Виртуальная бытийность сказки в культуре





Скачать 275.93 Kb.
НазваниеВиртуальная бытийность сказки в культуре
страница1/2
Дата публикации25.12.2014
Размер275.93 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


На правах рукописи


Алексеева Ольга Павловна


ВИРТУАЛЬНАЯ БЫТИЙНОСТЬ

СКАЗКИ В КУЛЬТУРЕ

24. 00. 01 – теория и история культуры

Автореферат




диссертации на соискание ученой степени


кандидата философских наук

Ростов-на-Дону - 2006



Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Драч

Геннадий Владимирович
Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Режабек

Евгений Ярославович
кандидат философских наук

Петкова

Светлана Михайловна

Ведущая организация - Ростовский филиал Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусств


Защита состоится 21 декабря 2006 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, РГУ, ауд. 427.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).
Автореферат разослан ___ ноября 2006 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Заковоротная

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной культуре активизировались виртуальные элементы, которые постоянно расширяют ареал своего культурного распространения, включая в поле своего существования все большее число людей и явлений. Сложилась традиция отнесения к виртуальной реальности всего, что связано с существованием IT - систем и технологий. Однако существование компьютерной техники не исчерпывает арсенала виртуальных явлений культуры, которой в целом принадлежит свойство виртуальности. Исследования исключительно компьютерной виртуальности не дают полного представления о понятии виртуальности и не приводят к рассмотрению всего спектра его применения.

Представляется актуальной такая исследовательская задача, как описание традиционно воспроизводимых культурой элементов в контексте проблемы виртуалистики, что позволяет проследить процессы трансформации и трансляции культуры. Виртуальные элементы бытия культуры существовали на всех ее исторических этапах, сказка является одним из таких наиболее древних культурных феноменов. Кроме того, проблема сказки как культурного феномена еще недостаточно исследована в современной отечественной философии культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных источников показал, что как проблемы виртуальной реальности, так и различные аспекты существования сказки сами по себе являются объектами философского и культурологического исследования. Виртуальной реальности посвящены серьезные исследования в философии, культурологии и психологии, различные стороны этого явления освещаются в книгах и статьях, в ходе работы научных конференций. Большое количество работ также посвящено сказке, которая изучается в рамках культурологии, психологии, лингвистики, литературоведения, фольклористики и этнологии.

И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, K.Ф. Моритц в своих работах впервые представили сказку объектом научного анализа. Братьям Гримм принадлежит заслуга создания первой школы изучения фольклорных сказок. Научный интерес к волшебным сказкам также проявили в своих работах представители так называемой символической школы Г. Гейне, Г.Ф. Крейцер и Й. Гёррес. Представители «финской школы» К. Крон и А. Аарне собрали множество сказок, разделив их по типам. Основная работа Аарне «Типы фольклорных сказок» и сейчас вызывает большой интерес у широкой научной общественности.

Различные теории, касающиеся сказочных мотивов и интерпретаций сказок, были выдвинуты в работах М. Мюллера, Л. Лейстнера, К. Штейнена, А. Бастиана, С. Томпсона, М. Люти. Развернутую теорию описания сказок, как порождения коллективного бессознательного дает в своих сочинениях К. Г. Юнг.

Представителями современного направления, связывающими изучение сказки с ее генезисом, мифологическим основанием являются этнологи, археологи и специалисты по мифологии и сравнительной истории религии. Здесь выделяются работы Ю. Швабе, М. Элиаде и исследования мифа А.Ф.Лосева. В том же ключе работают с волшебными сказками О. Гут, Р. Грейвс и отчасти Э. Фромм.

Первыми развернутыми теоретическими исследованиями сказки, открывшими законы ее функционирования, принципы динамики и основания типологии, стали работы В.Я. Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни сказки», в которых даны основные систематические представления о сказке как уникальном, качественно своеобразном феномене культуры. Интересны некоторые работы основателя структурной антропологии К. Леви-Стросса, уделившего большое внимание сказке. Значительный вклад в изучение сказки также внесли работы Е.М. Мелетинского, А.Н. Веселовского, В.В. Николина и др.

Проблема виртуалистики тоже достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной научной литературе. Непосредственно связаны с этой темой исследования семиотических систем и специфики функционирования смысла (Ж. Делез, В. Руднев, М. Эпштейн и др.), глобальных информационных сетей и компьютерных технологий (И. Корсунцев, Д. Дойч, Л. Гримак и др.), новых антропологических моделей (С. Хоружий), эзотерических школ «четвертого пути» (Ч. Тарт) и др. Особое место в этой череде работ занимают исследования Н.А. Носова, так как представляют попытку парадигмально обозначить не только сам термин, виртуальную психологию и ее методы, но и виртуальную философию.

В основе западных исследований виртуальной реальности лежат работы М. Хейлига, И. Сазерленда, М. Крюгера, Г. Фольца, М. Хайма, а также американского разработчика Ланьера, предложившего в 1984 году термин "виртуальная реальность" для обозначения определенных компьютерных устройств. Данные авторы через исследования в рамках модели "человек-компьютер" видят в виртуальной реальности замену миру реальному. Основной контекст западного толкования виртуальной реальности укладывается в определение, вычитываемое из работы под редакцией А.Вексельблата, где говорится, что виртуальная реальность есть трехмерное, компьютером генерируемое, имитирующее окружение, предъявляемое пользователю в реальном времени его поведения.

Наиболее значимые работы в России предпринимаются в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве феномен виртуальной реальности изучается в лаборатории виртуалистики ИФРАН, а также Центром виртуальных исследований. Наиболее значимые работы выполнены Носовым Н.А., Розиным В.М. и др. Носов Н.А. в работе "Психология ангелов" наделяет виртуальную реальность в основном психо-мистическими свойствами. Работы по виртуальной реальности, выполненные Ермаковым С.Э., Шапиро В.И., Яценко Ю.Т., лежат в русле идей психологизма. М.Б. Игнатьев исследует процессы в области систем виртуальной реальности, а также представляет рассмотрение мира как модели внутри сверхмашины.

Проблемам виртуалистики посвящены работы Е.А. Шаповалова, который рассматривает философские вопросы, виртуальный образ личности в соавторстве с Г.Н. Васильевым, М.Б. Игнатьевым, А.С. Чефрановым, В.С. Бабенко; исследования С.Н. Иконниковой, С.Т. Махлина, И.А. Акчурина, С.Н. Коняева, А.Э. Назирова, Д.Н. Козырева, Е.Е. Елькина, Р.К. Стерледева, А.А. Кабанова, Б.В. Ахлибинского, А.С. Кармина, которые видят в виртуальной реальности значимый социокультурный феномен.

Общие проблемы культуры исследуются в работах отечественных авторов Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, С.М. Соловьева, Ю.М. Лотмана, Л.Н. Гумилева и др. Большую помощь в анализе проблем культуры оказали исследования Ахиезера А.С., Ерасова Б.С., Орловой Э.А. и др. Огромный вклад в развитие отечественной философии культуры внесла ростовская школа. Следует особо отметить основополагающую работу В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова «Сущность культуры», в которой дан методологический и теоретический анализ понятия культура и самого феномена, а также работы разных лет Г.В. Драча, Ю.Г. Волкова, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Л.П. Шульман и др.

Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме виртуальной реальности и различным аспектам существования сказки, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на их широкое теоретическое освещение, изучение виртуальной бытийности сказки в культуре остается важной исследовательской задачей наряду с необходимостью изучения виртуальных элементов бытия культуры.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Описание социокультурных реалий, к которым относится сказка, не может быть дано в единой методологической программе, что и определяет методологический плюрализм настоящего исследования. Данная работа представляет собой междисциплинарный дискурс, поэтому широко используются индуктивная методология в сочетании с дедуктивными рассуждениями, исходящими из использования наработок базовых концепций культуры. Основными из них являются концепции структурной антропологии, архетипов, диалектики, широко используется конкретно-исторический анализ. Это определяет многообразие методов, используемых для анализа явления: рассуждение по аналогии, использование метафор, импликативно-экспликативные приемы.

Теоретическая основа исследования опирается на наиболее важные работы отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемым вопросам: по проблеме сказки (В.Я. Пропп, М. Элиаде, К.Г. Юнг, Е.М. Мелетинский, Х. Дикман, К. Леви-Стросс), по проблеме виртуалистики (Н.А Носов, С.И Орехов, М.Т. Рюмина, М. Хайм), по проблеме культуры (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, А.Ф. Лосев, П.С Гуревич).

Объектом исследования является сказка как феномен культуры.

Предметом настоящего исследования является виртуальная бытийность сказки в культуре. Данное исследование представляет собой попытку анализа и описания сказки как целостного, качественно определенного, одного из уникальных элементов культуры в контексте ее виртуальных свойств.

Цель исследования - философско-культурологический анализ сущности бытийности сказки в культуре в контексте ее виртуальных свойств.

Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Определить понятие виртуальная реальность в контексте основной цели исследования.

2. Описать генезис сказки, способы и формы ее функционирования в культуре.

3. Определить место и роль сказки в структуре бытия культуры.

4. Выявить основные черты виртуального пространства сказки.

5. Проанализировать и описать культурную семантику сказочного текста как культурную реальность.

Научная новизна исследования. Диссертация посвящена проблемам виртуальной бытийности сказки, сама постановка проблемы является новой для отечественной культурологической науки. В ходе исследования получены результаты:

  • на основе анализа семантических процессов выявлены социокультурные и психологические основания виртуальности сказки, обоснована связь символической природы сказки с мифом, глубинными психологическими структурами и личностью автора (сказочника);

  • показана взаимосвязь актуализации сказки в культуре с романтизмом, создавшим духовные предпосылки для появления жанра литературной сказки;

  • определены основные функции сказки и способ ее функционирования в культуре, обоснован ее виртуальный характер;

  • выявлены основные черты виртуальной бытийности сказки в культуре.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. «Виртуальное» как категория философского мышления не имеет сегодня однозначной и общепризнанной дефиниции. В настоящей работе под виртуальностью понимается – превращенная форма, свойство культурных фактов (объектов, феноменов) быть искусственными, созданными человеком с помощью воображения (фантазии), надстроенными над повседневностью, обладающими самоцельностью, качественной определенностью, пересекающимися с обыденной реальностью, но не включенными непосредственно в ее осуществление. Исходя из данного определения мы обосновываем тезис о виртуальности сказки, доказывая, что дистанция, сохраняемая между сказкой и жизнью, составляет характеристику ее виртуальности, которая проявляется через существование идеальных образов.

2. Спецификой сказки как определенного механизма виртуализации в культуре является ее универсальность и сила воздействия, которую можно объяснить виртуализацией базовых смыслов культуры. Сказка вмещает в себе накопленные культурой смыслы, идеалы и установки в чистом виде, представляя их в фантазийных образах. Природа сказки глобальна и привязана к антропологическим потребностям человека, что объясняет ее живучесть на протяжении многих веков.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виртуальная бытийность сказки в культуре iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,...
Сказки русских писателей. Басни И. А. Крылова, русские народные сказки, сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок», сказки В. Жуковского,...
Виртуальная бытийность сказки в культуре icon8 часов
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconУчебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)
Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-Лягушка» Герои сказки
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconУрок-сказка "Состав чисел 2-5"
В гости сегодня придут герои одной известной сказки. Из какой сказки вы сейчас угадаете сами. Слушайте внимательно, я сейчас прочитаю...
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconЭлектронные библиотеки
Детская иллюстрированная библиотека Повести Галины Демыкиной, сказки Энн Хогарт, Редьярда Киплинга,стихи Эмиля Виктора Рью, Элеоноры...
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconТема: Русские народные сказки. Цели
Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconПознавательные сказки на уроке биологии
Сказки любят все: взрослые и дети, правда, взрослые предпочитают свои сказки называть «фантастикой». Суть остается одна в сказке...
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconИзучить понятие сказки, ее типологию
Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconТема урока Колич
Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна – лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать представление о сказке и особом виде литературной сказки “сказки-несказки”
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Некоторые особенности волшебной сказки на примере народной сказки «Гуси – лебеди»
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconКраткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ...
Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется...
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconРазработка урока музыки в 5-м классе. Тема: "Музыка главный герой сказки"
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: выяснить, чем отличается литературная обработка народной сказки от литературной сказки
Виртуальная бытийность сказки в культуре iconТема урока : Выделение жанровых особенностей русской народной сказки...
Математика 5 клас: учеб для общеобразоват учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск