№
| Этап урока
| Название используемых технологий
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
(в мин)
|
1
| Организационный момент
|
| Мотивирует учащихся на деятельность
| Готовятся к уроку, настраиваются
| 1 мин
|
2
| Речевая разминка
|
| На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их закутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
-Какой заголовок можно придумать?
В. Орлов «Зимняя бахрома»
| -Читают «птичьим базаром»,
- с интонацией удивления;
- с интонацией восхищения;
- с веселой интонацией;
- выразительно;
- придумывают заголовок
| 3 мин
|
3
| Проверка домашнего задания
|
Работа в парах
| На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?
Организует выразительное чтение
| Валерия Яковлевича Брюсова
Дети выразительно читают стихи друг другу.
Взаимооценка
(смайлики)
| 5 мин
|
4
| Актуализа-
ция знаний
| Логические цепочки
| Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.
| Возможный вариант
А.С.Пушкин, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи
В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.Осеева-писатели, они пишут рассказы
| 2 мин
|
5
| Формулирование учениками темы и задач урока
|
| Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью.
Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?
Сформулируйте тему урока полностью
Зная тему, поставьте задачи урока
| можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.
Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”
Познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,
Учиться правильно, выразительно читать
| 3мин
|
6
| Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина
| Прием «Инсерт»
٧- я знаю;
+ - новые знания;
- -думал иначе;
?- хочу знать больше
| Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина?
Организует работу с библиографическим текстом. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино.
Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы.
И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.
Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами
Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)
"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
| Тема Родины, о родной природе
Ученики читают текст, делают соответствующие маркировки в ;
Осмысление прочитанного.
Подведение итогов.
| 7 мин
|
7
| Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия
|
| Чтение стихотворения учителем.
Организует проверку первичного восприятия стихотворения:
О чём вспоминает поэт в этом стихотворении?
С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)
| Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают
| 5 мин
|
8
| Физминутка
|
|
|
| 1 мин
|
9
| Чтение и анализ стихотворе ния
|
| Проверка:
Уточним значения некоторых слов:
по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
разухабистой гурьбой – молодцеватой,
задорной
бредём – синоним – шагать
Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)
салазки – маленькие деревянные ручные санки
Могли быть такие в детстве у Есенина?
загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)
Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?
А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)
Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?
| Самостоятельная работа. Дети читают и отмечают непонятные слова.
Работа со словарем
Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка
| 5 мин
|
10
| Выразительное чтение
| Работа в парах
| Наблюдает за работой учеников.
Проверка: Какие чувства нужно передать при чтении?
первые четыре строки – дети устали следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий последние – обрадовались
О чем же это стихотворение?
| Работа с учебником с. 71 Чтение в парах
Взаимопроверка.
Оценивают смайликами.
1-2 ученика громко выразительно читают
О теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой.
| 5 мин
|
11
| Домашнее задание.
| Уровневая дифференциация
| 1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.
2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».
3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки»
| Выбирают задание для домашней работы
| 1 мин
|
12
| Рефлексия
| Прием Синквейн
Работа в группах
| 1стр.-1 существительное
2 стр.- 2 прилагательных
3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета
4 стр.- фраза из 4 слов
5 стр.- синоним к 1 слову
| Дети
Шумные, разные
Бредут, сидят, слушают
Мы загалдели, начинаем приставать
Гурьба
Оценивают выступление смайликами
| 5 мин
|
13
| Итог урока
|
| Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы.
| Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,
Учились правильно, выразительно читать
Оценивают свою работу на уроке.☺
| 2 мин
|