Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца»





Скачать 67.82 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
Дата публикации01.07.2014
Размер67.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок литературного чтения
Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
Образовательная программа «Школа 2100».
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах.

Задачи урока:

Обучаюшая:

- формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту, находить в тексте предложе-

ния, которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную

мысль текста.

Развивающая:

- развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя,

выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный

рассказ о герое произведения;

- способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру

речи, способствовать обогащению словарного запаса.

Воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу.
Оборудование:

Репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри», аудиозапись А.П.Бородина «Богатырская», таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, учебник, тетрадь по чтению; выставка книг и детских рисунков.
Ход урока.
1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своему соседу, подарите улыбку гостям, подарите улыбку мне. Спасибо. А я подарю вам урок литературного чтения. А чтобы он прошёл интересно, я вам предлагаю для работы 2 девиза:

1. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

2. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

- Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию…

Мотивация.

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам богатырских сказок. Слайд 3.

Разгадывание ребусов.

- Чтобы отгадать слово, надо назвать первые звуки слов – предметов, изображённых на картинках.


2. Актуализация знаний.

Слайд 4.

- Произнесём хором БЫ-ЛИ-НЫ.

- Что обозначает это слово?

(Былины – это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись, а пропевались. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. )

Показ картинки гусляра. Слайд 5.

- Кто был героем былин, мы узнаем, разгадав второй ребус.

Слайд 6.

- Читаем хором БО-ГА ТЫ-РИ.

- Кто такие богатыри?

(Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. В былинах народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.)

Рисунки учащихся «Каким я представляю богатыря?».

-Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли музыку. Послушайте фрагмент симфонии А.П.Бородина «Богатырская».

Работа по картине М.В.Васнецова «Богатыри». Слайд

-Кто изображён на картине? Кто знает их имена?

- В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа – Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович, у него не только лук со стрелами, но и гусли.

- Зачем вышли в дозор богатыри?

(Богатыри стоят на страже русской земли.)

- Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Рассказ об Илье Муромце.

В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служившей киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.

«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

В древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.
3. Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

- Как вы думаете, кому будет посвящён наш урок?

(Илье Муромце – русскому богатырю.)

- Цель нашего урока – узнать о жизни русского богатыря Ильи Муромца.

1). Выборочное чтение 1 части:

- Откуда родом Илья Муромец?

(Из города Мурома, села Карачарова.)

- Как звали отца и мать Ильи?

(Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна.)

- Почему у них не было фамилии?

(Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.)

- Что огорчало родителей?

(Илья не мог ходить.)

- Как можно озаглавить 1 часть?

(Горе стариков.)
2 часть:

- О каких событиях мы узнали во 2 части?

- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

(Поставили Илью на ноги, дали ему богатырскую силу.)

- Какой наказ ему дали? Прочитайте.

(Не обижать беззащитных, бить вора – разбойника.)

- Как можно озаглавить 2 часть?

(Волшебная вода странников. .Встреча со странниками.)
3). Чтение 3 части.

- Как, по – вашему, события будут продвигаться дальше?

Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять – помогать.

Уточняющие вопросы:

- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

- Зачем старики корчевали(вырывали, вытаскивали) пни в лесу?

(Чтобы была свободная земля для посева пшеницы.)

-Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете?

(После тяжёлой работы все заснули от усталости.)

- Какую работу выполнил Илья?

(Срубил весь лес, помог корчевать пни. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболобе – преувеличении.)

- Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?

(Если не будет урожая, то наступит голод.)

- Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?

- Как напутствовали Илью отец с матерью?

(Благославили.)

- Что значит благославили?

(Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)

- На что благославили родители Илью? Прочитайте.

(«Заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора – разбойника.)

- Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили?

(Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

(Наказ это наставление, поучение; напутствие наказ человеку, отправляющемуся в путь.)

- Куда направился Илья Муромец?

(Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманы, т.к. они были другой веры, Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе прозвали Владимир Красно Солнышко.

- Расскажите о первой битве Ильи.

- Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?

(Пожалел их. «Да больно вы молоды!»)

- Как можно озаглавить 3 часть?

(Помощь Ильи защитникам Чернигова. Есть кому постоять за землю Русскую.)
Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо (поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и ещё (поворот вправо)

Через левое плечо (поворот влево)

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!
4. Тест. Слайд

5. Итог урока. Беседа о жанровых особенностях сказки.

- Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри – не плод народной выдумки. Почему же тогда, история, прочитанная нами, называется сказкой?

(Много сказочного.)

- Какое отношение имеет сказка к богатырям?

(Это особые сказки про богатырей и называются они богатырские.)

- Что в прочитанной истории правдиво?

(Реальные события.)

- А какие события можно назвать сказочными, волшебными?

- Найдите в сказке другие сказочные приметы.

Начало (зачин) сказки (жил – был…);

.герой – помощник конь богатырский;

волшебная вода странников, дающая силу;

борьба добра и зла;

победа добра;

хорошая концовка.

Наличие архаизмов, устойчивых выраженийвыпивает единым духом, не пуще, не прекословил.)

- Всё ли мы узнали об Илье Муромце?

(Нет.)

- О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике?

(О том, как Илья стал богатырём.)

- В каких словах выражена главная мысль сказки?

( «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!»)

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова?

(Воины, защитники нашей Родины. И вы можете стать защитниками своей земли, Родины. Защищать её от врагов и быть верными сынами своей земли.)

- Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла?

(Потому что она о героях, которые защищали свою Родину.)
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия. Слайд

- Поднимите руки, кто сегодня открыл для себя что-то новое?

- Кому сегодня было интересно на уроке?

- И это не удивительно, ведь вы мне и себе подарили прекрасную работу.

«Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим».
Спасибо за работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Тип урока
Развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку...
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconСказка "Гадкий утенок". Цели
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок"
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconТема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели
Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла»
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка»
Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения по теме: «Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»»
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconКонспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»
«сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать...
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconСказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка»
Введение. Книга о жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила
Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:...
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа...
...
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...
Урок литературного чтения Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца» iconУрок литературного чтения в 1 классе Тема: Буква п,П, звуки [ п], [ п’]
Цели: 1 сформировать в памяти образ букв; отрабатывать умения послоговому чтению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск