1.Введение в урок
| Мы продолжаем путешествие по стране сказок.
Перед вами портрет великого сказочника.
Узнали вы его?
| Да. Это Андерсен.
|
| Какие сказки Г. Х. Андерсена вы читали?
Какие мультфильмы по его сказкам смотрели?
| «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Снежная королева» и др.
|
| На нашем чудо-дереве есть листочки с отрывами из сказок Г.Х.Андерсена. Они светлого цвета.
Предлагаю вам по одному «отрывать» их с дерева и отгадывать: из какой сказки эти строчки.
|
|
«-Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!»
| Принцесса на горошине
|
«Собака и не заметила, что крупа сыпа-лась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгну-ла с принцессой. Поутру король и коро-лева сразу узнали, куда ездила принцесс-са, и солдата посадили в тюрьму»
| Огниво
|
| «Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, - ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына»
| Дюймовочка
|
| «Вообще каждая из сестёр была в восторге от того, что видела в первый раз, - всё было для них ново и поэтому нравилось; но, получив, как взрослые девушки, позволение плавать повсюду, они скоро присмотрелись ко всему и через месяц стали говорить, что везде хорошо, а дома, на дне, лучше»
| Русалочка
|
| «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше»
| Гадкий утёнок
|
2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена
| Перед анализом сказки Андерсена мы посмотрим слайды о его жизни и творчестве. Смотрите внимательно, вам предстоит отвечать на интересные вопросы.
|
|
| Приятно ли вам рассматривать портрет сказочника? Почему? Что означают числа в скобках?
| Да. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.
Годы жизни Андерсена Он прожил 70 лет.
|
| Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.
Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?
| Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.
|
| Несмотря на то, что семья была бедной, у маленького Ганса не было недостатка в игрушках.
Чего только не делал ему отец! И картинки с превращениями и двига-ющиеся мельницы, и кивающие го-ловами самодельные куклы. И даже настоящий кукольный театр.
|
|
| Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельны-ми куклами.
Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?
|
Наверно, придумы-вал бы сказку про мыльный пузырь. Или фантазировал, куда пузырь полетит
|
| Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании.
Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте, каково было будущему писателю в детской гимназии?
|
Неуютно из-за насмешек одноклассников.
|
| Но актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником.
При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира.
Ганс Христиан Андерсен сочинил более 170 сказок, 770 стихотворений,
6 романов и множество пьес.
|
|
| Этой Международной премией были награждены многие детские писатели. Первой была Элеонор Фарджон. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С.Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.
|
|
3.Работа по теме урока
| Дома Вы прочитали сказку «Стойкий оловянный солдатик»
Понравилась Вам сказка?
|
|
| Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?
| Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.
|
| Рассмотрите эти две прекрасные иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?
| Иллюстрация №1 оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев.
|
|
| Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.
|
| Почему мир чувств такой хрупкий и такой прочный?
Почему же в сказке Андерсена печальный конец?
В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло.
Почему герои гибнут?
Мы постараемся ответить на эти вопросы при анализе сказки.
|
|
| В начале сказки мы знакомимся с её героями. Какими?
| Мальчик, его игрушки: солдатики, танцовщица
|
| Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?
| Кто. Они ведут себя, как живые. Думают,разговари-вают
|
| Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?
| Радости.
|
| Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.
| «Ах, оловянные солдатики!» «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их».
|
| Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсен? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.
| У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испор-ченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солда-тик тоже нравится «с этим произошла замечательная история».
|
| Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?
| Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он».
|
| Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?
| «Вот бы мне такую жену…»
Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но пережи-вает, что ей будет неуютно с ним
|
| Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».
| Наверно солдатик чувствует себя не достойным красави-цы, боится с ней сразу познакомить-ся. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.
|
| Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других?
| Гадкий утёнок, среди других птиц; Дюймовочка среди жуков; Русалочка среди людей
|
| Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.
| Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также, как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заме-тила бедного солдата?
А может быть она и не собиралась его замечать. Может она была гордячкой и счита-ла ниже своего достоинства обращать внима-ние на всяких солдатиков.
Наверно она была просто скромной. Ей солдатик тоже понравился. Она заметила его, ведь его не положили в коробку вместе с другими (его забы-ли за табакеркой). И она скромно любовалась им тоже, его прямой осанкой, его мундиром. Но её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.
|
4. Физкультминут-ка
| Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек.
| Дети стоя показывают «живые фигуры».
|
| Какая игрушка вам не нравится?
| Чёрный тролль из табакерки.
|
| Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.
| Он угрожает солда- тику. «Чего гля-дишь, куда не надо»
|
| Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?
| Наверно троллю красавица сама нравится.
Наверно тролль считает себя «крутой» игруш-кой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам неза-чем смотреть на неё.
|
| Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?
| Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.
|
| И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?
| Злые мысли.
Злые, некрасивые поступки.
|
| Такие люди часто встречались в жизни Г.Х.Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?
| Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).
|
| Какие испытания проходит солдатик?
| Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораб-лике, темнота под-мостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.
|
| Как проходил эти испытания солдатик?
| Он переживал, боялся, но всё -таки стойко выно-сил все испытания.
|
| Подтвердите словами из текста.
| «Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стой-ко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно».
|
| Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.
| Переживает за него. Называет его «беднягой».
|
| Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями?
| Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…»
|
| Какие слова говорят о силе любви между нашими героями?
| « …был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».
|
| Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств.
Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев?
| «Вдруг один из мальчиков…». Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.
|
| Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!».
| Этот мальчик наверно был дру-гом, знакомым на-шего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спо-койный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.
Может ему не понравилось, что солдатик без ноги.
Может ему не понравилось, что другие восхищают-ся игрушкой-путешественником, а на него внимания не обращают.
|
| Солдатик горит в огне. Что он чувствует?
| Ему жарко. Но даже здесь он любит: «ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал»
|
| Что же барышня?
| Ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику.
|
| Андерсен восхищается красавицей, опечален её гибелью. Найдите подтверждение в тексте.
| «Как бабочка, порхнула» Такие нежные слова мо-жет подобрать человек, которому нравится герой «Вспыхнула разом и – конец!». Это тире поставлено не зря. Оно показыва-ет силу пережива-ния автора.
|
| Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?
| Победила.
В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал др.пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.
|
| Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное.
Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.
А как же объяснить слова, которые взяты афоризмом к сказке?
|
|
СИНКВЕЙ
| Работа в группах
Ребята, я Вам предлагают составить синквей по героям сказки. Для этого капитану команды надо выбрать героя (картинки с изображением танцовщицы, солдатика, крысы, тролля перевернуты на столе)
|
Капитаны команд зачитывают получившиеся синквейны
|
| Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?
| Им завидовали. Они не понрави-лись другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях«проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.
|
Итог урока.
| Почему мир чувств человека называют и хрупким, и прочным?
| Мир чувств называют прочным, потому что он не боится никаких испытаний, не боится смерти, а хрупким, потому что человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.
|
| Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Мир наших чувств очень хрупкий, и в тоже время прочный.
Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки
|
|
Просмотр клипа
|
|
|
Домашнее задание
| Каждой группе придумать кроссворд к одной из сказок Г.Х.Андерсена
|
|