Скачать 308.83 Kb.
|
Пояснительная записка Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом. Инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности. В России теория и методика музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с середины XIX века. На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и многие другие ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики, методисты и воспитатели прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки. В течение всего XX столетия российская теория музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находила свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля. Актуальность программы Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:
Цель курса: через обучение игре на фортепиано способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки. Задачи:
Программа рассчитана на 5-7-летний срок обучения, поэтому рекомендуемый возраст для начала занятий 7-9 лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Занятия проводятся в следующем объеме: 1-7 классы — 2 ч. в неделю. В одном и том же классе программа рабочих и итоговых произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей обучающегося. В работе над репертуаром педагог должен учитывать наличие произведений для публичного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика (для учителя) и дневнике учащегося. Контроль и учет успеваемости Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических концертах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д. Контрольный урок — разновидность зачета с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика), во время которого учащиеся в один день играют определенную программу. Частота проведения контрольного урока один раз в четверть. Итоговый контроль (1год обучения.) проводится в декабре и мае учебного года, на котором учащийся должен продемонстрировать приобретенные в течение года ЗУН, после чего осуществляется перевод в следующий класс. Со 2 класса один раз в год (ноябрь) проводится технический зачёт, учащиеся показывают свои технические навыки. Программа технического зачёта: Этюд, Пьеса, 2 параллельные гаммы (по программе класса). Один раза в год (февраль) проводятся Академический зачёт, на котором учащиеся показывают свое исполнительское мастерство со 2 года обучения. Программа Академического зачёта определяется педагогами музыкального отделения на методическом совете. Итоговый контроль в форме переводного экзамена с оценкой проводится в мае для учащихся, начиная со 2 года обучения и на протяжении всех последующих лет. В течение года по желанию учащегося и педагога проводятся тематические концерты (исполнение произведений по жанрам) Проверка навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения. В заключение всего курса обучения (5 или 7-летнего) проводится выпускной экзамен. И вручается свидетельство об окончании ДШИ. Обязательные требования 1-й класс На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли. 2 класс Требования на год: 1 этюд,4-6 разнохарактерных пьес,1 пьеса с элементами полифонии, 1 пьеса с элементами крупной формы. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями. 3 класс 1 Этюд, 5-7 разнохарактерных пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера),1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, ансамбли. 2 параллельные гаммы до 3-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом, аккорды, короткие арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога. 4 класс Требования совпадают с 3 классом, но с учётом усложнения. 2 параллельные гаммы до 4-х знаков, 1 полифония, 1-3 этюда на разные виды техники, 3-5 пьес, 1 произведение крупной формы, игра упражнений и ансамблей. 5 класс Требования на год: 2 параллельные гаммы до 5 знаков,1-3 этюда,1 полифоническое произведение, 1 крупная форма, 4-6 пьес. Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей и упражнений. В случае 5-летнего обучения учащийся на выпускном экзамене исполняет: Этюд, двух или трехголосную полифонию (прелюдия, инвенция, сарабанда), произведение крупной формы (соната), 1 пьеса. 6 класс 2 параллельные гаммы до 6 знаков, 1-3 этюда, полифония, крупная форма, 4-6 пьес, упражнения, ансамбли, чтение нот с листа. В течение года учащийся обязательно должен пройти развёрнутую романтическую пьесу. 7 класс Требования к выпускной программе: Двух, трёхголосная полифония (прелюдия, инвенция), произведение крупной формы (Соната, I часть allegro), этюд, 2 разнохарактерные пьесы. Контроль над подготовкой выпускной программы происходит на трёх прослушиваниях. Требования к 1 прослушиванию: 2 произведение по нотам 1 наизусть, 2 прослушивание: 3 наизусть 4 по нотам,3 прослушивание: 4 наизусть пятое произведение по нотам. На выпускном экзамене все 5 произведений исполняются наизусть. Учебно-тематический план (1 год обучения)
Учебно-тематический план (2 год обучения)
|
Аннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной... | Мастер-класс «Личностно-профессиональная успешность учителя» Жизнь подобна симфонии. А каждый из нас инструмент, играющий свою неповторимую партию в этом прекрасном музыкальном произведении.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование и материалы: готовый крой фартука, бытовая швейная машина с электроприводом, оборудование по вто, разметочный инструмент,инструмент... | Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,... Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок | ||
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент... Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий расскажет о каждом из инструментов, их устройстве, принципах звукоизвлечения, краткой истории возникновения инструмента.... | Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение... Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном... | ||
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение... Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет «Общее фортепиано» – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адаптированная дополнительная образовательная программа «Специальный инструмент. Фортепиано» (Сатинова М. П.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (фортепиано)» входит в программу предпрофессиональной подготовки оош «Созвучие» и ведется... | ||
Конвенции и соглашения ООН в области транспорта как инструмент расширения... Конвенции и соглашения ООН в области транспорта как инструмент расширения транзитного потенциала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Трумент и в этом его уникальность. На нем можно исполнять различные произведения: от народных попевок- до современных популярных... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Калимуллина О. С., Межецкая О. В. Модуль «Музыкальный инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс.... | Урок по разделу Линейкой можно определить размер деталей с точностью 1 мм. Для измерения с большей точностью применяется специальный инструмент,... |