Скачать 48.32 Kb.
|
Урок чтения. Тема: «Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цели: Познакомить учащихся с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок волшебные, обогащать словарный запас детей, развивать внимание , память, речь, творческие способности. Учить различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий. Развивать речь детей при устном описании картины. Оборудование: Видео-запись сказки « Сестрица Аленеушка и братец Иванушка»,карточки с текстом речевой разминки, картина В.М. Васнецова « Аленушка». Ход урока. 1. Организационный момент. Давайте улыбнемся друг другу, Думаю урок принесет всем хорошее настроение. 2.- Какую тему изучаем на уроках чтения? - Что такое сказка? - Чем сказка отличается от других произведений? - Какие бывают сказки? - Отгадайте сказку. – К какому виду она относится? а) «Жили-были лиса и заяц, у лисы была ледяная избушка, а у зайца лубяная.» б) « У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить. Тут он приметил под лавкой топор без топорища. Коли нечего можно из топора кашу сварить.» в) « Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась волшебной палочкой и тыква мигом превратилась в золотую карету.» г) «Козлятушки-ребятушки отопритеся, отворитеся. Ваша мать пришла молока принесла». 3.Речевая разминка. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца. -Сначала прочитайте жужжащим способом. -Научитесь читать скороговоркой. 4. Введение в тему урока. -Кто догадался о какой сказке идет речь? -Как вы думаете, какую сказку будем читать сегодня на уроке? 5. Чтение сказки ( видео запись). - Послушайте сказку и определите вид этой сказки. 6.Работа по теме урока. - Понравилась ли вам сказка? - Чем? - К какому виду сказок мы ее отнесем? - Что же в этой сказке волшебного? - Какие волшебные предметы есть в этой сказке? - Найдите в сказке троекратный повтор. - Где в сказке добро? - Где зло? - Что победило? Стих.: Недаром дети любят сказку, ведь сказка тем и хороша. Что в ней счастья развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданьи благополучного конца. 7. Словарная работа. Перед чтением сказки уточним смысл некоторых слов и выражений. На доске ( по одному слову). Залилась слезами - заплакала, откуда ни возьмись – появиться внезапно, хлебнуть – немного отпить, купец – раньше так звали тех, кто ездит и торгует товаром. 8.Чтение сказки учащимися. 9.Работа по содержанию. - Назовите персонажей сказки. -Трудная ли была судьба у Иванушки и Аленушки? -Как они относились друг к другу? -А как относится к ним рассказчик? -Как случилось , что Иванушка стал козленочком? -Что ему говорила сестра? -Что предложил Аленушке купец? -Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж? -Что случилось пока купца не было дома? -Найдите в сказке отрывок и зачитайте. -Прочитайте о том, что злая ведьма хотела сделать с мальчиком. -Удалось ли ей осуществить задуманное? -Кто ей помешал? -Стал ли козленочек снова мальчиком? -Как? -Как поступили с ведьмой? Вывод: - Чему учит эта сказка? ( надо слушаться старших, уметь прийти на помощь) 10.Работа по картине В. Васнецова « Аленушка». Мы с вами прочитали сказку и узнали, что произошло с Аленушкой, но в сказке нет описания, какая она. -А какой она вам представляется? -В какой момент вы особенно переживали за Аленушку? -А какой вы представили ее, когда с ней случилась беда? Художник В.Васнецов поможет нам увидеть Аленушку ( показ картины).-Рассмотрите внимательно картину, отличается ли ваше представление от представления художника? -Опишите какой вы видите Аленушку на картине? (рассказы детей) -Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? – Почему? ( это не иллюстрация, это картина, Васнецов показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.) Рассказ учителя: Виктор Михайлович Васнецов писал картины к сказкам и на исторические темы .На первый взгляд нам кажется, что эта тоскующая девочка и есть героиня сказки. Но мы не видим ни козленка, ни злой ведьмы… Но вчувствовавшись в картину, в мелкие детали, в гармоничный пейзаж, цветовое решение картины мы начинаем понимать и сочувствовать Аленушке. Черная вода озера, темный лес, босые ноги утомленной девочки- все говорит о ее нелегкой сиротской жизни, которая стала еще тяжелее, когда с братцем случилась беда, и не куда бежать и некому жаловаться. Вот такой представил Аленушку Васнецов и уже невозможно ее представить по-другому. 11. Итог. -С какой сказкой вы познакомились? -К какому виду она относится? -Докажите, что она волшебная? -Чему учит эта сказка? 12. Рефлексия. - Выберите и продолжите любое предложение.
-Молодцы! Спссибо! |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Оборудование: Выставка русских народных сказок; картина В. Васнецова «Алёнушка»; пословицы; музыка из сказки; компьютер, проектор,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Работа над иллюстрацией к сказке | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жили-были сестрица Алёнушка и братец Иванушка. И родители их часто повторяли одну пословицу. Прочитайте её | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: Гуси-лебеди. Морозко. Два мороза. Снегурочка. Иван-царевич и серый волк. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.... | ||
Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дети продолжат знакомиться со сказкой Джеймса Барри «Питер Пэн», Вспомнят сказку Шарля Перро «Красная Шапочка», Сказку братьев Гримм... | ||
Конспект занятия на тему «Сказочное слово» Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье», «Морозко», «Царевна Лягушка», Крошечка Хаврошечка»; произведение А. С. Пушкина: «Сказка о... | Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка» Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу | ||
Урок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе... «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,... «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя» | ||
Урок-Викторина Тема: «Волшебные сказки» Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес... | Урок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» «сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать... | ||
Тема урока: «Лиса и журавль» (русская народная сказка) Цель: Учить детей работать с текстом; развивать потребность в постоянном общении с искусством | «Начальная школа – начало начал» Урок детской литературы в 3-б классе: «Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Анализ содержания» | ||
Тема : Русская народная сказка «Петух и собака» Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения | Конспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей» Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне |