Скачать 81.4 Kb.
|
Тема урока: Регуляция пищеварения Урок усвоения новых знаний Урок с использованием ИКТ, проблемного обучения, технологии развития критического мышления.Цели урока: 1.Образовательные Обеспечить усвоение понятий «безусловные рефлексы», «условные рефлексы», «фистула», «мнимое кормление», «гуморальное сокоотделение желудочных желёз», Сформировать умение распознавать части рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса и объяснять их функции; прослеживать путь нервного импульса при осуществлении рефлекса. Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, таблицами, схемами, тестами. 2.Развивающие Способствовать развитию самостоятельности, развитию логического мышления через умение анализировать строение рефлекторных дуг безусловных и условных рефлексов. Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения через познаваемость строения организма человека. 3. Воспитывающие Способствовать формированию ценностей здорового образа жизни и предупреждения заболевания пищеварительной системы. Оборудование: таблицы: «Фистульная методика И.П. Павлова», «Рефлекторные дуги», «Безусловнорефлекторное и условнорефлекторное выделение жедудочного сока», компьютер. Биология. Человек: Учебн. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев. – 5-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2008 Презентации «Регуляция пищеварения», «Памятник собаке», учебный фильм «И.П. Павлов». Ход урока Организационный этап. Тема урока «Регуляция пищеварения» Стадия вызова. Нервна Гуморальная Регуляция пищеварения Постановка цели урока У0 – входной контроль. Биологический диктант. Цель: проверить усвоение понятий по теме «Пищеварение». Отгадайте слово, правильно ответив на вопросы.
Ответ: Павлов (портрет в кабинете над доской) Просмотр учебного фильма «И.П. Павлов» Вставьте искомое слово и запишите выделенный текст в тетрадь: И.П. ________(1849-1936) - физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Стадия осмысления (реализация) УЭ- 1. Обеспечить усвоение понятий «безусловные рефлексы». Проверка выполнения задания учеником. Дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.
Рассказ учителя. В своих опытах Павлов использовал особый метод – фистульный. Что такое фистула? (показ анимации «Безусловное и условнорефлекторное выделение слюны). Безусловнорефлекторное выделение желудочного сока, который так же собрали фистульным методом в сочетании с мнимым кормлением. УЭ-2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (несоответствия). Но выделение слюны и желудочного сока происходит и в том случае, если пищи в ротовой полости нет.
Алгоритм решения проблемной задачи
Анализ задачи
- рассказ - приятная картинка Когда мы голодны в ответ на действие условного сигнала, связанного с едой, вызвало выделение слюны, так и желудочного сока (аппетитного сока), как назвал его И.П. Павлов. Речь идёт о запальном сокотделении.
- П1- вкусовой центр КБП -Л1 – зрительный центр КБП -К1 – слуховая центр КБП 3. Как показано образование временной связи? - пунктирной линией между П1 и Л1 4.Почему проявляется данный рефлекс? - Образование временной связи между центрами КБП, импульсы идут в С.Ж,- происходит выделение слюны 5. Почему он назван условным слюноотделительным рефлексом? (показать условного рефлекса у собаки) Условным назван потому, что рефлекс вызван условным раздражителем? - на примере собаки – лампочка или звонок - на примере фильма – аппетитное описание жареной картошки - на примере картинки – красиво оформленное блюдо и сервированный стол. 6.1. (нечётные номера) Какие центры участвуют в условном рефлексе в рассказе о картошечки? Определите путь нервного импульса при осуществлении рефлекса? - П1 - вкусовой центр - К1 – слуховая зона 6.2. (чётные номера) Какие центры участвуют в условном рефлексе при созерцании красиво оформленного блюда и сервированного стола? Проследите путь нервного импульса при осуществлении рефлекса? - П1 - вкусовой центр - Л1 – зрительный центр КБП 7. Первичное закрепление . Используйте статью «Типы рефлексов» для сравнения безусловного и условного слюноотделительного рефлексов Особенность условных рефлексов: вырабатываются в процессе жизни, индивидуальны, нуждаются в подкреплении.
УЭ-3. Без подкрепления условные рефлексы временно исчезают. Условное и безусловное торможение условных рефлексов. Просмотр анимации. Почему наступает угасание рефлекса? - не подкрепляется условный раздражитель безусловным (пищей) Какая схема соответствует этим событиям? - V схема рефлекторной дуги. Какой процесс показан на VI схеме? - безусловное торможение. Сформулируйте правила правильного приема пищи (см. таблицу «Значение правил соблюдения режима питания»). УЭ-4.. Цель: выяснить сущность гуморальной регуляции. 1.Прочитайте статью «Гуморальная регуляция пищеварения», используя маркировку текста Маркируем текст «V» - уже знал; «+» - новое; «-« - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. 2.Задайте толстые и тонкие вопросы к тексту УЭ -5. Цель: обобщить знания, полученные на уроке. 1.Вопросы для закрепления знаний стр. 177 2.Возвращение к кластерам. Дополнить в нервной регуляции безусловное выделение слюны, желудочного сока. Торможение безусловное и условное. В гуморальной – БАВ. Употребление салатов, бульонов перед приёмом пищи. 3. Итак, Презентация «Памятник собаке». 4. «Выходной контроль»
4.Правильное распределение пищи
Ответы: 1. Павлов, 2 В продолгов. Мозге, 3. При наполнении желудка, 4. . 25% завтрак, 40% обед, 15% полдник, 20% ужин5. Когда количество питательных веществ в крови падает ниже нормы Д/З §34, повторить 31-33, доклады о вредно действии алкоголя, никотина, кишечные инфекции и их предупреждения. |