Скачать 0.54 Mb.
|
Пояснительная записка Программа обучения «Обучение игре на баяне и аккордеоне»- является углубленной, модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности. Баян - русский народный инструмент не только по своему происхождению. Его становление и развитие происходило под влиянием, прежде всего национальных традиций. Баян многотембровый инструмент и в этом его уникальность. На нем можно исполнять различные произведения: от народных попевок- до современных популярных мелодий, полифонии, джаза. Став профессиональным, он служит народу на концертной эстраде и как сольный инструмент, и в составе оркестров и ансамблей народных инструментов. В музыкальной педагогике последних лет все больше внимания уделяется воспитанию личности в ансамблевом исполнительстве. Ансамблевое исполнительство на русских народных инструментах имеет многовековую историю, однако как самостоятельный жанр инструментальной музыки сформировался более 100 лет назад. Ансамбль представляет собой коллектив единомышленников, объединенных общностью целей и задач, вырабатывающих в процессе совместной деятельности художественные принципы. Каждый участник ансамбля является по существу солистом, поэтому коллектив и личность в инструментальном ансамбле необходимо рассматривать в диалектическом единстве, как две стороны одного явления, развитие которых обусловлено друг другом. Ансамбли народных инструментов, как самодеятельные коллективы, выполняют различные социальные функции – воспитательную, учебно-познавательную, пропагандистскую, коммуникативную и другие. Занятия в ансамбле способствуют развитию у ребят образного мышления, ритмики, музыкального слуха, памяти и воображения. Актуальность программы определяется поиском форм, сохраняющих традиции русской музыкальной культуры, что способствует решению проблемы потери подрастающим поколением чувства патриотизма, гордости за её историческое и духовное прошлое, сохранения традиций народного музицирования. Цели и задачи образовательного процесса. Целью программы – овладение учащимися основами музыкальной культуры через приобщение учащихся к музыкальному творчеству, к сохранению и развитию традиций исполнительского мастерства на баяне-аккордеоне. Приближение к данной цели осуществляется через решение следующих задач: обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Адресность программы. Данная программа адресована учащимся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации программы- 8 лет. Условия набора: В класс баяна и аккордеона принимаются учащиеся после предварительного прослушивания, где определяются его музыкальные данные: слух, ритм, музыкальная память. На прослушивании ученик представляет:
Начать обучение целесообразно в младшем школьном возрасте исходя из физических возможностей ребенка. Режим занятий. Занятия в группах 1-2 года обучения: 3 раза в неделю по 2 академических часа; 2 раза в неделю по 3 академических часа, 216 часов в год. Занятия в группах 3-8 годов обучения: 4 раза в неделю по 2 академ. часа; 2 раза в неделю по 3 академ. часа и 1 раз в неделю по 2 академ. часа; 3 раза в неделю по 2 академ. часа и 2 раза в неделю по 1 академ. часу; 3 раза в неделю по 2 академ. часа и 2 раза в неделю по 1 академ. часу; 4 раза в неделю по 1 академ. часу и 2 раз в неделю по 2 академ. часа, 288 часов в год. Продолжительность академического часа – 45 минут. Формы и методы организации деятельности учащихся на занятиях Занятия по программе проводятся с группой учащихся и включают в себя теоретическую и практическую подготовку. В процессе обучения используются различные формы организации деятельности учащихся: групповая, работа по звеньям (малыми группами – дуэты, трио, квартет), индивидуальная – подготовка ребенка к ансамблевой и оркестровой игре (разбор произведения на занятии вместе с преподавателем, постановка аппликатуры, штрихов, работа над динамикой, фразировкой). При достижении определенных результатов учащиеся принимают участие в концертах, конкурсах, творческих встречах, фестивалях различного уровня. Основные методы обучения, используемые в учебном процессе:
Ожидаемый результат. По окончании полного курса обучения учащиеся овладеют:
разовьют:
воспитают:
Приёмы организации занятий:
Дидактический материал:
Способы проверки результатов. Достижения ожидаемых результатов можно проверить путём:
Способы фиксации результата. Результаты освоения программы фиксируются:
Формы подведения итогов реализации программы: Систематическая оценка работы учащихся в течение года по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация (октябрь, декабрь, март) в форме зачетных уроков или отчетных концертов для родителей. Итоговая аттестация (май) в форме переводного экзамена. Диагностика результативности. При анализе результативности изучения полного курса программы обучение игре на баяне-аккордеоне выявятся следующие показатели:
Успешное прохождение образовательной программы и успешная сдача выпускных экзаменов позволяет выпускнику поступать в средние специальные учебные заведения музыкального профиля. Способным учащимся выдается рекомендация - направление для дальнейшего музыкального обучения в специальных средних и высших учебных заведениях. Ожидаемый результат. По окончании полного курса обучения учащиеся овладеют:
разовьют:
воспитают:
Учебно-тематический план 1 года обучения.
Содержание занятий. 1. Вводное занятие:
2. Посадка и постановка инструмента: изучение инструмента и постановка рук, игрового аппарата. теория
практика
3. Нотная грамота и расположение нот на инструменте: теория
практика
4. Работа над программным репертуаром: теория
практика
Репертуарный план формируется ежегодно в зависимости от подготовленности учащихся. 5. Учебные концерты, конкурсы: практика предусматривается обязательное выступление всех учащихся на 2-х учебных классных концертах, участие в конкурсах «Юный музыкант». 6.Игра на инструменте в малом ансамбле.
7. Беседы по технике безопасности на занятиях в музыкальных классах проводятся ежемесячно по разработанным темам (перечень инструкций прилагается в конце программы). 8. Промежуточная и итоговая аттестация: Промежуточная аттестация – отчетный концерт для родителей или учебный концерт проводится в октябре, декабре. Итоговая аттестация - экзамен за год - в мае. |