Конспект урока по литературному чтению Тема: Сказки Г.Х. Андерсена.
Цель: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность.
Задачи:
– ввести детей в мир сказок Андерсена; – расширить знания детей о жизни и творчестве писателя; – развивать память, речь, внимание, мышление учащихся; – воспитывать милосердие, сочувствие, доброту.
Оборудование: презентация, звездочки, раздаточный материал.
Дидактические материалы: отрывки из сказок Андерсена, тексты.
Ход урока
№
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1.
| Орг. момент.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”.
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса.
Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! -Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
-Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
| Пожелания доброго утра.
| 2.
| Работа по теме урока. Урок я хочу начать с истории, которая произошла в одной датской школе два века назад.
Один школьный учитель сказал своему ученику: “Вы глупый юноша, и из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать Ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, Вы ещё у меня поплачете, верзила вы этакий!” Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он, и правда, выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети и взрослые всего мира. Эта история произошла с Г.Х. Андерсеном. (1 слайд)
Сегодня мы с вами побываем в мире его сказок.
(2 слайд) 2 апреля 1805 года в далёкой стране Дании в городе Оденсе родился мальчик, которому суждено было стать известным писателем. Он был сыном прачки и сапожника. С детских лет Андерсен испытывал горечь унижения и бедности.
Первые сказки мальчик услышал от отца и старух соседок. Он переделывал эти сказки по-своему, украшая и дополняя их, и пересказывал в неузнаваемом виде. Его единственным слушателем был кот по имени Карл. Да и он часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку.
В Оденсе был свой театр. Там маленький мальчик впервые увидел спектакль. С тех пор Ханс полюбил театр на всю жизнь.
С детства Ханс писал стихи, пел, танцевал, шил кукол, наряды для них в своём маленьком домашнем театре.
Родители же мечтали сделать из него портного. Но мальчик если что-то и шил, то только пёстрые платья из лоскутков для своих театральных кукол. К тому времени у него был свой домашний театр.
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца он уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоёвывать счастье. Ханс много работал, но продолжал сочинять. Его юношеские сказки уже публиковались в печати.
Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. «Король человеческих душ» называли Х.К.Андерсена. За свою жизнь он написал 170 сказок.
А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются фильмы, ставятся спектакли.
В 1880 году в Копенгагене был установлен первый памятник знаменитому сказочнику.
В честь его рождения 2 апреля проводится Международный день детской книги . А лучшему современному автору присуждается Международная Золотая медаль Х.К.Андерсена.
– Сегодня мы вспомним сказки Х.К.Андерсена, поразмышляем, почему они так полюбились детям и взрослым и узнаем, какая команда знает лучше эти сказки.
Участники нашей игры – 2 команды. За правильный ответ команде вручается звездочка. Та команда, которая наберет больше звездочек и станет победителем.
Команды, представьтесь. 1-я команда
Девочка спит и пока что не знает. Что в этой сказке её ожидает: Жаба под утро её украдёт, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка?
“Дюймовочка”
2-я команда
Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда, Герда, выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке…
“Снежная королева”
“Узнай сказку по иллюстрации”
(3-7 слайд)
“Узнай сказку по её началу” (читает учитель)
1) “Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу” (“Принцесса на горошине”)
2) Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа, смастерил такое зеркало. В котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное и безобразное так и выпирало, делалось ещё гаже” (Снежная королева) 3) “Хорошо было за городом! Стояло лето. Солнце освещало старую усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу. И вот там-то сидела на яйцах утка” (“Гадкий утёнок”)
4) “Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Жил король. Было у него11 сыновей и 1 дочь, Элиза” (“Дикие лебеди”) 5) “Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал своё, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит” (“Огниво”)
6) “Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке; ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну, прелесть что за солдаты!” (“Стойкий оловянный солдатик”) 7) “Далеко в море вода синяя-синяя. Как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная. Как самое чистое стекло. Только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Там на дне живёт подводный народ” (“Русалочка”) 8) “Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит: “Мне так хочется, чтоб у меня была дочка. Хоть самая маленькая” (“Дюймовочка”)
| Слушают рассказ учителя о писателе.
Ученики представляют свои команды.
Узнают сказку по иллюстрации.
Отгадывают название сказки по ее началу.
| 3.
| Физкультминутка “Герои сказок Андерсена”
Я девочка, Дюймовочка, На урок я к вам пришла, От милой доброй ласточки Привет вам принесла. (Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в сторон Машет руками) Русалка странное созданье, Она прекрасно сложена, И в синем море-океане С волной и пеною дружна. (Пожимания плечами вверх-вниз
Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто “выныривают”)
Солдатик, сказочный герой Знаком с игрушечной войной. Как все – в коробочке лежал, Как все – ружьё в руках держал.
(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны складывают руки на груди, а затем опускают их “по швам”)
| Повторяют движения за учителем.
| 4.
| (Слайд 8) Картинки появляются, по мере отгадывания персонажа.
- Сегодня мы будем говорить только о четырех сказках Андерсена. Но прежде чем мы приступим к их обсуждению, проверим, узнаете ли вы героев по их описанию.
1) Нежная и хорошенькая, легкая и маленькая, прелесть как хороша. (Дюймовочка)
2) Держался стойко и даже глазом не моргнул, ничуть не загордился. (Оловянный солдатик)
3) Тихая, задумчивая, прелестное лицо, плавная походка и горящие глаза. (Русалочка)
4) Ужасно велик, совсем не похож на остальных. (Гадкий утёнок) (9 слайд)
1) Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”) Большие ножницы и игла без нитки (“Новый наряд короля”) Санки (“Снежная королева”) Крапива (“Дикие лебеди”) Кувшинка (“Дюймовочка”) Скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”)
2) Горошина (“Принцесса на горошине”) Оловянная ложка (“Стойкий оловянный солдатик”) Зонтик (“Оле-Лукойе”) Зеркало (“Снежная королева”) Роза (“Снежная королева”) Бусы из ракушек (“Русалочка”)
“Узнай сказку по ключевым словам”
(10 слайд)
1) коробка, кораблик, танцовщица, тролль (“Стойкий оловянный солдатик”) 2) сад, птица, смерть, император (“Соловей”) 1) утка, яйцо, мечта, лебедь (“Гадкий утёнок”) 2) шкаф, китаец, Козлоног, крыша (“Пастушка и трубочист”) "Гадкий Утенок".
Учитель зачитывает вступление к сказке.
Итак, именно в такой день появились на свет утята серой утки. И первые их слова: "Ах, как велик мир!" Хочется добавить: "И как прекрасен!". Но для всех ли?
- Как принял этот свет гадкого утенка? Почему его так прозвали?
- Как реагирует мама-утка на все нападки против гадкого утенка?
(Доброе сердце плавает, лучше всех, селезень, поэтому ему не нужна красота. "Я думаю, он окрепнет и пробьет себе дорогу").
- И мама-утка была права. Но какие ещё трудности пришлось преодолеть утенку, прежде чем он нашел свое место в жизни?
(Выжили со двора; болото, дикие утки; охота, собаки; избушки, кот и курица; дом крестьянина, зима).
- Чем заканчивается сказка?
(Встреча с лебедями)
- "И старые лебеди склонили перед нами свои головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости". Почему?
"Дюймовочка".
- Следующей героине сказки Андерсена тоже пришлось немало пережить, прежде чем она обрела своё счастье. Расскажите историю появления на свет самой маленькой девочки? Почему её так назвали?
- В отличие от гадкого утенка, Дюймовочка с первого дня проявления на свет была окружена любовью и заботой. Когда начались её несчастья? Кто виноват в этом?
- Кто помог бедной девочке и почему?
- Расскажите о дальнейших приключениях Дюймовочки.
(Встреча с жуком)
- Почему жук не захотел больше держать при себе Дюймовочку?
(Общественное мнение, сочли безобразной, т.к. не похожа на них).
- Как развивались события дальше?
(Встречи с Мышью, Ласточкой, Кротом).
- Почему Дюймовочке не понравился крот, ведь он богат, образован, норы большие, а шуба бархатная?
(Не любил цветы , всегда жил в норе, не любил свет и солнце).
- Почему ласточка взяла девочку с собой в страну, где никогда не кончается лето и цветут чудесные цветы"?
- Как вы считаете, заслужила ли свое счастье Дюймовочка? Почему?
"Стойкий оловянный солдатик".
- Следующая история о храбрости и несгибаемом мужестве. Итак, "было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного..." Почему?
- И была у солдатика мечта. Какая?
(Балерина)
- Но вот в один момент все переменилось. Кто виноват в несчастиях солдатика? Что вызвало ненависть тролля?
- Перечислите испытания, выпавшие на долю солдатика.
(Упал на улицу; плыл по реке; рыба; снова дома; бросили в огонь)
- Отступился ли от своей мечты солдатик? Забыл ли он балерину?
- Как закончилась эта печальная история?
(":наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.".)
"Русалочка".
- Иногда герои погибают, так и не отступив от своей мечты. Такой была и Русалочка, героиня следующей сказки.
- Чем отличалась Русалочка от своих сестер.
(Любила рассказы о людях, живущих на земле.)
- О чем больше всего мечтала Русалочка?
("Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо".)
- Возможно ли это? При каком условии?
- Добивается ли Русалочка осуществления своей мечты? Каким образом?
(Морская ведьма. Цена - голос, боль в ногах)
- Сбылась ли мечта Русалочки? Почему принц не смог полюбить Русалочку?
- Хотя Русалочка и погибает ,но все же она может заслужить себе бессмертную душу своими добрыми делами и обрести ее через триста лет. Ведь она стала дочерью воздуха! В честь героини этой сказки в Копенгагене у входа в порт высится изящная скульптура Русалочки. Люди до сих пор не перестают восхищаться самоотверженной и бессмертной любовью этой девушки.
| Отгадывают персонажей сказок.
Отгадывают названия сказок по предметам.
Отгадывают название сказок по ключевым словам.
Анализируют вместе с учителем сказки, отвечают на вопросы.
| 5.
| Дополнительно
Вопросы болельщикам
1) Сколько лет живут русалочки? (300) 2) Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (15) 3) Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? (25) 4) Сколько братьев было у Элизы? 5) Сколько поцелуев попросил свинопас у принцессы? (100) 6) Сколько у Русалочки сестёр?(5)
|
| 6.
| Подведение итогов.
Ребята, скажите, какая сказка вам больше понравилась и почему?
Почему сказки Х.К.Андерсена актуальны и сейчас?
(Быть смелыми, добрыми, честными, щедрыми, трудолюбивыми, справедливыми, скромными, верными, терпимыми, уметь любить и прощать, сочувствовать...)
Наша игра закончилась (11 слайд). И я надеюсь, вам захотелось перечитать сказки замечательного сказочника Х.К.Андерсена. Будьте хорошими, добрыми, честными и смелыми, и Оле-Лукойе всегда будет раскрывать над вами свой зонтик с картинками.
Раскрасьте зонтики, которые лежат у вас на столе. Если вам понравился урок, то у вас будет цветной зонтик, если нет – то чёрный. Ребята, а кому бы вы хотели подарить эти зонтики? Давайте отдадим все зонтики Оле-Лукойе (на доске иллюстрация Оле-Лукойе), чтобы он мог их подарить тем детям, которым сейчас может быть грустно.
| Отвечают на вопросы учителя.
Раскрашивают зонтики.
| |