Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения,





Скачать 308.83 Kb.
НазваниеПояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения,
страница1/3
Дата публикации27.06.2014
Размер308.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом.

Инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.

В России теория и методика музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с середины XIX века. На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и многие другие ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики, методисты и воспитатели прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.

В течение всего XX столетия российская теория музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находила свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля.
Актуальность программы

Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим.

Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:

  • хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и, таким образом одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;

  • развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;

  • развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;

  • развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;

  • игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.



Цель курса: через обучение игре на фортепиано способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Задачи:

  • обеспечить педагогические условия для усвоения учащимися ЗУН по предложенному курсу;

  • способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

  • научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано музыкальные произведения, а также сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

  • приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений известных композиторов и пьес собственного сочинения;

  • способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;

  • сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.


Программа рассчитана на 5-7-летний срок обучения, поэтому рекомендуемый возраст для начала занятий 7-9 лет.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Занятия проводятся в следующем объеме: 1-7 классы — 2 ч. в неделю.

В одном и том же классе программа рабочих и итоговых произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей обучающегося.

В работе над репертуаром педагог должен учитывать наличие произведений для публичного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика (для учителя) и дневнике учащегося.
Контроль и учет успеваемости

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.

Контрольный урок — разновидность зачета с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика), во время которого учащиеся в один день играют определенную программу. Частота проведения контрольного урока один раз в четверть.

Итоговый контроль (1год обучения.) проводится в декабре и мае учебного года, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года ЗУН, после чего осуществляется перевод в следующий класс.

Со 2 класса один раз в год (ноябрь) проводится технический зачёт, учащиеся показывают свои технические навыки. Программа технического зачёта: Этюд, Пьеса, 2 параллельные гаммы (по программе класса).

Один раза в год (февраль) проводятся Академический зачёт, на котором учащиеся показывают свое исполнительское мастерство со 2 года обучения. Программа Академического зачёта определяется педагогами музыкального отделения на методическом совете.

Итоговый контроль в форме переводного экзамена с оценкой проводится в мае для учащихся, начиная со 2 года обучения и на протяжении всех последующих лет.

В течение года по желанию учащегося и педагога проводятся тематические концерты (исполнение произведений по жанрам)

Проверка навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения.

В заключение всего курса обучения (5 или 7-летнего) проводится выпускной экзамен. И вручается свидетельство об окончании ДШИ.

Обязательные требования

1-й класс

На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли.

2 класс

Требования на год: 1 этюд,4-6 разнохарактерных пьес,1 пьеса с элементами полифонии, 1 пьеса с элементами крупной формы. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями.

3 класс

1 Этюд, 5-7 разнохарактерных пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера),1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, ансамбли. 2 параллельные гаммы до 3-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом, аккорды, короткие арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.

4 класс

Требования совпадают с 3 классом, но с учётом усложнения. 2 параллельные гаммы до 4-х знаков, 1 полифония, 1-3 этюда на разные виды техники, 3-5 пьес, 1 произведение крупной формы, игра упражнений и ансамблей.

5 класс

Требования на год: 2 параллельные гаммы до 5 знаков,1-3 этюда,1 полифоническое произведение, 1 крупная форма, 4-6 пьес. Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей и упражнений. В случае 5-летнего обучения учащийся на выпускном экзамене исполняет: Этюд, двух или трехголосную полифонию (прелюдия, инвенция, сарабанда), произведение крупной формы (соната), 1 пьеса.

6 класс

2 параллельные гаммы до 6 знаков, 1-3 этюда, полифония, крупная форма, 4-6 пьес, упражнения, ансамбли, чтение нот с листа. В течение года учащийся обязательно должен пройти развёрнутую романтическую пьесу.

7 класс

Требования к выпускной программе: Двух, трёхголосная полифония (прелюдия, инвенция), произведение крупной формы (Соната, I часть allegro), этюд, 2 разнохарактерные пьесы. Контроль над подготовкой выпускной программы происходит на трёх прослушиваниях. Требования к 1 прослушиванию: 2 произведение по нотам 1 наизусть, 2 прослушивание: 3 наизусть 4 по нотам,3 прослушивание: 4 наизусть пятое произведение по нотам. На выпускном экзамене все 5 произведений исполняются наизусть.

Учебно-тематический план (1 год обучения)



п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Основы музыкальной грамоты

20

5

15

3.

Формирование основных пианистических навыков игры

27

7

20

4.

Формирование исполнительских навыков

13

3

10

5.

Итоговое занятие

2

1

1




Итого:

64








Учебно-тематический план (2 год обучения)


п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие технических навыков

18

2

16

2.

Основы музыкальной терминологии

8

3

5

3.

Формирование пианистических навыков игры

24

4

18

4.

Формирование исполнительских навыков

14

4

10

5.

Контрольный урок

3




3

6.

Итоговый контроль (переводной экзамен)

1




1

7.

П.П.В.

34

10

24




Итого:

68 (102)






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconАннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconМастер-класс «Личностно-профессиональная успешность учителя»
Жизнь подобна симфонии. А каждый из нас инструмент, играющий свою неповторимую партию в этом прекрасном музыкальном произведении....
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование и материалы: готовый крой фартука, бытовая швейная машина с электроприводом, оборудование по вто, разметочный инструмент,инструмент...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,...
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент...
Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента....
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента....
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Специальный инструмент. Фортепиано» (Сатинова М. П.)
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (фортепиано)» входит в программу предпрофессиональной подготовки оош «Созвучие» и ведется...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconКонвенции и соглашения ООН в области транспорта как инструмент расширения...
Конвенции и соглашения ООН в области транспорта как инструмент расширения транзитного потенциала
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трумент и в этом его уникальность. На нем можно исполнять различные произведения: от народных попевок- до современных популярных...
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Калимуллина О. С., Межецкая О. В. Модуль «Музыкальный инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс....
Пояснительная записка Фортепиано удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, iconУрок по разделу
Линейкой можно определить размер деталей с точностью 1 мм. Для измерения с большей точностью применяется специальный инструмент,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск