривычной для них ситуации.

Работая в старших классах по учебнику Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина «Русский язык. 10-11 классы», сталкиваешься с тем, что задания по многим упражнениям однотипны и не вызывают интереса у обучающихся. Поэтому некоторые «дублирующие» упражнения вполне можно заменить компетентностно ориентированными заданиями. Например, в процессе работы с безударными гласными в 10 классе, используя материал упражнения 90, можно предложить другие задания или дополнение к предложенному в упражнении заданию. Приведу примеры таких заданий.

Упражнение   90. 3адание.   Перепишите,    вставляя   пропущенные   буквы   и подбирая проверочные слова.

Всю д..мовую работу Лонгрен исп..лнял сам: к..лол дрова,н..сил воду, т..пил печь, стряпал, ст..рал, гладил бельё и, кроме всего этого, усл..вал работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее ч..тать и п..сать. Он стал изр..дка брать ее с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехватить денег в магазине или сн..сти товар. Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырех в..рстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать д..тей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща п..лна солнечным ливнем, цв..тами и т..шиной, так что впечатлительности Ассоль не гр..зили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город.                                                                                                        

                                                                                                            (А. Грин)

Пример 1. Используем прием моделирования.

Задание. Существует несколько способов проверки безударных гласных в  корне  слова. Проанализируйте слова в тексте (включая те, в которых буква не пропущена) и сгруппируйте их по способам проверки. Сколько групп у вас получится? Обоснуйте ваш выбор. Составьте таблицу или схему.

Модельный ответ

 

Способы проверки безударной гласной

Подбор формы слова

Подбор однокоренного слова

кОлол

нОсил

тОпил

пИсать

снЕсти

вЕрстах

дЕтей

 

 

 

дОмовую

испОлнял

кОлол

нОсил

тОпил

пИсать

стИрал

успЕвал

чИтать

трЕдка

перехвАтить

пОлна

цвЕтами

тИшиной

грОзили

снЕсти

лЕжал

чЕтырёх

фИзической

расстоянии

горОда

мЕшать

иметь в вИду

впечАтлителъности

дрОва

Обоснование

1) Нет способа проверки с помощью сложносокращенных слов. Данный способ проверки возможен для слов с непроверяемой гласной в корне: в сложносокращенных словах эта гласная не стоит под ударением, но слышится ясно (дИвизия - комдИв, брИгадир - комбрИг). Подобных слов в данном тексте нет.

2) Некоторые слова можно проверить обоими способами: н..сил - нОсит, поднОс.

Пример 2. Лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации).

Задание. Вспомните все виды безударных гласных в корне слова. Авторами учебника слово СТИРАЛ отнесено к словам с проверяемой гласной в корне. Воспользуйтесь толковым словарем. Какое исследование можно провести, чтобы объяснить авторский выбор? Проведите его, используя необходимые справочные пособия, словари. Запишите алгоритм исследования. Свой вывод оформите в виде лингвистического сочинения.

Модельный ответ

Орфограмма в слове СТИРАЛ связана со значением слова. В данном тексте оно имеет значение «мыть (одежду, изделия из ткани)». В этом значении корень является проверяемым, т.к. произошло сращение морфем - приставки и корня.

В значении «трением удалить с поверхности» в корне происходит чередование Е-И, следовательно, эта гласная не проверяется ударением, а пишется по правилу «В корнях с чередованием -ТЕР-/ -ТИР- пишется А, так как после корня следует суффикс -А-».

Однако исторически эти слова являются родственными.

Пример 3. Применение языковых знаний в нестандартной ситуации.

Задание. Проанализируйте в данном тексте слова с проверяемой гласной в корне. Выпишите из них те, которые можно проверить только подбором:

  1. существительного__________________________________________

  2. глагола___________________________________________________

  3. местоимения______________________________________________

Постройте ответ в виде устного рассуждения.

Модельный ответ

Среди данных слов есть такие, которые можно проверить обоими
способами проверки: подбором однокоренных слов и подбором формы
слова. Например, КОЛОЛ, ТОПИЛ, НОСИЛ, ИЗРЕДКА и т.д. Есть те, которые можно проверить одним из способов, например, ВЕРСТАХ , ДЕТЕЙ.

Проанализировав все слова, приходим к выводу, что с помощью только существительных можно проверить слова ДОМОВУЮ (дом), ФИЗИЧЕСКОЙ (физика), ДРОВА (дровни); с помощью только глагола - слово СНЕСТИ (нёс, перенёс), а с помощью местоимения - слово ЧЕТВЕРЫХ (четверо).

Трудная работа с гласными в корне станет, на мой  взгляд, интересней и продуктивней, если вместо традиционного «вставьте буквы» мы предложим подобные задания. Их выполнение как нельзя лучше сможет убедить учителя в том, способен или не способен ученик применить на практике навыки, полученные при изучении темы «Безударные гласные».

Такая работа на уроке или дома более эффективна, так как не является механической, а требует мобилизации умственных усилий, и в ходе этой работы ученики используют не только имеющиеся по данной теме знания, но в поисках правильного ответа находят новую информацию. А добытое с трудом всегда запоминается лучше.

Подобная работа, я уверена, приведет к тому, что ученик впредь не будет бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка темам.

 

Задание 2.

Стимул

Разговор на перемене двух учениц 9 класса.

- Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!

- По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

- Поможешь мне?

Заданная

формулировка

Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись

им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».

Источник

информации

Алгоритм:

1    Выделяем корень.

2.   ?

3.   ?

4.   Вставляем букву

Слова для работы:  заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непромокаемый, подр..внять     клумбу,     обм..кнуть     перо, р.. сток,     блистательное исполнение, подравняться в строю.

Инструмент проверки

 

Умение 

Умение

Причина

Критерии

оценки

выделять корень

определять лексическое

значение

корня

выбора  гласной

«Лишнее» слово

 

Корни        с

чередованием

 

 

 

 

Корни          с

проверяемой

гласной

 

 

 

 

 

 Инструкция для учителя по оценке знаний.

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.

За неверный ответ ученик получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 8.

Задание 3.

 

Стимул

Завтра    у вас контрольная работа по теме «Правописание гласных в корне». Хотите проверить вашу готовность различать группы корней с чередованием гласной?

Задачная формулировка

Прибегните  к  классификации   корней   в  данных   словах  и   «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии.

Источник информации

1) р. .ели       к..снуться     2) избирать         выт..реть

________=___________      _________=_____________

р..стение           ?                           ?              выт..рать

3) зорька      загар            4) м..кать            р..внение

______=___________        ________=_____________

з..ря              ?                   пром..чил               ?

 

Инструмент проверки

Критерии оценивания

1 пропорция

2 пропорция

3 пропорция

4 пропорция

 

Классификация корней

 

 

 

 

 

Наличие верного доказательства

 

 

 

 

 

Выбор гласной в корне

 

 

 

 

 

Наличие верного примера

 

 

 

 

 

Инструкция для учителя по оценке знаний.

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.

За неверный ответ ученик получает 0 баллов. Максимальное количество баллов - 16.

Задание 4

Стимул

Как, по-вашему, будет выглядеть логическая цепочка по теме «Гласные в корне слова»?

Задачная формулировка

Попробуйте    выстроить    ее,    используя    необходимые    компоненты материала для информации.

Источник информации     + бланк для работы

Корень,  касательная,  ударение,  корень  с  безударной  гласной,  слово, безударный,   омонимичные   корни,   часть   слова,   чемодан,   корень   с чередующейся гласной, колючий.

Инструмент проверки                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                           ЛИТЕРАТУРА.                                       

 

  1. Блинова В.И. ,Сергеев И.С. Как  реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое  пособие.  М: АРКТИ, 2007.

  2. Лебедев О.Е Компетентностный подход в образовании. Школьные

технологии – 2009.

  1. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин  «Русский язык.10-11кл».

  2. М.Демидова  Компетентностно – ориентированные задания в научно – естественном образовании. Народное образование. – 2008.№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки РФ

Отдел образования администрации Абатского муниципального района

МАОУ Абатская СОШ №1

 

 

 

Конкурс

«Лучшее компетентностно-ориентированное задание»

по дисциплине: русский язык

 

 

 

ТЕМА:

«Компетентностно-ориентированные задания, как средство повышения мотивации к изучению русского языка». 

 

 

 

Выполнил:

Наталья Владимировна Куликова

Учитель русского языка и литературы

 

 

 

с. Абатское

2012

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Единственный путь, ведущий к iconКонкурс «Ступеньки мастерства 2013» под девизом «Единственный путь,...
С 18 по 28 января в мку сош №11 прошел профессиональный конкурс «Ступеньки мастерства 2013» под девизом «Единственный путь, ведущий...
Единственный путь, ведущий к iconЕдинственный путь, ведущий к знаниям это деятельность Бернард Шоу...
Основная цель нашего занятия – познакомить вас с методом проектов, раскрыть его значение и влияние на развитие учащихся, на повышение...
Единственный путь, ведущий к iconСистемно-деятельностный подход «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» формирование у студентов профессиональных...
Единственный путь, ведущий к iconПавлов Н. В. Экономико-математическая концепция личности, как единственный...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Единственный путь, ведущий к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...
Единственный путь, ведущий к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Три пути ведут к знанию. Путь размышлений самый благородный, путь подражания самый лёгкий, путь опыта самый горький. Конфуций
Единственный путь, ведущий к icon«Государственная должность… состоящая во всевозможном попечении о...
Федерации Дмитрий Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой определил единственный...
Единственный путь, ведущий к iconГод Средняя группа Ведущий
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости. Поздравляем Вас с наступающим Новым 2012 годом!
Единственный путь, ведущий к iconЛитература 33 Введение «Таково то, что зовется личностью; таково...
«Таково то, что зовется личностью; таково возникновение того, что зовется личностью; таково прекращение того, что зовется личностью;...
Единственный путь, ведущий к iconСценарий выпускного в детском саду "Скоро в школу"
Действующие лица утренника: 1-й ведущий, 2-й ведущий, Муля Умничкина, Жители Невежественной страны: Тимофей, Фитюша, Пусик, Выпускники...
Единственный путь, ведущий к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мне кажется, что по жизни каждого человека ведет незримый ангел. Каждый из нас выбирает друзей, жизненный путь, совершает разные...
Единственный путь, ведущий к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поведём с вами доверительный разговор. Вам интересно о чём? Точнее, о ком? (Звучит песня...
Единственный путь, ведущий к iconПояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным...
Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором...
Единственный путь, ведущий к icon«Щедрое сердце» бенефис незрячего педагога Максимова Виктора Моисеевича Ведущий 1
Ведущий 1: Гордость любой библиотеки составляют книжные собрания и читатели. Среди читателей нашей библиотеки много людей неординарных,...
Единственный путь, ведущий к iconПрограмма партии Россия находится на крутом изломе своей истории....
А, разрушения Союза сср и уничтожения Советской власти. Кпрф выступает единственной политической организацией, последовательно отстаивающей...
Единственный путь, ведущий к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поезд отошёл от станции и в течение 20 секунд двигался равноускоренно. Какой путь он пройдёт за это время, если за десятую секунду...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск