Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья»





Скачать 121.01 Kb.
НазваниеУрок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья»
Дата публикации12.08.2014
Размер121.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Открытый урок по литературному чтению

А. С. Пушкин «У Лукоморья»

МБУСОШ №49

учитель Иванова Светлана Геннадьевна

Цель урока:

- Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) анализ сюжета

б) выборочное чтение

в) просмотровое чтение

-Формировать читательские умения, правильно называть произведение, автора.

Оборудование:

- проектор, экран, ноутбук;

- детские книги;

- выставка книг Пушкина;

- портрет поэта;

- аудиозапись;

- презентация

-система контроля и мониторинга качества знаний PROKLAS

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к прологу из поэмы "Руслан и Людмила".

Развивающие:

- развивать навыки работы с текстом: выделять, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции;

- развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;

- развивать образное мышление, самостоятельность,

творческие способности, воображение, способность

воспринимать различные виды искусства.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русской поэзии, любовь к

поэтическому слову;

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать чувство прекрасного;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни.

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица.

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться.

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу...

У нас на уроке присутствуют гости, посмотрите на них, пожалуйста, и тоже улыбнитесь им.

- Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок

литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки: (слайд сова и слон)

- Как вы думаете, почему я показала вам эти картинки?

  • Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

2. Сообщение темы урока:

Сегодня мы отправимся в мир сказок и познакомимся с произведением А. С. Пушкина, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.

Целеполагание и сообщение темы.

Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

Ученик: Узнать о жизни Александра Сергеевича Пушкина и научиться выразительно читать стихотворение;

Учитель: Для чего вам это нужно?

Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво

и правильно говорить самим и чтобы было, приятно

слушать другим.

На фоне музыки чтение слов:

Слайд:

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

(Слайд портрет Пушкина, зажжённая свеча)

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку. Сегодня наш урок посвящен А. С. Пушкину — солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. И сегодня мы начнем урок со священного ритуала - символа памяти. Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих нор. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Для каждого русского

человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг,

добрый советчик.

Слайд: портрет Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799г.

Слайды:

- бабушка и дедушка

- мама и папа

- сестра и брат

- дом Пушкиных

- бабушка и няня

- маленький Пушкин

- Пушкин - лицеист

- Пушкин с няней

- Пушкин читает няне

- няня

- сказка

Воспитывала его любимая бабушка и няня Арина

Родионовна, которых он очень любил и они его тоже

любили. Няня знала огромное количество сказок, песен,

которые она с удовольствием рассказывала маленькому

Саше. И когда он вырос, то многие сказки переписал

стихами. Вот какую сказку рассказывала няня Саше:

«У моря-лукоморья стоит дуб, а на том

дубу золотые цепи, а по тем цепям

ходит кот; вверх идёт-сказки

сказывает, вниз идёт- песни поёт...
Из моря выходят тридцать отроков

точь -в -точь ровны и голосом, и

волосом, и лицом, и ростом; а выходят

они из моря только на один час. А

караулит их и гонит обратно в море

старик...»

В 20 лет Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила», а

вот вступление к ней написал чуть позже в 24 года. И

использовал для неё эту сказку.

III. Работа над новым материалом.

Релаксация:

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Я вас приглашаю в волшебную страну! Сказки, стихи Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша,

представляя, как будто видишь всё, что рисует словами

поэт. Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте

глаза и представляйте..., а самое главное

внимательно вслушивайтесь в строки великого

Пушкина.

Первичное слушание (аудио слушание)

В этом произведении много устаревших слов. Многие устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя эти слова, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью; волшебством. Давайте вместе найдём эти слова и попробуем их объяснить.

Презентация

1. У лукоморья дуб зеленый

Слайд лукоморье

- Что такое лукоморье? Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив.

Златая цепь на дубе том

- слово золотой - любимое слово няни

2. И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит

Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет

подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются

все лесные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает

деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где

и ждёт наступления весны.

Русалка на ветвях сидит;

Русалка - живёт на болотах. По ночам песни поёт,

заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как Русалка - живёт на болотах. По ночам песни поёт,

заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как

водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих

костей.

Там на неведомых дорожках

(Неведомые дорожки - это какие? Их никто никогда не видел, по ним не ходил)

Следы невиданных зверей

НЕВИДАННЫХ - неизвестных, не встречавшихся

раньше

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Там лес и дол видений полны;

- Что такое «дол»? пространство без деревьев -

долина

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

Брег - берег

И тридцать витязей прекрасных

Витязь - воин, солдат.

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской

Почему воды названы ясными? (Прозрачные).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

МИМОХОДОМ - по пути, проходя мимо

пленяет - берёт в плен.

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице гам царевна тужит,

- тужит - грустит, тяжело ей, туго приходится.

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Баба - Яга живёт в избушке на курьих ножках, летает но

белому свету в ступе, заметает следы метлой. Характер у

Бабы - Яги вредный, но она может совершать и добрые

дела. Служат ей лягушки, змеи, вороны.

Там царь Кашей над златом чахнет;

- чахнет - сохнет, худеет.

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных

героев. Лукоморье - на синем море сказок, на острове

Буяне...". Пушкину тоже захотелось попасть в

сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он

сказочник. И вот он садится под дуб, и кот учёный свои

сказки говорит ему.

Физминутка

Давайте немножко отдохнем!

Реснички опускаются . . . .

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем....

Сном волшебным засыпаем....

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают .... Засыпают...

Шея не напряжена...

А расслаблена...

Губы чуть приоткрываются...

Всё чудесно расслабляется...

Дышится легко...ровно...глубоко...

Пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и тихонько сесть

Сейчас мы с вами попробуем выразительно

прочитать это вступление к поэме. Задача

выразительного чтения: поставить себя на место

автора и прочитать сказку так, чтоб всем было

интересно слушать.

Как нужно читать это стихотворение?

Выразительное чтение учащимися.

Закрепление изученного материала. Проверка

усвоения текста.

- С какой сказкой вы познакомились сегодня?

- Понравилось ли сказка?

- Что понравилось?

- Каким же поэт изобразил лукоморье?

- Сказочным, таинственным, загадочным,

волшебным.

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

Чем?

- Что особенно понравилось и почему?

- Какие сказочные персонажи повстречались?

- Выберите из текста строки, которые вам больше

всего понравились.

- Каким же поэт изобразил лукоморье?

- Сказочным, таинственным, загадочным,

волшебным.

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

Чем?

  • Что особенно понравилось и почему?

  • Какие сказочные персонажи повстречались?

Тест (используется система голосования)

  • Кто написал это произведение?

  • Л. Н. Толстой

  • А. С. Пушкин

  • М. Ю. Лермонтов

- Кто ходит по цепи кругом?

  • Кот мудрёный

  • Кот учёный

  • Заяц косой

  • Лиса краса

- Кому верно служит бурый волк?

  • Волку

  • Лисе

  • Зайцу

  • Медведю



Кто в сказке говорит, поёт, рассказывает.

Кто выходит чредой из волн морских?

Что в сказке идёт, бредёт сама собой

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)

  • Что бы хотели выполнить ещё раз?

  • Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь? (Используется система голосования)

  • Пока испытываю трудности.

  • Хорошо, но могу лучше.

  • Хочу знать больше.

Анализ работы по табличкам.

• Всё было понятно.

• Было трудно.

• Расскажу другим.

• Было интересно.

В благодарность за творчество Пушкина многие

поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из

них.

Ученик читает стихотворение

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном,

И море синее и пену...

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли...

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон...

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

слайд

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное — любите Пушкина.

Домашнее задание.

Появилось ли желание выучить стихотворение?

Нарисовать рисунок? Предлагаю по выбору

учащихся: выразительное чтение или наизусть

выучить отрывок, нарисовать понравившееся

чудо.

Сказки всегда несут добро, радость, улыбки. На ваших личиках я тоже вижу эти добрые улыбки.

В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь

друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Спасибо за урок!

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в

устной форме при

формулировании ответов на вопросы

КОММУНИКАТИВНЫЕ;

Уметь формулировать

собственное мнение и

позицию

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в

устной форме при

формулировании ответов

на вопросы

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Уметь формулировать

собственное мнение и позицию

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Совершенствование

уровня читательской

компетентности;

овладение техникой

чтения, приёмами

понимания прочитанного

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Уметь формулировать

собственное мнение и

позицию; участвовать в

коллективном обсуждении проблем

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Осознают значимость

чтения, проявляют

эмоциональную

отзывчивость на

прочитанное

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Принимать и сохранять

учебную задачу;

планировать действия

согласно поставленной

задаче; адекватно

воспринимать оценку

учителя или товарища;

контролировать свои

действия по точному и

оперативному

ориентированию в

учебнике



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconТезисы На фестиваль медиауроков мной представлен урок-обобщение по...
Ключникова Любовь Александровна, моу р п. Каргаполья «кнош №3», учитель начальных классов
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иванова Е. В. (высшая категория), урок чтения по теме «А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный» (1 этаж, кабинет 16)
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е....
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconА. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconУрок по литературному чтению на тему «Х. Г. Андерсен \"Стойкий оловянный солдатик\"»
Открытый урок по литературному чтению на тему «Х. Г. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"»
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconКонспект урока а. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" фио (полностью)...
...
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
Урок по литературному чтению А. С. Пушкин «у лукоморья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс разработан в русле системы литературного образования младших школьников и соответствует стандартам начального образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск