Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)





Скачать 149.01 Kb.
НазваниеУчебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов)
Дата публикации08.12.2014
Размер149.01 Kb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > Литература > Учебно-тематический план

Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки»


(17 часов)




Раздел. Тема занятия.

К-во часов


Форма проведения

(методы, приемы)


Образовательный продукт

1.

Вводное занятие. Что такое сказка?


2

Лекция с элементами беседы.

Знакомство с ведущими исследователями-фольклористами. В.Я. Пропп.

Составление опорного конспекта.

2.

Сказочные мотивы в житийной литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».


1

Сообщения учащихся. Групповой практикум.

Составление опорного конспекта, таблицы.

3.

Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский.


1

Групповой практикум.

Лекция.

Работа с источниками.

Составление таблицы.

Запись тезисов.

4.

Волшебные помощники: сказочные животные.

2

Групповой практикум. Просмотр значимых для урока фрагментов сказок.

Лекция.

Составление опорного конспекта.

Запись тезисов.

5.

Переправа.

Калинов мост.

Птица.

2

Лекция. Просмотр фрагментов из в/ф

«Кащей Бессмертный», «Василиса Премудрая».

Составление опорного конспекта, составление таблицы.

Запись тезисов.

6.

Волшебный предмет.

1

Групповой практикум. Работа с источниками.

Составление опорного конспекта.

7.

Приобщение сказочного героя к миру мертвых.

2

Работа с текстом сказки «Василиса Премудрая».

Работа с источниками (В.Я. Пропп «Русская сказка»).

Составление таблицы.

Конспектирование основных определений В. Я. Проппа.

8.

Символ Бабы-Яги в русской сказке.


2

Групповой практикум.

Просмотр фрагментов в/ф «Кащей Бессмертный», слайдовой презентации «Василиса Премудрая»

Конспектирование и комментарий тезисов статьи Усольцева Е.Е.

9.

Время и пространство в сказках.

Понятие хронотоп.

2

Работа с источниками. Анализ текста сказки «Колдун и Анастасия Прекрасная».

Лекция.

Составление опорного конспекта,

составление таблицы.


10.

Анализ текста из сказок (по выбору учащихся).

1

Работа с источниками.

Отработка навыков определения языковых средств в тексте.

Составление рабочей таблицы

«Мелодика языка русской сказки».

11.

Итоговое занятие.

Представление творческих работ

«Истоки волшебной сказки».

1





Сообщения учащихся.




Защита реферата в Неделю Русской словесности.

Защита в научной конференции «Шаг в будущее» (см. приложение)

Структура курса

Тема 1. Вводное занятие. Что такое сказка?

Лекция с элементами беседы.

Знакомство с ведущими исследователем-фольклористом В.Я. Проппом.
Тема 2. Сказочные мотивы в житийной литературе. «Повесть о Петре и Февронии».

Знакомство со святоотеческой литературой. Сказочные элементы в житийной литературе.
Тема 3. Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский.

Знакомство со школами материалистической (А. Луначарский, А. Богданов);

психоаналитической (К.Юнг);

традиционалистской (Р. Генон, М. Элиаде, Ю. Эвола);

структуралистской (К. Леви-Строс).
Тема 4. Волшебные помощники: сказочные животные.

Животные в религиозных мифах. Образы коня, собаки, медведя, птицы в сказках.

Особая категория помощников: искусники.

Лекция. Групповой практикум.
Тема 5. Переправа. Калинов мост. Птица.

Калинов мост – единственная точка, соединяющая два мира с различными константами.

Превращение героя в животного.

Образ птицы. Летучий корабль, ковер-самолет и др.

Просмотр фрагментов в/ф «Кащей Бессмертный», «Василиса Премудрая».
Тема 6. Волшебный предмет.

Происхождение волшебных предметов.

Работа с текстами сказок.
Тема 7. Приобщение сказочного героя к миру мертвых.

Работа с текстом сказки «Василиса Премудрая».

Работа с источниками (В.Я. Пропп «Русская сказка»).
Тема 8. Символ Бабы-Яги в русской сказке.

Знакомство со статьей Усольцева Е.Е. «Символ Бабы-Яги в русской сказке: философский аспект». Конспект основных положений.
Тема 9. Время и пространство в сказках.

Понятие хронотоп.

Работа с источниками (М. Бахтин ). Анализ текста сказки «Колдун и Анастасия Прекрасная».

Лекция.

Тема 10. Анализ текста из сказок (по выбору учащихся).

Работа с источниками.

Отработка навыков определения языковых средств в тексте.
Тема 11. Итоговое занятие. Представление творческих работ «Истоки волшебной сказки».

Сообщения учащихся. Защита рефератов.



Организация учебного процесса:


  • А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 1. СПб: «Тропа Троянова», 2003.

  • А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 2. СПб: «Тропа Троянова», 2003.

  • Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.:Просвещение 1995 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Просвещение 2000 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. В.П. Полухиной (М.: Просвещение 2001 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2000 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.:Просвещение 1995 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия для 7 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа 2000 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия для 8 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2000 – 2005);

  • Учебник-хрестоматия под ред. Г.И. Беленького (М.: Просвещение, 2000 – 2003).

  • Народные русские сказки под ред. Аникина В.П. – М.: Худ. лит., 1997.

  • Пропп В. Я. Русская сказки. М., 2000.

  • Пропп В.Я. В свете фольклора. М: Лабиринт ММVII, 2007.

  • Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт ММV, 2006.

  • Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт ММV, 2005.




Условия реализации программы.

1.Видеоматериалы:



Автор

Произведение

Название фильма

класс

кол-во экз.



Гоголь Н.В.

"Вий"

"Вий"

9

1



Гоголь Н.В.

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

6

1



Пушкин А.С.

"Руслан и Людмила"

"Руслан и Людмила"

5

1



Фольклор

Сказка "Золотые рога"

"Золотые рога"

5

1



Фольклор

Русские народные сказки

Русские народные сказки

5

1

2. Материалы в электронных носителях:




Название

Тема

Кол-во экз-в



Жития святых

Материалы для внеклассного чтения «Жития святых».

1



Русский музей. Живопись.

С-Петербург.

«Виртуальное посещение музеев мира»

1



Шедевры русской живописи Кирилла и Мефодия.

«Виртуальное посещение музеев мира»

1



Мировая художественная культура.

«Виртуальное посещение музеев мира»

1



Золотое Кольцо России.

«Виртуальное посещение музеев мира»

1



Большая энциклопедия Кирилла

и Мефодия

Информационный материал для классных часов

2



М/Ф «Конек Горбунок»

Творчество П. Ершова.

«Конек Горбунок»


1



Библиотека школьника. Хрестоматия

Содержание произведений писателей, поэтов русской литературы (программа школы).

1



Русская литература от Нестора до Булгакова

Содержание произведений писателей, поэтов русской литературы (программа школы).

1



Хрестоматия по русской литературе.

Содержание произведений писателей, поэтов русской литературы (программа школы).

1



Мультимедийная энциклопедия по русской литературе 8-11 классы

Для изучения программных произведений в старших классах

1



Русские народные праздники, обряды и обычаи.

Классные часы христианской тематики.

1



Материал для уроков. Репродукции. Геральдика. Иконопись. Портреты.

Личный архив.

Систематизированный материал для учителя-словесника

1



Документация.

Материалы для уроков.

Личный архив.

Материал к урокам русского языка и литературы.

6

3. Перечень дидактического материала:

п/п




Раздел, тема

Название

Кол-во экз-ов

1.

А.С. Пушкин

Поэма «Руслан и Людмила»

Раздаточный материал по литературе

(карточки иллюстрированные)

25

2.

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка».

Раздаточный материал с творческим заданием.

20

3.

Русские народные сказки.

Иллюстрации. Раздаточный материал к сказкам.

40

4.

Былины.

Иллюстрации. Раздаточный материал.

20

5.

Русские народные сказки.

Волшебные помощники.

Карточки. Раздаточный материал.

10

6.

Русские народные сказки. Символ Бабы Яги.

Карточки. Раздаточный материал.

10

4. Перечень экспозиций, иллюстраций:




Название картины

Автор-художник

К произведению

Кол-во экз-ов



Лубочная иллюстрация

«Руслан и Людмила»

Васильев

Пушкин

«Руслан и Людмила»

10



«Аленушка»

Васнецов

Русские народные сказки

10



«Малахитовая шкатулка»

Иванов

Бажов

«Малахитовая шкатулка»

20



«Серебряное копытце»

Иванов

Бажов

«Серебряное копытце»

20



«Медной Горы Хозяйка»

Иванов

Бажов

«Медной Горы Хозяйка»

20



«Синюшкин колодец»

Иванов

Бажов

«Синюшкин колодец»

20



Иллюстрации к былинам

Слуцкая

Былины

20


Список литературы для учащихся:

1. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 1. СПб: «Тропа Троянова», 2003.

2. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 2. СПб: «Тропа Троянова», 2003.

3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. М., 1976.

4. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993.

5. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.

6. Народные русские сказки под ред. Аникина В.П. – М.: Худ. лит., 1997.

7. Пропп В. Я. Русская сказки. М., 2000.

8. Пропп В.Я. В свете фольклора. М: Лабиринт ММVII, 2007.

9. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт ММV, 2006.

10. Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт ММV, 2005.

11. Усольцев Е.Е. Символ Бабы-Яги в русской сказке. Белгород: Изд-во «Вестник СНО». БелГУ, 2007. – Ч. II. Вып. X.

12. Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.:Просвещение 1995 – 2005);

13.Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Просвещение 2000 – 2005);

14.Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. В.П. Полухиной (М.: Просвещение 2001 – 2005);

15.Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2000 – 2005);

16.Учебник-хрестоматия для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.:Просвещение 1995 – 2005);

17.Учебник-хрестоматия для 7 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа 2000 – 2005);

18.Учебник-хрестоматия для 8 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2000 – 2005);

19.Учебник-хрестоматия под ред. Г.И. Беленького (М.: Просвещение, 2000 – 2003).
Список литературы для учителя:

1.Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996.

2. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 1. СПб: «Тропа Троянова», 2003.

3. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 2. СПб: «Тропа Троянова», 2003.

4.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. М., 1976.

5. Захаров А. На неведомых дорожках. Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970.

6. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993.

7. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.

8. Народные русские сказки под ред. Аникина В.П. – М.: Худ. лит., 1997.

9.Пропп В. Я. Русская сказки. М., 2000.

10.Пропп В.Я. В свете фольклора. М: Лабиринт ММVII, 2007.

11.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт ММV, 2006.

12.Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт ММV, 2005.

13.Серяков М.Л. "Голубиная книга" - священное сказание русского народа. М.: "Алетейа", 2001.

14.Усольцев Е.Е. Символ Бабы-Яги в русской сказке. Белгород: Изд-во «Вестник СНО». БелГУ, 2007. – Ч. II. Вып. X.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconТезисы к работе «Сравнение русской и английской народной сказки»
Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются друг от друга? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них...
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) icon8 часов
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconИзучить понятие сказки, ее типологию
Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»
«сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать...
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconТема урока : Выделение жанровых особенностей русской народной сказки...
Математика 5 клас: учеб для общеобразоват учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconТематический план курса «теории личности в психологии» для студентов...
Общий план курса и организация занятий. Отчетность (контрол работа + экзамен). Литература
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Логика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Криминология»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Криминалистика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Криминалистика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия права»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 7
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Финансовое право»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 7
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правоохранительные органы»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Административное право»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Административное право»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки» (17 часов) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Муниципальное право России»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск