Скачать 149.01 Kb.
|
Учебно-тематический план курса «Тайны русской народной сказки»(17 часов)
Структура курса Тема 1. Вводное занятие. Что такое сказка? Лекция с элементами беседы. Знакомство с ведущими исследователем-фольклористом В.Я. Проппом. Тема 2. Сказочные мотивы в житийной литературе. «Повесть о Петре и Февронии». Знакомство со святоотеческой литературой. Сказочные элементы в житийной литературе. Тема 3. Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки: материалистический, структуралистский, традиционалистский. Знакомство со школами материалистической (А. Луначарский, А. Богданов); психоаналитической (К.Юнг); традиционалистской (Р. Генон, М. Элиаде, Ю. Эвола); структуралистской (К. Леви-Строс). Тема 4. Волшебные помощники: сказочные животные. Животные в религиозных мифах. Образы коня, собаки, медведя, птицы в сказках. Особая категория помощников: искусники. Лекция. Групповой практикум. Тема 5. Переправа. Калинов мост. Птица. Калинов мост – единственная точка, соединяющая два мира с различными константами. Превращение героя в животного. Образ птицы. Летучий корабль, ковер-самолет и др. Просмотр фрагментов в/ф «Кащей Бессмертный», «Василиса Премудрая». Тема 6. Волшебный предмет. Происхождение волшебных предметов. Работа с текстами сказок. Тема 7. Приобщение сказочного героя к миру мертвых. Работа с текстом сказки «Василиса Премудрая». Работа с источниками (В.Я. Пропп «Русская сказка»). Тема 8. Символ Бабы-Яги в русской сказке. Знакомство со статьей Усольцева Е.Е. «Символ Бабы-Яги в русской сказке: философский аспект». Конспект основных положений. Тема 9. Время и пространство в сказках. Понятие хронотоп. Работа с источниками (М. Бахтин ). Анализ текста сказки «Колдун и Анастасия Прекрасная». Лекция. Тема 10. Анализ текста из сказок (по выбору учащихся). Работа с источниками. Отработка навыков определения языковых средств в тексте. Тема 11. Итоговое занятие. Представление творческих работ «Истоки волшебной сказки». Сообщения учащихся. Защита рефератов. Организация учебного процесса:
Условия реализации программы. 1.Видеоматериалы:
2. Материалы в электронных носителях:
3. Перечень дидактического материала:
4. Перечень экспозиций, иллюстраций:
Список литературы для учащихся: 1. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 1. СПб: «Тропа Троянова», 2003. 2. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 2. СПб: «Тропа Троянова», 2003. 3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. М., 1976. 4. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993. 5. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. 6. Народные русские сказки под ред. Аникина В.П. – М.: Худ. лит., 1997. 7. Пропп В. Я. Русская сказки. М., 2000. 8. Пропп В.Я. В свете фольклора. М: Лабиринт ММVII, 2007. 9. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт ММV, 2006. 10. Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт ММV, 2005. 11. Усольцев Е.Е. Символ Бабы-Яги в русской сказке. Белгород: Изд-во «Вестник СНО». БелГУ, 2007. – Ч. II. Вып. X. 12. Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.:Просвещение 1995 – 2005); 13.Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Просвещение 2000 – 2005); 14.Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. В.П. Полухиной (М.: Просвещение 2001 – 2005); 15.Учебник-хрестоматия для 6 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2000 – 2005); 16.Учебник-хрестоматия для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.:Просвещение 1995 – 2005); 17.Учебник-хрестоматия для 7 класса под ред. Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа 2000 – 2005); 18.Учебник-хрестоматия для 8 класса под ред. В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2000 – 2005); 19.Учебник-хрестоматия под ред. Г.И. Беленького (М.: Просвещение, 2000 – 2003). Список литературы для учителя: 1.Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3. Под редакцией А.Платова. М.: Менеджер, 1996. 2. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 1. СПб: «Тропа Троянова», 2003. 3. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 2. СПб: «Тропа Троянова», 2003. 4.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. М., 1976. 5. Захаров А. На неведомых дорожках. Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970. 6. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993. 7. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. 8. Народные русские сказки под ред. Аникина В.П. – М.: Худ. лит., 1997. 9.Пропп В. Я. Русская сказки. М., 2000. 10.Пропп В.Я. В свете фольклора. М: Лабиринт ММVII, 2007. 11.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт ММV, 2006. 12.Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт ММV, 2005. 13.Серяков М.Л. "Голубиная книга" - священное сказание русского народа. М.: "Алетейа", 2001. 14.Усольцев Е.Е. Символ Бабы-Яги в русской сказке. Белгород: Изд-во «Вестник СНО». БелГУ, 2007. – Ч. II. Вып. X. |
Тезисы к работе «Сравнение русской и английской народной сказки» Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются друг от друга? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них... | 8 часов Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки | ||
Изучить понятие сказки, ее типологию Сравнительный анализ русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк» и одноименного мультфильма | Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» «сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать... | ||
Тема урока : Выделение жанровых особенностей русской народной сказки... Математика 5 клас: учеб для общеобразоват учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович | Тематический план курса «теории личности в психологии» для студентов... Общий план курса и организация занятий. Отчетность (контрол работа + экзамен). Литература | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Криминология» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Криминалистика» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Криминалистика» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия права» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 7 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Финансовое право» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 7 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правоохранительные органы» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Административное право» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Административное право» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Муниципальное право России» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5 |