Скачать 62.04 Kb.
|
Открытый урок по литературному чтению на тему «Х.Г. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"» Л.В.Лысых, учитель начальных классов Цель урока: Помочь ученику осознать, объяснить, перевести на язык слов, на уровень логических понятий чувства, интуитивное понимание сердцем и душой прочитанного произведения Задачи урока:
Оборудование:
Ход урока 1. Введение в урок. Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сказок (1 слайд, приложение1). Перед вами портрет великого сказочника (2 слайд, приложение1). Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд? Какие сказки Андерсена вы прочитали за каникулы? 2. Актуализация знаний. Проведём викторину по сказкам Х.К.Андерсена (3 - 9 слайды, приложение1). Угадай сказку по отрывку ("Гадкий утёнок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Дикие лебеди") Угадай сказку по иллюстрации. ("Огниво", "Принцесса на горошине", "Снежная королева", "Русалочка") Мы вспомнили замечательные сказки Андерсена, а что вам известно о самом писателе, о его жизни и творчестве. Попробуйте по опорным словам (на стенде) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.
В этом доме родился великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (10 слайд, приложение1) Это Копенгаген - столица Дании (11 слайд, приложение1) Сказки Х.К. Андерсена учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник" (12 слайд, приложение1). 11 ":Около ёлки лежала толстая книга подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена :Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги:" 3. Сообщение темы урока. А сейчас мы с вами попадём в химическую лабораторию. Посмотрите опыт и догадайтесь, в какой сказке произошло такое же волшебное превращение одного металла? (видеофильм "Химический опыт") Догадались, как называется эта сказка? Что вам помогло догадаться? Что произошло с металлом? Он расплавился, а застыл в форме сердца. Правильно, мы продолжим работу по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик". 4. Выборочное чтение. Откройте учебники и найдите в тексте, как описывает Андерсен то, что вы только что увидели на экране. Какой смысл заключён в последних словах? Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко?" Предполагаемые ответы детей:
Конечно, ребята, Андерсен написал в сказке, что любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает (13 слайд, приложение1). Вот оно - это сердечко, посмотрите (дети передают оловянное сердечко по цепочке). Физкультминутка (15 слайд, приложение1) А сейчас, ребята, сказка Даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь. Нам сказала балерина: "Станет талия осиной, Если будем наклоняться, Влево - вправо, десять раз". Вот Дюймовочки слова: "Чтоб была спина пряма Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам". Крот ребятам даст совет: "Посмотрите вы на свет!" Попробуйте поймать солнечного зайчика! Дала нам сказка отдохнуть. Отдохнули? Снова в путь по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"! 5. Анализ произведения Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (грусть, жалость, боль, вызванная гибелью главных героев и радость, связанная с теми чудесами, которые происходят в сказке) Чтобы проследить за судьбой оловянного солдатика и ответить на вопрос, почему погибают главные герои, нам придётся последовательно найти в тексте ключевые (опорные) эпизоды, слова, образы, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения. Я предлагаю разделиться на 3 группы, выбрать каждой группе блок вопросов и начать работать. (Дети делятся на группы и начинают работать по учебнику). Обсуждение 1-го блока вопросов (слайд 15, приложение1). Найдите эпизод, в котором говорится о занятиях игрушек после того, как все люди легли спать? О чём говорит характер и сама последовательность этих занятий? А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть? Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома? (Зачитать отрывки из сказки, относящиеся к этой группе вопросов). Обобщение учителя: Действительно, игрушки играют так, как и дети в этом доме. Сначала в гости, потом в войну, заканчивают балом. Это говорит о воспитанности, дружбе, согласии в доме, любви к поэзии, где даже канарейка "заговорила стихами". А про солдатиков просто забыли, ведь они появились в доме недавно. Обсуждение 2-его блока вопросов (слайд 16, приложение1). Откуда вдруг появился чертёнок, за что он мстит нашему герою? Как танцовщица относится к солдатику? Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика, как он выдерживает эти испытания? Обобщение ответов: Главный смысл и цель существования солдатика - быть готовым охранять, защищать красоту - хрупкую и беззащитную. Между ним и красавицей установилась как бы невидимая связь, чудо зарождения любви уже произошло. Чертёнок хочет помешать этим чувствам. Давайте посмотрим, как достойно солдатик выдерживает все испытания, выпавшие на его долю. (Просмотр видеофильма) Даже в трудную минуту человек не должен падать духом, помнить о своей чести. Обсуждение 3-го блока вопросов (слайд 17, приложение1). Найдите эпизод, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика. Как можно расценить это долгожданное чудо? Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку? Обобщение: Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности. А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена. 6. Итог урока. А сейчас подведем итог (слайд 18, приложение1). Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?! Мы убедились с вами ещё раз: хорошо, когда побеждает добро и справедливость, но надо уметь защитить себя и близких тебе людей от зла, насилия, несправедливости. 7.Домашнее задание. Спасибо вам за работу на уроке! Дома я предлагаю вам составить кроссворд, для этого вам нужно будет внимательно прочитать текст еще раз. |
Ганс Христиан Андерсен. Стойкий оловянный солдатик Ганс Христиан Андерсен. Стойкий оловянный солдатик Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери старой... | Урок Тема: Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик.» Цель: познакомить... Дети: выразительное чтение отрывков из сказки Ш. Перро «Ослиная шкура»,нарисовать иллюстрацию к отрывку.(выставка рисунков, выборочное... | ||
Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» Цель урок Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват учреждений: в 2ч.(авт сост. М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац);... | Виртуальная бытийность сказки в культуре Охватывают в андерсеновских сказках весь мир. В виртуальном мире сказок Андерсена господствует суровый нравственный закон. Ведь недаром... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | ||
Урок по литературному чтению на тему: «Самое обыкновенное чудо» Цель: Эстетическое переживание детьми прочитанных произведений (что почувствовали, о чём захотелось подумать) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | Рабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс разработан в русле системы литературного образования младших школьников и соответствует стандартам начального образования по... | Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся... «Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:... |