Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер78.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 7 Г.ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка урока

по литературному чтению в 4-м классе
Владимир Иванович Даль

"Война грибов с ягодами". Игра "Кузовок"
(с применением технологии продуктивного чтения)

Подготовил: учитель начальных

классов Смирнова С.Р.

ХИМКИ - 2011

Цель урока: выяснить, чем отличается литературная обработка народной сказки от литературной сказки».

Задачи урока:

  • познакомить с творчеством В.И. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказок»;

  • развивать словарный запас учащихся, языковое чутье к использованию образных выражений, пословиц;

  • развивать навык выразительного чтения.

  • воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.


Ход урока.

1. Актуализация изученного материала.

- Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы. Какие это сказки? (Литературные, авторские)

- Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи.)
2. Постановка учебной задачи.

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)

Обращение к опорным словам на доске:

Владимир Даль

Казак Луганский

Псевдоним

Луганск

Сказки

Толковый словарь

- О чем вам говорят эти опорные слова?

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Познакомиться с творчеством В.И.Даля)
3. Работа по теме урока

- Найдите, как отзывался А.С.Пушкин о сказках В.И. Даля (с. 120–121 учебника).

- Как вы думаете, что такое обработка сказок?

- Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное литературное изложение народной сказки. Сохраняется сюжет и персонажи, подчеркиваются ее достоинства, особенности языка того времени, колорит, идея.)

- Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской.

На доске строится цепочка:

пересказ → сюжет → герои → язык, колорит

- Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?

Какие сказки обрабатывал В. Даль?

Как жил В.И. Даля, где родился, какое образование получил? Была

ли у него семья? Какими были основные события его жизни? Почему

он стал собирать слова? и т.д.

Как он создавал свой словарь?

• Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – см. рабочую тетрадь).

- Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни? (Ответы детей.)

- Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал«Словарь живого великорусского языка». За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он, этот словарь. Откроем его – и посыплются на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.

- Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них - слова. Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь».

- Какое слово вам знакомо? (Дождь.)

- Объясните это слово.

- А давайте посмотри, как это слово объясняется в словаре Даля. (Чтение статьи из словаря).

Ответы учащихся: В словаре сказано, что "дождь - это вода в каплях или струями из облаков", говорится от какого слова оно произошло, рассказывается, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек (от слова сито) – мелкий дождь. Ливень – проливной дождь, самый сильный. Сеногной – дождь во время покоса. Грозный дождь – с грозой. Грибной дождь – теплый и мелкий. Косохлест, подстега – косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Слово для Даля – всегда картинка, образ».
Работа в группах.

- А сейчас каждая группа поработает с другими "ремешками", выпавшими из словаря и найдет значение этих слов.
- Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)

- Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза…

Фонограмма: звуки дождя.

- Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь…)

«Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок».
2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет текст?

- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

- Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

- Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?
IIэтап. Работа с текстом сказки во время чтения.

Комментированное чтение сказки, объяснение непонятных слов. Вопросы к автору.
III этап. Работа с текстом после чтения.

- Что необычного в этой сказке?

- Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?

- Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова…)

- Найдите просторечные слова. (Вишь, прёт, по'мочь, скликать, сподряд, отказалися.)

- Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их? (Чтобы показать колорит русской сказки, певучесть русского простонародного языка, они естественны в этом тексте.)

- Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность? (Дается характеристика героев, используется прием олицетворения: волнушки – старушки, опенки – ноги тонки, сморчки – старички.)

- Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы? (Варвара – широкие карманы, волнушки – в кадушки, опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки…)

- Почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе.)

- Есть ли в сказке пословицы?

- Как вы думаете, они были в сказке или введены автором? Запись на доске.

- Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка.)

- На что именно вы обратили внимание?

- Захотелось ли вам пересказать сказку?

Выразительное чтение.

Закрепление изученного материала.

кадушки– бочонки

бурачки – кузовки

- Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно. (Это слова-синонимы. Каждая пара слов обозначает одно и то же – обручная посуда, корзинка, лукошко.)

- А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.)

– И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры.)

- Игра так и называется – «Кузовок». Давайте прочитаем в учебнике, как играть в эту игру.

• Игра в слова.

- Я положу в кузовок слова… на - ОК.

- Я достану из кузовка слова… на - КА.

- Я поднесу к кузовку слова… на - КУ.

• Разыгрывание фантов-залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и ее автора, рассказать пословицу и т.д.)
Итог урока

«Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких денных в текст сказки» (Журнал «Москвитянин», 1842 год).

- Что же значило для Даля обработать народную сказку?

- Что нового вы узнали о В.И.Дале, о главном деле его жизни? На все ли вопросы нам удалось ответить?

- Понравилась ли вам игра «Кузовок», в которую играли русские дети.
5. Домашнее задание.

- Ребята, а как интереснее читать сказку одному человеку или по ролям? Поэтому дома вы распишите текст сказки по ролям и будете ее выразительно читать.

- Второе задание по выбору: 1) найти интересные факты из биографии В.И.Даля; 2) найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование.

Приложение 1
"Дождь, дождик, дожж, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее джгь; джгем, дождем; джгевый дождевой, джигити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, , самый сильный; косохлест, подстёга, косой дождь, по направлению сильного ветра. грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника...

... Дождик вымочит, а красно солнце высушит. Как в мае дождь, так будет и рожь. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Мокрый дождя, а ногой разбою не боится..."


"Дождь, дождик, дожж, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее джгь; джгем, дождем; джгевый дождевой, джигити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, , самый сильный; косохлест, подстёга, косой дождь, по направлению сильного ветра. грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника...

... Дождик вымочит, а красно солнце высушит. Как в мае дождь, так будет и рожь. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Мокрый дождя, а ногой разбою не боится..."


"Дождь, дождик, дожж, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее джгь; джгем, дождем; джгевый дождевой, джигити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, , самый сильный; косохлест, подстёга, косой дождь, по направлению сильного ветра. грозный дождь, с грозою; мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье. Дряпня, хижа, чичер, лепень, снег с дождем. Сеногной, дожди во время покоса. Морось, бус, мельчайший дождь, еще мельче ситника...

... Дождик вымочит, а красно солнце высушит. Как в мае дождь, так будет и рожь. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Мокрый дождя, а ногой разбою не боится..."


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск