Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.05.2014
Размер81.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: Регуляция пищеварения

Урок усвоения новых знаний

Урок с использованием ИКТ, проблемного обучения, технологии развития критического мышления.Цели урока:

1.Образовательные

Обеспечить усвоение понятий «безусловные рефлексы», «условные рефлексы», «фистула», «мнимое кормление», «гуморальное сокоотделение желудочных желёз», Сформировать умение распознавать части рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса и объяснять их функции; прослеживать путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, таблицами, схемами, тестами.

2.Развивающие

Способствовать развитию самостоятельности, развитию логического мышления через умение анализировать строение рефлекторных дуг безусловных и условных рефлексов. Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения через познаваемость строения организма человека.

3. Воспитывающие

Способствовать формированию ценностей здорового образа жизни и предупреждения заболевания пищеварительной системы.

Оборудование: таблицы: «Фистульная методика И.П. Павлова», «Рефлекторные дуги», «Безусловнорефлекторное и условнорефлекторное выделение жедудочного сока», компьютер.

Биология. Человек: Учебн. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев. – 5-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2008

Презентации «Регуляция пищеварения», «Памятник собаке», учебный фильм «И.П. Павлов».

Ход урока

Организационный этап.

Тема урока «Регуляция пищеварения»

Стадия вызова.


Нервна

Гуморальная

Регуляция пищеварения


Постановка цели урока

У0 – входной контроль. Биологический диктант.

Цель: проверить усвоение понятий по теме «Пищеварение». Отгадайте слово, правильно ответив на вопросы.

1) ____

2) _____

3) _____

4) ________

5) _____

6) _______

  1. Процесс – механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части.

  2. Червеобразный отросток прямой кишки.

  3. Вещество, активно всасывающееся эпителием толстой кишки.

  4. Фермент, расщепляющий жиры на глицерин и жирные кислоты.

  5. Часть тела, имеющее определённое строение, форму и положение в организме

  6. Процесс поступления различных веществ через слой клеток-ворсинок в кровь и лимфу.

Ответ: Павлов (портрет в кабинете над доской)

Просмотр учебного фильма «И.П. Павлов»

Вставьте искомое слово и запишите выделенный текст в тетрадь:

И.П. ________(1849-1936) - физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Стадия осмысления (реализация)
УЭ- 1. Обеспечить усвоение понятий «безусловные рефлексы».

Проверка выполнения задания учеником. Дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько звеньев содержит рефлекторная дуга безусловного рефлекса

-5

Назови примеры других безусловных рефлексов?

- чихание, глотание, кашель

В чем проявляется функция рабочего органа?

-выделение слюны

Какую функцию выполняют рецепторы?

-преобразование раздражений в нервные импульсы

В ответ на какие раздражители у человека проявляется безусловный пищевой рефлекс?

-химические, физические раздражители, связанные с приёмом пищи.

Где находится центр рефлекса?

- в продолговатом мозге. Слюноотделительный центр.

Почему данный вид рефлекса называется безусловный?

  1. Проверьте правильность выполнения задания «Дуга безусловного слюноотделительного рефлекса» учеником.

  2. Задайте тонкие и толстые вопросы к рисунку «Дуга безусловного слюноотделительного рефлекса».

  3. Прослушайте рассказ учителя и ответьте на вопросы:

  • Что такое фистула?

  • Где находится центр данного рефлекса?

  • Каково значение безусловного пищевого слюноотделительного рефлекса?

Рассказ учителя.

В своих опытах Павлов использовал особый метод – фистульный.

Что такое фистула? (показ анимации «Безусловное и условнорефлекторное выделение слюны).

Безусловнорефлекторное выделение желудочного сока, который так же собрали фистульным методом в сочетании с мнимым кормлением.

УЭ-2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (несоответствия).

Но выделение слюны и желудочного сока происходит и в том случае, если пищи в ротовой полости нет.



  1. Просмотрите учебный фильм. Отрывок «Ералаш» №190 «О вкусной и здоровой пищи».

  2. Почему на рассказ о жареной картошке, на созерцание красиво оформленного блюда, стола у нас выделилось много слюны?

  3. Выскажите своё предположение для решения проблемной задачи.

  4. Сравните своё предположение с алгоритмом решения проблемной задачи

Алгоритм решения проблемной задачи

  1. Проанализируйте ситуацию (разбейте на отдельные части)

  2. Определите фактор (раздражитель), вызвавший реакцию.

  3. Установите этапы прохождения нервного импульса при осуществлении рефлекса.

  4. В чём заключается ответная реакция?

Анализ задачи

  1. Назовите раздражитель (условный сигнал), вызвавший ответную реакцию?

- рассказ

- приятная картинка

Когда мы голодны в ответ на действие условного сигнала, связанного с едой, вызвало выделение слюны, так и желудочного сока (аппетитного сока), как назвал его И.П. Павлов. Речь идёт о запальном сокотделении.

  1. Проанализируйте схемы рефлекторных дуг (II, III) и назовите что обозначено буквами П1, Л1. К1?

- П1- вкусовой центр КБП

-Л1 – зрительный центр КБП

-К1 – слуховая центр КБП

3. Как показано образование временной связи?

- пунктирной линией между П1 и Л1

4.Почему проявляется данный рефлекс?

- Образование временной связи между центрами КБП, импульсы идут в С.Ж,- происходит выделение слюны

5. Почему он назван условным слюноотделительным рефлексом? (показать условного рефлекса у собаки)
Условным назван потому, что рефлекс вызван условным раздражителем?

- на примере собаки – лампочка или звонок

- на примере фильма – аппетитное описание жареной картошки

- на примере картинки – красиво оформленное блюдо и сервированный стол.
6.1. (нечётные номера) Какие центры участвуют в условном рефлексе в рассказе о картошечки? Определите путь нервного импульса при осуществлении рефлекса?

- П1 - вкусовой центр

- К1 – слуховая зона

6.2. (чётные номера) Какие центры участвуют в условном рефлексе при созерцании красиво оформленного блюда и сервированного стола? Проследите путь нервного импульса при осуществлении рефлекса?

- П1 - вкусовой центр

- Л1 – зрительный центр КБП
7. Первичное закрепление . Используйте статью «Типы рефлексов» для сравнения безусловного и условного слюноотделительного рефлексов

Особенность условных рефлексов: вырабатываются в процессе жизни, индивидуальны, нуждаются в подкреплении.

Линии сравнения

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Рефлекторные дуги в организме

При рождении организм имеет готовые рефлекторные дуги. Видовые

Не имеет. Индивидуальные.

Передача по наследству

Передаются. Сохраняются всю жизнь

Не передаются. Легко приобретаются, когда есть определенные условия, и теряются

Количество

Ограничено

Неограниченно

Значение

Обеспечивают нормальное существование вида в привычных условиях среды

Образуются при сочетании безусловного раздражителя и условного, приспосабливает организм к изменяющимся условиям среды. Если не подкреплять условный раздражитель с безусловным.


УЭ-3. Без подкрепления условные рефлексы временно исчезают. Условное и безусловное торможение условных рефлексов.

Просмотр анимации.

Почему наступает угасание рефлекса?

- не подкрепляется условный раздражитель безусловным (пищей)

Какая схема соответствует этим событиям?

- V схема рефлекторной дуги.

Какой процесс показан на VI схеме?

- безусловное торможение.

Сформулируйте правила правильного приема пищи (см. таблицу «Значение правил соблюдения режима питания»).

УЭ-4.. Цель: выяснить сущность гуморальной регуляции.

1.Прочитайте статью «Гуморальная регуляция пищеварения», используя маркировку текста

Маркируем текст

«V» - уже знал;

«+» - новое;

«-« - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

2.Задайте толстые и тонкие вопросы к тексту

УЭ -5. Цель: обобщить знания, полученные на уроке.

1.Вопросы для закрепления знаний стр. 177

2.Возвращение к кластерам. Дополнить в нервной регуляции безусловное выделение слюны, желудочного сока. Торможение безусловное и условное.

В гуморальной – БАВ. Употребление салатов, бульонов перед приёмом пищи.

3. Итак, Презентация «Памятник собаке».

4. «Выходной контроль»

  1. Опыты на собаках по изучению условных рефлексов проводил

  1. Мечников

  2. Дарвин

  3. Пастер

  4. Павлов

  1. Слюноотделительный центр расположен в

  1. Спинном мозге

  2. Продолговатом мозге

  3. Среднем мозге

  4. Больших полушариях

  1. Сигнал насыщения возникает

  1. При повышении количества питательных веществ в крови

  2. При наполнении желудка

  3. Каждые 3 часа

  4. При наполнении кишечника

4.Правильное распределение пищи

  1. 10% завтрак, 40% обед, 20% полдник, 30% ужин

  2. 5% завтрак, 40% обед, 15% полдник, 20% ужин

  3. 40% завтрак, 15% обед, 25% полдник, 20% ужин

  4. 25% завтрак, 30% обед, 15% полдник, 30% ужин

  5. Чувство голода возникает

  1. Когда количество питательных веществ в крови падает ниже нормы

  2. Когда желудок опустошается

  3. Каждые 2 часа

  4. При слюноотделении

Ответы: 1. Павлов, 2 В продолгов. Мозге, 3. При наполнении желудка, 4. . 25% завтрак, 40% обед, 15% полдник, 20% ужин5. Когда количество питательных веществ в крови падает ниже нормы

Д/З §34, повторить 31-33, доклады о вредно действии алкоголя, никотина, кишечные инфекции и их предупреждения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск