Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер102.14 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа



I. Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (фортепиано)» входит в программу предпрофессиональной подготовки ООШ «Созвучие» и ведется в 9 классе школы.

Программа разработана согласно требованиям Письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и на основе адаптации основных принципов следующих программ:

  • Программа специального фортепиано для детских музыкальных школ. – М., 1989;

  • Программа по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей в системе школа – училище – вуз (ШУВ). – М., 1992;

  • Программа для специальной музыкальной школы при ВМУ. – Вологда, 1995.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» обусловлена вокально-хоровой направленностью обучения в школе. В работе с обучающимися, наряду с выработкой навыков игры на фортепиано, важное значение придается формированию навыков музицирования: чтения с листа, аккомпанемента, ансамблевого исполнительства.

Цель преподавания дисциплины «Музыкальный инструмент (фортепиано)»: формирование навыков инструментального исполнительства, развитие художественного вкуса и музыкально-творческих способностей обучающихся.

Задачи освоения дисциплины в курсе предпрофессиональной подготовки:

1. Образовательные:

  • формирование познавательного интереса в фортепианному исполнительству;

  • развитие пианистических навыков;

  • развитие навыков музицирования (аккомпанемент, игра в ансамбле, транспонирование, чтение с листа);

2. Воспитательные:

  • воспитание любви к фортепианному искусству;

  • воспитание потребности в инструментальном музицировании;

  • воспитание личностных качеств учащихся через знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки.

3. Развивающие:

  • накопление посредством фортепианной игры музыкально-художественных впечатлений;

  • формирование художественного вкуса и чувства стиля;

  • развитие интеллектуальной, волевой, коммуникативной и эмоциональной сфер личности обучающегося.

Программа опирается на идеи гуманизма и педагогической целесообразности и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Срок реализации программы – 1 год (17 академических часов).

Возраст обучающихся – 14-15 лет (9 класс).

Форма занятий – индивидуальные уроки.

Согласно учебному плану предмет ведется 1 раз в неделю по 20 минут (0,5 академического часа).

Прогнозируемые результаты:

По окончании изучения дисциплины «Музыкальный инструмент (фортепиано)» в рамках предпрофессионального обучения школьники должны овладеть навыками, инструментального исполнительства соответствующими требованиям к поступающим на дирижерско-хоровые и вокальные отделения профильных СПО.

В процессе работы по программе у обучающихся развиваются такие качества личности как творческая активность, эмоциональная отзывчивость, целеустремленность, трудолюбие, коммуникабельность, способность к профессиональному самоопределению.

Формы подведения итогов:

Контрольные требования: подготовка в течение учебного года программы, включающей этюд, полифоническое произведение, крупную форму или пьесу.

Одной из форм подведения итогов работы по программе «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является участие обучающихся во внутришкольных концертах, музыкальных лекториях, школьных и городских конкурсах ансамблей и аккомпанемента.
II. Учебно-тематический план





Наименования разделов и тем

Количество учебных часов

теоретических

практических



Развитие технических навыков

1

3



Полифония

1

3



Крупная форма или пьеса

1

4



Развитие навыков музицирования (ансамбли, аккомпанементы, чтение с листа)

1

3




Всего:

4

13


Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что для данной дисциплины является наиболее продуктивным и целесообразным.

III. Содержание учебного курса
Содержание программы отражено в ежегодных репертуарных списках. В течение года обучающиеся должны подготовить программу, включающую этюд, полифоническое произведение, крупную форму или пьесу.

Важнейшими принципами работы по программе являются индивидуальный подход, систематичность и упорядоченность обучения.

Репертуар подбирается индивидуально для каждого ученика с учетом существующих проблем и перспектив профессионального роста.

На уроках по дисциплине «Музыкальный инструмент (фортепиано)» в рамках предпрофессиональной подготовки продолжается работа над совершенствованием технических навыков обучающихся. Важное значение имеет развитие навыков музицирования. Учитывая нацеленность курса на профилизацию обучения, индивидуальные занятия по дисциплине целесообразно делить на две части. Один урок посвящается работе с произведениями базового раздела (полифония, крупная форма, пьеса, этюд), другой – над развитием навыков музицирования (ансамбли, аккомпанементы, чтение с листа фортепианных и вокальных произведений).

Развитие технических навыков (4 часа) предполагает работу над гаммами, аккордами, арпеджио, этюдами.

При работе над полифонией (4 часа) развиваются навыки голосоведения, слышания отдельных голосов фортепианной фактуры, выразительного проведения тем и противосложений. У обучающихся должны быть сформированы чувство стиля и осознание логики полифонического развития. Обучающиеся могут исполнять двух-, трехголосные инвенции и несложные фуги.

Работа над крупной формой и пьесами (5 часов) предполагает исполнение легких сонат либо сонатин, рондо, вариаций. Пьесы на этапе предпрофессиональной подготовки разнообразны по стилю и достаточно сложны по стилю.

Развитие навыков музицирования (4 часа):

При исполнении аккомпанемента (4 часа) учащийся должен продемонстрировать начальные концертмейстерские навыки: подготовить вступление солиста, сохранять метроритм в течение всего произведения, уметь поддержать солиста в случае отклонения от темпа, помочь ему передать образное содержание музыкального произведения, уметь соотносить звучание аккомпанемента с партией солиста или хора по динамике и тембру, уметь следовать за фразировкой солиста, чутко реагировать на изменение динамики, выдерживать цезуры.

Ансамблевое музицирование воспитывает умение слушать свою партию и партию партнера, что очень важно для хоровика-вокалиста. Исполнение небольших ансамблевых композиций вместе с педагогом приобщает ребенка к совместному ансамблевому творчеству, закладывает основы для изучения хорового многоголосия, формирует будущее партитурное слышание.

Навык чтения с листа является основополагающим в развитии просвещенного любителя музыки. Он дает обучающимся познания в области стилей и жанров фортепианной музыки, развивает их творческий потенциал, расширяет представления о фортепианном репертуаре.
IV. Методическое обеспечение программы
Уроки по дисциплине «Музыкальный инструмент (фортепиано)» проводятся в форме индивидуальных занятий.

Занятия проходят в классах, оборудованных роялями и фортепиано. При необходимости педагоги используют наглядные пособия, демонстрирующие аппликатуру гамм, музыкальные термины и др.

Библиотека школы располагает необходимым количеством нотной литературы. В школе имеется множительная техника для тиражирования нотных текстов.

Обучающиеся принимают участие в внутришкольных и городских конкурсах и фестивалях в традиционной общешкольной «Музыкальной гостиной».

Преподаватели, работающие по программе, имеют первую и высшую квалификационные категории.
V. Литература, используемая педагогом


  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

  2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – М., 1973.

  4. Брянская Н. Навык игры с листа и принцип его формирования. – М. 1967.

  5. Гнесина Е. Фортепианная азбука (методическая записка). – М., 1954.

  6. Коган Г. Работа пианиста. – М., 1979.

  7. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М., 1992.

  8. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста. – М., 1984.

  9. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или Я – детский педагог. СПб., 1996.

Литература для обучающихся и их родителей


  1. Зимин П.Н. История фортепиано и его предшественников. – М., 1968.

  2. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М., 1991.

  3. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1994.

  4. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М.,1997.


Репертуарные списки
Этюды
1. Черни К. 32 этюда. По выбору

2. Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов. По выбору

3. Лешгорн А. Соч. 66 Этюды № 1, 15, 17-19, 23, 25, 28.

4. «Фортепианная техника» сост. Натансон

5. Лешгорн А. Соч. 136 Этюды № 15, 20

6. Беренс Н. соч. 61 Этюд № 12

7. Александров А., соч. 33 Этюд № 2,. по выбору.

8. Этюды 6 кл. Ред. Гиндин. Украина-1980 – по выбору.

9. Кобылянский Н.. Октавные этюды. Л.: Музыка,1977

10.Черни К.. Первый учитель и первый урок. Вып. 2, № 42-83.

//Композитор//, 1992
Полифония
1. Бах И.С. Двухголосные инвенции до мажор, до минор, ми минор

2. Клавирные пьесы западноевропейских композиторов ХУ1-ХУШ в.

в ред.-сост. Копчевский Н.

3. Нидерландские нотные тетради. Тетр. 4: Консона, Сейкас- соната.

4. Фортепианная музыка для детей 1-5 кл. ДМШ, вып. 2 , //Музыка//, 1975:

Рамо Ф. 2 ригондона;

Бах Ф.Э. Престо.

Гендель Г. Аллеманда, Каприччио.

Люли Ж. Жига.

5. Парадизи Г.Токката.

6. Бах И.С. Французские сюиты. Сюита до минор.

Аллеманда.

Сарабанда.

Менуэт.

7. Клавирные пьесы. Зап. -европ. Комп. 16-18 века. Вып.1.

Ред. КопчевскогоН. //Музыка//, 1975

8. Полифонические пьесы для фортепиано. Ред. Гудько.

//Музычна Украина//, 1986.
Пьесы
1. Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества:

«Незнакомец»

«Воспоминание»

«Отзвуки театра»

2. Чайковский П. Соч. 39 Детский альбом:

«Баба Яга», «Сладкая греза»

3. Чайковский П. Соч. 37 Времена года:

«Подснежник»

«Песня жаворонка»

4. Фортепианные пьесы. Средние классы, вып. 2 ред. КопчевскогоН.

  • по выбору.

5. Металлиди Ж. Пьесы для фортепиано. Раздел 2 (по выбору).

6. Григ Э. Избранные произведения. //Музыка//, 1962 – по выбору.

7. Пьесы зарубежных композиторов для фортепиано.

Вып. 3, ред.-сост. Розенгауз (по выбору).

8. Фортепианные пьесы. Средние классы. Сост. Полозова.

9. Фортепианные пьесы. Старшие классы. Сост. Полозова.

10.Григ Э. Лирические пьесы. ( по выбору ).

11.Лядов А. Бирюльки (по выбору).

12.Раков Н.Пьесы для детей. 4-7 класс. //Сов. Композитор//,1961

13.Парфенов И.. Пьесы для фортепиано. Курган., 1988

14.Шмитц М. Джаз-парнас. 1 том. № 26-40

15.Смирнова Т. Аллегро: интенсивный курс обучения на ф-но. 9 тетр.

М., ЦСДК,1994.

16.Парфенов И. Домик в клину. К.,1992

17.Гаврилин В. Пьесы для фортепиано //Музыка//. М., 1976

18.Бриттен Б. Пьесы для ф-но. //Музыка//. М., 1979

Крупная форма
1.Клементи М. Соч. 38 Соната фа мажор 1 ч.

2.Кулау Ф. Соч. 20. Соната фа мажор № 2

Соч. 55. Соната ре мажор № 5.

3.Гайдн И. Соната ми минор (1 и Ш части)

4.Бетховен Л. Соната 19

5.Клавирная музыка западноевропейских композиторов ХУ1-ХУ1 в.в.,

вып. 1, сост. Копчевский Н.:

Родригес. Рондо.

Серрано. Соната си b мажор

Галмс. Соната фа минор.

БетховенЛ. Вариации для фортепиано. 1 том. //Музычна Украина//, 1979

6.Альбом сонатин для фортепиано. Р-на-Дону, //Феникс//, 2004
Ансамбли
1. Дворжак. Избранные славянские танцы (по выбору).

2. Юный пианист. Сост. Десятников:

3. Чайковский П.И. «Красная Шапочка и Волк».

4. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Питерин.

5. Бетховен Л.соч. 45. Марш.

6. Вебер А. соч. 10. Мазурка.

7. Раков Н. Две пьесы: Мелодия. Мазурка.

8. Гаврилин В. «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки:

«Мушкетеры», «Вальс»

9. Ансамбли для фортепиано, Вып. 2. Сост. ПороцкийВ.

Свиридов Г. «Зимняя дорога».

10.Брат и сестра». Вып. 5, Сост. Лобанова:

Прокофьев С. «Монтекки Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта».

Гершвин «Колыбельная Клары».

11.Брат и сестра», вып. 3. Сост. Лобанова:

ГлазуновА. «Большой испанский танец».

12.Брат и сестра» вып. 4, сост. Лобанова:

Чайковский П.И. Трепак из балета «Щелкунчик».

13.Альбом для ф-но в 4 руки по сказкам Ш.Перро. Сост. Десятникова.

//Сов. Композитор//, 1989

14.Гаврилин В. Вальсы для ф-но и ф-но в 4 руки. СПб., 2001

15.«Мой Верди»: популярные фрагменты из опер в легком перел. В 4 руки.

// Композитор//, СПБ., 1998

16.Играем вдвоем: пьесы для ф-но в 4 руки. СПб, 2002

17.Шмитц М. Джаз-парнас. 2 том. Лейпциг, 1987

18.Гаврилин В. Пьесы для ф-но в 4 руки. //Музыка//, Л-1979


Аккомпанемент


  1. Гаврилин В. Песни для голоса в сопр. Фортепиано.

  2. Смирнова Т. Учусь аккомпанировать. Т. 1 Аллегро.

  3. Песни для голоса в сопр. Фортепиано, баяна М., 1982

Гладков Г. «Твои глаза».

  1. Пение в школе 4-5 класс М.,1973:

Григ Э.«Лесная песнь»

Брамс И.«Колыбельная»

Колмановский «Красивая мама»

Мурадели «Пионерский костёр»

  1. Попов. Школа хорового пения. М.,1986:

Павленко «Капельки»

Свиридов Г. «Песня о Москве»

Красев «Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».

Р.н.п. «Я на камушке» Обр. Римского-Корсакова.

Бетховен Л. «Малиновка».

  1. Бандина Школа хорового пения. Вып.6:.

Шакфтиев. «Дровосек»

ЖилинскийН. «С удочкой»

Брамс И. «Колыбельная»

  1. Песни-картинки. Л.: //Сов. Композитор//, 1982. Вып. 21:

Муз Архимандритова, сл. Орлова «Упрямые тучки»

Муз. Зарицкой, сл. Суслова «Солнечная песенка»

  1. Хрестоматия по аккомпанементу для ДМШ.:

//Союз художников//, СПб – 2001:

Бах И.С., сл. Тонского. За рекою старый дом

Векерлен Ж., сл. Фавара. Менуэт экзодэ (пастораль)

Муз. Булахова, сл. А.Фета. Молчали листья, звезды рдели

Муз. А.Гурилева, сл. неизв. Автора. Вам не понять моей печали.

9.Шуман Р. Альбом песен для юношества.

Избранные песни для голоса и фортепиано. //Музыка//, М., 1978:

10. Дунаевский М.. « Городские цветы»: песни для голоса. Хора и

ф-но.Сост .Т.Золотарева. //Сов. Композитор//,1988

11.Поет Франция: песни фр. Композиторов для голоса.

Сост. ПодберезскийМ.. Хора и ф-но. //Музыка//, М., 1973

12. Эшпай А. Песни в сопр. Ф-но. //Музыка//, М., 1985

13. Песня, гитара и я: поп. Эстрадные песни для голоса в сопр. Ф-но.

Вып.3. Л., 1976


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск