Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»





Скачать 101.33 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»
Дата публикации07.07.2014
Размер101.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк»

Цель: Познакомить с понятием «сказка», его происхождением, с определениями слов «сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать его близко к тексту. Учить определять композиционные особенности русской народной сказки, пользоваться языком этого жанра.

Продолжать формировать навык работы с книгой. Развивать качества навыка работы с книгой. Формировать читательские умения. Способствовать развитию внимания, мышления, тренировки памяти. Обогащать, активизировать словарь учащихся. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпения.

Оборудование: презентация, карточки со словами, книги с русскими народными сказками, иллюстрации.

Литература: Львов М.Е.Русская народная сказка на уроке и на внеклассном

занятии // Начальная школа.-2001.-№12.-с.12 -16.

Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., доп., - М.,ООО ИТИ Технологии, 2006. – 937с.

Ход урока.

I. Организация класса. 1. Психологический настрой.

Встаньте ровно, ребятишки-

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

II. Беседа о сказках:

Учитель: Любите ли вы сказки?

Учитель: А что такое сказка?

Ученик: Это вид произведения.

Учитель: Посмотрите на слайд, давайте прочитаем, узнаем значение слова сказка.

(Сказка – это литературное произведение. Где всегда рассказывается о чём – то необыкновенном, волшебном.)

Учитель: В сказке всегда идёт борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она несёт в себе элемент нравоучения. Сказка получила своё название от слова сказ. (Ученик читает на слайде)

Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передаётся из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.

Учитель: Когда – то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомни и рассказал кому – то третьему, например, своей дочери или сыну, а те выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

Сказки бывают разные. Есть волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных. В них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе.

Есть сказки бытовые, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок. Вспомним знакомые вам произведения русского фольклора. Сейчас вы услышите загадку, постарайтесь отгадать её:

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями.

В строчках, на листочках,

Где станции на точках.

(Книга).

Учитель: А сейчас нас ожидает сказочная викторина.

1. У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)

2. Кто первый тянул репку? (Дед.)

3. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт. (Ступа.)

4. Жилище Бабы Яги. (Избушка.)

5. Сказочная скатерть. (Самобранка.)

6. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)

7. Имя мальчика, который стал козлёночком. (Иванушка.)

8. Сестрица Иванушки. (Алёнушка.)

9. Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. (Печка Емели.)

Учитель: Давайте разделимся на две команды. Каждая команда выберет одну из карточек. На обратной стороне написано название сказки. Вам за короткое время надо подготовить и показать пантомиму так, чтобы ваши одноклассники дали верный ответ. (Ребята отгадывают сказки «Теремок» и «По щучьему велению».)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы неплохо знаете русский фольклор.

В сказках предки передавали своё представление о мире. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Вспомните Серого волка, лису, медведя. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Вы хорошо знаете это по себе. Если вам что- то интересно, то даже трудная неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказке много смешного и весёлого, а веселье всегда даёт бодрость.

III. Речевая разминка.

1.Артикуляционная гимнастика.

а) Упражнение для подвижности языка, губ «Хоботок»: изо всех сил сжимаем губы в самый маленький кружок и вытягиваем их вперёд, двигаем этим хоботком влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу, сначала слева направо, а затем – справа налево.

б) Упражнение «Цоканье копыт»: кончиком языка касаемся нёба, возвращаем его в исходное положение таким образом, чтобы слышался щелчок.( Щёлканье длится 20- 30 секунд.)

2. Чтение диалога.

- Кумa, ты к нам?||

- К вам, к вам.||

- К воде скачу, ловить хочу.||

- А кого, кого кума?||

- Рака, карпа и сома.||

- Как поймаешь, дашь ли нам?||

- Как не дать?| Конечно дам.||

Учитель: О чём диалог? Кто в нём задаёт вопросы?

Ученик: Диалог о лягушке.

Учитель: Как она задаёт вопросы?

Ученик: Лестно.

Учитель: Кем является кума?

Ученик :Лягушкой.

Учитель: Кого она хочет поймать?

Ученик: Рака, карпа и сома.

Учитель: Какая она?

Ученик: Щедрая, добрая.

IV. Изучение нового материала:

1.Прогнозирование темы урока.

На доске записано название сказки наполовину закрытое.

Учитель: Постарайтесь прочитать тему сегодняшнего урока.

Ученик: Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк».

2.Словарная работа:

не ворохнётся – не шевельнётся;

улучила – нашла подходящее для чего – нибудь время;

смекнул – сообразил, догадался о чём – либо.

3.Первичное чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

4. Проверка восприятия.

Учитель: Назовите героев сказки.

Ученик: Старик, лисичка – сестричка, старуха, волк, баба.

Учитель: кто главные герои сказки?

Ученик: Лисичка – сестричка, волк.

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам больше всего понравился?

5.Вторичное чтение сказки по частям, её углубленный анализ.

Учитель: На сколько частей можно разделить сказку?

Ученик: На три части.

а) чтение и беседа по первой части;

Учитель: С чего начинается первая часть сказки, прочитайте.

Ученик: С зачина: «Жили себе дед да баба».

Учитель: Для чего старик запряг сани?

Ученик: Чтобы поехать за рыбой.

Учитель: Зачем лисичка, увидев старика, легла на дорогу, как мёртвая?

Ученик: Для того, чтобы дед положил её на свой воз, откуда она сможет без

проблем выбросить всю наловленную им рыбу, этим обеспечит себя едой.

Учитель: С какой целью дед положил на свой воз лисичку?

Ученик: Для того, чтобы сшить старухе воротник.

Учитель: Прочитайте описание его действий.

Ученик: «Взял дед лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди».

Учитель: Что делала лиса, когда находилась на возу?

Ученик: «Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла».

Учитель: Какое значение вносят в текст повтор слов: «стала выбрасывать

полегонечку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке», «погоревал, погоревал»?

Ученик: На продолжительность действий.

Учитель: С кем встретилась лисичка – сестричка? (С волком).

Прочитайте их разговор в лицах.

Учитель: Как бы вы озаглавили эту часть?

Ученик: «лисичка – сестричка и старик».

б) чтение и беседа по второй части;

Учитель: Что лиса посоветовала сделать волку?

Ученик: Опустить хвост в прорубь и приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

Учитель: на самом деле кумушка таким образом добыла кучу рыбы? (Нет).

Учитель: А каким? (Нечестным, бессовестным).

Учитель: Что же мы можем сказать о лисе?

Ученик : Лиса была лгуньей.

Учитель: Какие слова лисички – сестрички окончательно заставили волка

отправиться на реку?

Ученик: «Рыбка к тебе сама на хвост нацепится».

Учитель: Прочитайте совет лисички, который характеризует её с жестокой стороны.

Ученик: «Да смотри сиди подольше, а то не наловишь».

Учитель: Найдите в тексте эпизод, в котором описываются действия волка и лисы, находящихся на реке.

Учитель: Подумайте, какую интонацию мы должны выбрать при чтении диалога животных?

Ученик: Громко, чётко, выразительно, с надеждой в голосе прочтём слова волка, а лисички – тихо, быстро, со злостью.

Учитель: С какой целью лиса пришла к волку?

Ученик: Чтобы навредить ему своими заклинаниями.

Учитель: Что означает слово плутовка?

Ученик: Плутовка – та, которая любит хитрить, лукавить.

Учитель: Правду ли сказала лисичка волку, что она ему помогает?

Ученик: Нет. Лиса обманывала волка.

Учитель: Вы согласны с тем, что с самого начала лису в этой сказке можно было бы называть плутовкой? Почему? (Она показана хитрой с самого начала сказки).

Учитель: Что приключилось с волком у проруби?

Ученик: За ночь волчий хвост к проруби так приморозило, что он никак не мог сойти со своего места, пока не наступило утро, не пришли на реку люди за водой.

Учитель: Почему этот персонаж не ушёл с реки ещё ночью? Подтвердите свой ответ словами из сказки.

Ученик: «Долго – долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с

места,…пробовал было приподняться: не тут – то было! «эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» - думал волк.

Учитель: Каким волк изображён в сказке? (Глупым).

Учитель: Какая опасность подстерегала персонажа? (Встреча с людьми).

Учитель: Что случилось с волком, когда люди начали его колотить?

Ученик: «Оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать».

Учитель: Жалко ли вам его? Почему?

Был ли он обижен на лисичку – сестричку? Докажите словами из текста.

Ученик : «…уж я тебе отплачу, сестрица!»

Учитель: Как вы понимаете слово отплачу?

Ученик: Дам по заслугам за нанесённую обиду.

Учитель: Как можно озаглавить вторую часть?

Ученик: « Волк остался без хвоста».

в) чтение и беседа по третьей части;

Учитель: Чем занялась лисичка, пока волк убегал от своей смерти?

Ученик: Забралась в одну избу.

Учитель: Зачем она это сделала? Свой ответ подтвердите словами из текста.

Ученик: «…захотела попробовать, не удастся ли ещё что – нибудь стянуть»

Учитель: Удалась ли ей очередная попытка кражи? (Нет).

Учитель: Почему? Прочитайте.

Ученик: «Попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит»

Учитель: Как характеризует лису слово «забралась»? (Ответы детей).

Учитель: О чём говорит слово «ты», с которым волк обратился к лисе. Если раньше он называл её лисичкой – сестричкой?

Ученик: Волк был очень зол на лису.

Учитель: Как лиса обратилась к волку?

Ученик: Ласково: «волчику – братику».

Учитель: Зачем она его так называла?

Ученик: Чтобы напомнить ему о том, что она его сестрица, поэтому ничего плохого своему братцу никогда не пожелала бы.

Учитель: Что побудило искалеченного, израненного, обессиленного волка посадить на свою спину здоровую лисичку?

Ученик: Сестрицу сильней прибили, у него лишь кровь выступила, по словам же лисички, у неё – мозг.

Учитель: Прекратила ли на этом лисичка издеваться над бедным волком? (Нет).

Докажите, используя слова текста.

Учитель: Почему голодный, слабый волк не отказал в помощи лисе?

Ученик : Он был добрым и жалостливым.

Учитель: Чем отплатила лиса братику за его доброту?

Ученик: Смеялась над ним.

Учитель: Как бы вы озаглавили этот отрывок?

Ученик: Лиса – обманщица и обманутый волк

6. Обобщающая беседа.

Учитель: Понравилось ли вам это произведение?

К какому фольклорному жанру относится данное произведение?

Ученик: Это сказка.

Учитель: Можно ли пословицу: «Без труда не вытащищь и рыбку из пруда»

соотнести с прочитанной сказкой? (Да, можно).

Учитель: Дайте полную характеристику лисе.

А теперь охарактеризуйте волка.

V. Итог урока.

Тестирование.

1.Назовите действующих лиц сказки.

2.Кто в сказке олицетворяет зло? Выберите правильный ответ:

а) волк; б)люди; в) лиса.

3.напишите 2 – 3 устаревших слова, которые используются в сказке.

4.К какому виду сказок относится сказка «лисичка – сестричка и волк»?

а) бытовая; б) о животных; в)волшебная.

5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

VI. Домашнее задание.

Прочитать любую русскую народную сказку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconКонспект урока Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и волк»...
Тема и номер урока в теме: Русские народные сказки. «Лисичка сестричка и серый волк», урок №17
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка»
Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,...
«Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя»
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения по теме: «Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»»
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» icon«Начальная школа – начало начал»
Урок детской литературы в 3-б классе: «Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Анализ содержания»
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconСказка "Гадкий утенок". Цели
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок"
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок чтения. Тема: «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок волшебные, обогащать словарный...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок-Викторина Тема: «Волшебные сказки»
Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconТема: «Лиса и волк» (русская сказка)
Коррегировать и развивать память, мышление, внимание, связную разговорную речь, пополнять активный и пассивный словарь учащихся,...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconТема урока: «Лиса и журавль» (русская народная сказка)
Цель: Учить детей работать с текстом; развивать потребность в постоянном общении с искусством
Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск