Скачать 67.82 Kb.
|
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Образовательная программа «Школа 2100». Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах. Задачи урока: Обучаюшая: - формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту, находить в тексте предложе- ния, которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста. Развивающая: - развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения; - способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса. Воспитательная: - воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу. Оборудование: Репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри», аудиозапись А.П.Бородина «Богатырская», таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, учебник, тетрадь по чтению; выставка книг и детских рисунков. Ход урока. 1. Организационный момент. - Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своему соседу, подарите улыбку гостям, подарите улыбку мне. Спасибо. А я подарю вам урок литературного чтения. А чтобы он прошёл интересно, я вам предлагаю для работы 2 девиза: 1. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». 2. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». - Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию… Мотивация. - Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам богатырских сказок. Слайд 3. Разгадывание ребусов. - Чтобы отгадать слово, надо назвать первые звуки слов – предметов, изображённых на картинках. 2. Актуализация знаний. Слайд 4. - Произнесём хором БЫ-ЛИ-НЫ. - Что обозначает это слово? (Былины – это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись, а пропевались. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. ) Показ картинки гусляра. Слайд 5. - Кто был героем былин, мы узнаем, разгадав второй ребус. Слайд 6. - Читаем хором БО-ГА ТЫ-РИ. - Кто такие богатыри? (Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. В былинах народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.) Рисунки учащихся «Каким я представляю богатыря?». -Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли музыку. Послушайте фрагмент симфонии А.П.Бородина «Богатырская». Работа по картине М.В.Васнецова «Богатыри». Слайд -Кто изображён на картине? Кто знает их имена? - В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа – Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович, у него не только лук со стрелами, но и гусли. - Зачем вышли в дозор богатыри? (Богатыри стоят на страже русской земли.) - Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? Какие чувства вызывает у вас эта картина? Рассказ об Илье Муромце. В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служившей киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. В древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. 3. Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». - Как вы думаете, кому будет посвящён наш урок? (Илье Муромце – русскому богатырю.) - Цель нашего урока – узнать о жизни русского богатыря Ильи Муромца. 1). Выборочное чтение 1 части: - Откуда родом Илья Муромец? (Из города Мурома, села Карачарова.) - Как звали отца и мать Ильи? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна.) - Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.) - Что огорчало родителей? (Илья не мог ходить.) - Как можно озаглавить 1 часть? (Горе стариков.) 2 часть: - О каких событиях мы узнали во 2 части? - Какое чудо сотворили странники с Ильёй? (Поставили Илью на ноги, дали ему богатырскую силу.) - Какой наказ ему дали? Прочитайте. (Не обижать беззащитных, бить вора – разбойника.) - Как можно озаглавить 2 часть? (Волшебная вода странников. .Встреча со странниками.) 3). Чтение 3 части. - Как, по – вашему, события будут продвигаться дальше? Словарная работа по ходу чтения: обух топора – тупая сторона топора; подсоблять – помогать. Уточняющие вопросы: - Как мать с отцом узнали о силе своего сына? - Зачем старики корчевали(вырывали, вытаскивали) пни в лесу? (Чтобы была свободная земля для посева пшеницы.) -Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? (После тяжёлой работы все заснули от усталости.) - Какую работу выполнил Илья? (Срубил весь лес, помог корчевать пни. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболобе – преувеличении.) - Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? (Если не будет урожая, то наступит голод.) - Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? - Как напутствовали Илью отец с матерью? (Благославили.) - Что значит благославили? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.) - На что благославили родители Илью? Прочитайте. («Заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора – разбойника.) - Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) - Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Наказ – это наставление, поучение; напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь.) - Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.) Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманы, т.к. они были другой веры, Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе прозвали Владимир Красно Солнышко. - Расскажите о первой битве Ильи. - Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? (Пожалел их. «Да больно вы молоды!») - Как можно озаглавить 3 часть? (Помощь Ильи защитникам Чернигова. Есть кому постоять за землю Русскую.) Физкультминутка. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! (руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо (поворот вправо) Оглядимся величаво, И налево надо тоже (поворот влево) Поглядеть из-под ладошек И направо, и ещё (поворот вправо) Через левое плечо (поворот влево) Буквой «л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо Получается на славу! 4. Тест. Слайд 5. Итог урока. Беседа о жанровых особенностях сказки. - Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри – не плод народной выдумки. Почему же тогда, история, прочитанная нами, называется сказкой? (Много сказочного.) - Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются они богатырские.) - Что в прочитанной истории правдиво? (Реальные события.) - А какие события можно назвать сказочными, волшебными? - Найдите в сказке другие сказочные приметы. Начало (зачин) сказки (жил – был…); .герой – помощник конь богатырский; волшебная вода странников, дающая силу; борьба добра и зла; победа добра; хорошая концовка. Наличие архаизмов, устойчивых выражений – выпивает единым духом, не пуще, не прекословил.) - Всё ли мы узнали об Илье Муромце? (Нет.) - О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике? (О том, как Илья стал богатырём.) - В каких словах выражена главная мысль сказки? ( «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!») - Кто в наши дни мог бы сказать такие слова? (Воины, защитники нашей Родины. И вы можете стать защитниками своей земли, Родины. Защищать её от врагов и быть верными сынами своей земли.) - Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла? (Потому что она о героях, которые защищали свою Родину.) 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. Слайд - Поднимите руки, кто сегодня открыл для себя что-то новое? - Кому сегодня было интересно на уроке? - И это не удивительно, ведь вы мне и себе подарили прекрасную работу. «Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим». Спасибо за работу! |
Урок чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Тип урока Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | ||
Сказка "Гадкий утенок". Цели Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок" | Тема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла» | ||
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка» Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу | Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературного чтения по теме: «Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»» | Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | ||
Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» «сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать... | ||
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» Введение. Книга о жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Урок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:... | ||
Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа... ... | ||
Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... | Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Буква п,П, звуки [ п], [ п’] Цели: 1 сформировать в памяти образ букв; отрабатывать умения послоговому чтению |