Скачано с сайта www.uroki.net Урок чтения
Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний
Образовательная программа «Школа 2100».
Время проведения: декабрь.
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.
Задачи урока: Обучающая:
- Формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст.
Развивающая:
Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения.
Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах. Воспитательная:
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.
Оборудование:
Выставка книг о русских богатырях; ребус. Репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: А.П. Бородин «Богатырская» Видеозапись: Мультфильм «Илья Муромец» Карточки с заданиями для работы по группам.
Организация рабочих мест:
На столах: учебник, тетрадь, карандаш, ручка, задание каждой группе в конверте.
Этапы урока
| Содержание урока
| Примечания
| I. Организационный момент
| Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Урок литературного чтения
Словно приключение
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь
И много узнаешь.
Книга с нами всегда
А вы урок чтения любите?
Да!
Тогда внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог.
| Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.
| Мотивация
| Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам
богатырских сказок.
Путь наш не близок.
Лежит он через холмы, горы и долины.
Вот и первая преграда на нашем пути.
Чтоб ее миновать, надо ребус разгадать.
Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов -предметов, изображенных на картинках.
| Слова - предметы, убираются, на их листе остается буква.
| II. Актуализация знаний
| Произнесем хором БЫ-ЛИ-НЫ
- Кто знает, что обозначает это слово?
(Былина - это русские народные торжественные песни. Это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях).
- Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав второе слово.
Читаем хором
БО - ГА - ТЫ - РИ
- Что это за люди?
| Показ картинки с гуслями
|
| - Кто из вас знает русских богатырей? (Былины повествуют о богатырях, мужественных защитниках родины. В этих песнях народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине)
- Мы с вами миновали преграду. Чтобы прославить богатырей, люди сочиняли для них музыку. Послушайте фрагмент симфонии А.П. Бородина «Бо гатырская»
- Перед нами богатырская застава.
- Кто изображен на картине?
- Кто знает их имена?
(В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой, слева - весельчак Алеша Попович. У него не только лук со стрелами, но и гусли).
- Что вы видите на заднем плане картины?
- Зачем вышли в дозор богатыри?
- Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? (Застава богатырей стоит на страже русской земли)
| Открывается картина «Богатыри» М.В. Васнецова. На доске размещены рисунки учащихся с портретами богатырей
|
| Послушайте былинный сказ и попробуйте определить тему нашего урока.
- Кто догадался, кому будет посвящен наш урок? (Илье Муромцу - русскому богатырю)
| Учитель читает текст со свитка
На фоне музыки
| III. Формулирование темы и цели урока
| - Цель нашего урока - вспомнить все, что узнали об этой сказке, составить словесный портрет Ильи Муромца.
- Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказки
дома.
|
| IV. Проверка домашнего задания.
Работа с учебником
| - Откройте книгу по чтению «Маленькая дверь в большой мир» и найдите Богатырскую сказку об Илье Муромце.
- Прочитайте отрывки из сказки, которые можно озаглавить так::
| Выборочное чтение
Предложения записаны на доске. Дети
|
| 1) Горе стариков
2) Волшебная вода странников
3) Наказ странников
4) Шутка Ильи
5) Помощь Ильи защитникам Чурнигова
| делятся на 5 вариантов. Каждый читает свое задание и проверяет, как выполнено задание других
| V. Пересказ сказки.
| - У нас получился план сказки.
- Кто кратко перескажет сказку по плану?
Итог по домашнему заданию.
Для продолжения пути надо набрать сил и отдохнуть.
| Оценивание детей за домашнее задание
| VI. Физкультминутка «Богатыри»
| Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце - руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
| Охрана здоровья. Снятие утомляемости.
| VII. Беседа о жанре произведения.
| - Вот и добрались до долины вопросов.
- Какое по жанру произведение мы прочитали? (Сказку)
- Назовите в ней сказочные приметы.
(Начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений).
- Приведите пример слов архаизмов (не пуще, не пре кословил, латы, колчан со стрелами, выпивает единым духом)
- Кто герой этой сказки? (Илья Муромец)
- Все ли мы узнали об Илье Муромце? (нет)
- О чем же рассказывает отрывок, помещенный в учебнике?
(О том, как Илья стал богатырем)
- Как можно его озаглавить?
(Как Илья Муромец стал богатырем. О сражении около города Чернигова)
- В каких словах выражена главная мысль сказки? («Есть еще на Руси, кому постоять за землю Рус скую»)
- Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?
| Работа с литературными понятиями.
| VIII. Составление устного рассказа о богатыре Илье Муромце
| (Главный ее герой - богатырь Илья Муромец)
Итог: Мы побывали в долине вопросов и путь наш лежит
к богатырскому холму.
Ваша задача:
| Развитие речи Работа в группах
|
| Составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце.
а) Отметьте в книге отрывки, в которых описан Илья Муромец, его поступки.
б) Выберите в тетрадях слова, описывающие внешний вид Ильи Муромца.
в) Определите последовательность своего рассказа.
г) Выберите рассказчика от своей группы. Следите за лексикой.
| Задание каждой группе записаны на листочках в конверте
Самостоятельная работа в группах
| IX. Устный рассказ
| - Кто желает нам поведать о русском богатыре Илье
Муромце? (рассказ 1-2 чел.)
|
| X. Просмотр отрывка мультфильма
| - А теперь посмотрите отрывок из мультфильма об Илье Муромце и сравните его образ с вашим.
- Сравните богатыря нарисованного вами и в мульт фильме
Итог:
На этом холме мы с вами сделаем привал, т.к. путь по
богатырским сказкам нам предстоит еще очень длинный.
| Сравнение образов Ильи Муромца
| XI. Итоговая
беседа
| - Давайте подведем итоги
- Что в сказке правдиво?
- Что вымышлено?
- Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла?
- Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье Муромце?
- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»
- И вы можете стать защитниками своей земли, родины
| Оценивание работы детей на уроке
| XII. Домашнее задание
| - Приготовиться выразительно читать понравившийся отрывок.
- Придумать два вопроса к сказке.
Закончить урок словами:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле
Не топтать их коням землю русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
| Оценивание детей
| Резервный материал.
| Синквейн
Богатырь
Сильный, могучий.
Защищает, охраняет, бережет.
Не перевелись богатыри на Руси
Воин
| Составление син-квейна в группах
| |