Урок обобщения изученного по теме «Лексика»





Скачать 92.83 Kb.
НазваниеУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Дата публикации15.08.2014
Размер92.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок – обобщения изученного по теме «Лексика»

(5 класс)
Цели:

  • Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы;

  • понимать зависимость написания слова от его лексического значения и значения морфем; учитывать эту зависимость при написании;

  • Формирование умения работать с книгой-словарем.

Задачи:

Образовательная: повторить тему «Лексика»

Развивающая: развивать творческое мышление, память.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности; воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности. воспитание внимательного отношения к слову.

Тип урока – обобщение материала.

Метод: обучение в диалоге.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игровая.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, учебники, тетради, раздаточный материал,

Программное обеспечение: Word, Power Point.

Для всего, что существует в природе... в русском языке

есть великое множество хороших слов и названий

К.Паустовского

Ход урока

I.Организационный момент.
II. Введение в тему урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в трудное, но увлекательное путешествие.

Задача нашего путешествия - побывать в стране, о которой мы с вами говорили на предыдущих уроках.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Компасом будут служить ваши знания. А в какую страну мы отправляемся вы мне ответите, разгадав данный шифр.

Е – 1; И – 2; А – 3; К – 4; Л – 5; С – 6.

5 1 4 6 2 4 3

(Л Е К С И К А)

Итак, мы отправляемся в путешествие на остров Лексика. (запись темы, эпиграфа).

III. Эвристическая беседа.

- Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой?

Лексика – (от греч. «лексис» - слова, выражения, оборот)

- Прочитаем слова К.Паустовского: "Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".

- Ребята, ваше домашнее задание: подобрать высказывания о языке, слове.

- Какие высказывания вы подобрали?

3. Ребята, чтобы начать наше путешествие по Острову Лексика, мы должны вспомнить, что изучает Лексика

Терминологический диктант.

1. Слово, имеющее одно значение. (Однозначное.)
2. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют сходное лексическое значение. (Синонимы.)
3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы.)

4. Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы.)
5. Слово, имеющее несколько лексических значений. (Многозначное.)
6. Раздел науки о языке, в котором изучается слово и его лексическое значение. (Лексика.)

7. Устойчивые сочетания слов (Фразеологизмы)
8. Значение слова, содержащее его смысл. (Лексическое.)

Вопросы:

1. Слова по своему значению бывают …..

2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

4. Слова, разные по написанию, но близкие по лексическому значению…

5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

6. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

7.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

8. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

- Остановка «Лексическое значение».

- Для чего нам нужно знать лексическое значение слова?

Давайте найдём спрятанные в кроссворде слова – невидимки. Кроссворд необычный, в нём каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой.

Я - самый лучший ткач на свете,

паук

Во мне, смеясь, играют дети.

парк

Я - два ботинка, две перчатки,

пара

А от меня рассохлись кадки.

жара

Что помогло вам узнать задуманные слова?

(Мы отгадали слова с помощью описания предмета, его признаков и назначения, т.е при помощи Лексического значения).

IV.Лексико-орфографическая работа.

Узнайте слово по лексическому значению и запишите, проговаривая.

На доске- слова: б.гатырь, в.т.ран, инж.нер, п.сс.жир, ч.совой, эк.паж.

Учитель читает лексические значения слов:

1.Старый, опытный воин (ветеран).

2.Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь).

3.Специалист с высшим техническим образованием (инженер).

4.Человек, совершающий поездку в транспорте (пассажир).

5.Команда, личный состав танка, корабля (экипаж).

6.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой).

(Дети работают на местах. Диктует слово тот, кто первый его узнал).

- Где мы можем узнать лексические значения неизвестных нам слов?

(Значения слов мы узнаём в Толковом словаре).

Итак, мы прибываем на Остров однозначных и многозначных слов, в бухту Словарей.

 

СЛАЙД 2. Каждый словарь – почетный житель острова.

Расскажите об истории создания Толковых словарей.

  1. Первые печатные словари в России появились в конце XVI века, они в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных "нерусских" слов.

  2. Первым большим толковым словарём русского языка был Словарь Академии Российской. Словарь издавался дважды. В первое издание было включено 43 257 слов, оно появилось в 1789году; во второе издание вошло уже 51 388 слов, оно вышло в 1806 году.

  3. Настоящей революцией в словарном деле стал Толковый словарь живого великорусского языка, созданный в середине XIX века Владимиром Ивановичем Далем. Именно в него впервые были включены самые широкие слои лексики той эпохи, и содержалось около 200 000 слов. Даль составлял свой труд, опираясь на "устную речь простого русского человека". Именно включение в словарь разговорных, диалектных и просторечных слов делает его интересным для читателя.

  4. Самым известным словарём современного русского языка стал Толковый словарь русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Он вышел в свет в 1935 году, состоит из четырех томов и включает 85 289 слов.

  5. Но в обычной жизни пользуются однотомным Толковым словарём русского языка Сергея Ивановича Ожегова или небольшими Школьными толковыми словарями русского языка.

Таким образом, в словарях отражается всё богатство языка. Не случайно А.Франс писал: "Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке".

(Обогащению лексикона способствует чтение словарей).

Посмотрим, умеете ли вы пользоваться толковым словарём.

 СЛАЙД 15

Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.

Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля». Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова.

1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)

2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

Сколько значений имеет слово «земля»

 Значит слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. 

Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.
А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.

 –Что такое прямое и переносное значение? (ответы)

 

СЛАЙД 16.-17

Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения.  Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ. В левый столбик в прямом значении, в правый столбик в переносном значении:

- скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). 

Как вы понимаете выражение «золотая бабушка»?

Продолжаем наше путешествие.

 

СЛАЙД 18. Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.

- Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? («Фортуна», «Скелет», «Айсберг»). По каким признакам вы догадались? (буква «Ф», сочетание «ке», начальная буква «А»). Правильно, это иностранные корабли. Мы должны спасти жителей острова.

- Первое требование пиратов.

 

СЛАЙД 19. Подберите синонимы и антонимы к данным словам.

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы? 

Запишите синонимы и антонимы (друг – приятель, товарищ, - враг, недруг; отважный – храбрый, трусливый; добрый – добродушный, сердечный, гуманный - злой). Молодцы. Мы спасли Синонимы и Антонимы.

Следующее требование пиратов: найти омонимы.

- Что такое омонимы?

Давайте вспомним, что вы о них знаете.

(Слово омонимы пришло к нам из греческого языка: омос - одинаковый

Онима - имя.

Омонимы - это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

Итак, задание: Назовите омонимы, послушав стихотворения, устно объясните их значения.

3 ряд - 1 ряду

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
Каковы их значения?

  • родник

  • музыкальный знак

  • предмет для открывания замка

3 ряд - 2 ряду

-Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то, кто же?

- Мы лисички тоже.

-Как с одной - то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой!

1 - грибы

2 - животное

1 ряд - 3 ряду

Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.

- птица

1 - птица

- плёнка на молоке

2 - крупа

Отгадайте загадки, учитывая, что они составлены на основе омонимов.

1 ряду

Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. (очки)

2 ряду

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (нос)

3 ряду

Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю в щи. (лук).

 Итак, мы спасли и омонимы. Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.

 

На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.

- А что такое фразеологизмы?

 

СЛАЙД 7. 1.Прочитайте выразительно стихотворения.

 

1.      За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

2.      За столом, Петрусь, -
Говорят, -
Прикуси язык, -
Говорят!
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.

 

2. Выпишите из этих стихотворенийфразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).

 

3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).

 

Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы.

СЛАЙД 27

Завершает нашу работу ТЕСТ.

 

1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

А) каменное сердце
Б) каменное здание
В) золотые серьги

 

2. Найдите многозначное слово:

А) звезда
Б) самолет
В) композитор
3. Найдите архаизм:                                               

А) врач;                                                     

Б) доктор;                                                  

В) лекарь.                                                                                  

 

4. Найдите заимствованное слово:

А) территория;

Б) земля;

В) пространство.

 

5. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:

 Бросать, кидать, ловить

 

 

6. Найдите лишнее слово:

А) Водный

Б) Водяной

В) Водитель

Г) Наводнение
 Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

 

ИТОГ.

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!
Итак, можно сказать, что вы хорошо усвоили тему «Лексика». Но самое главное, вы должны усвоить, что со словом нужно обращаться осторожно, ведь слово — не воробей, вылетит, не поймаешь. Об этом прекрасно сказал В. Солоухин в стихотворении «Слово о словах», послушаем:
Когда ты хочешь молвить слово, Им можно радости прибавить

Мой друг, подумай не спеши. И людям радость отравить.

Оно бывает то сурово, Им можно лед зимой расплавить

То рождено теплом души, И камень в крошку раздолбить.

Оно то жаворонком бьётся, Оно одарит иль ограбит,

То медью траурной поёт. Пусть ненароком, пусть шутя.

Покуда слово сам не взвесишь, Подумай, как бы им не ранить

Не выпускай его в полёт. Того, кто слушает тебя.
V. Домашнее задание.
Составить свой маленький орфографический словарик:

  1. ряд «Вежливые слова».

  2. ряд «Mou любимые слова».

  3. ряд «Положителъные качества человека».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок алгебры в 8 классе по теме: «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»
Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок обобщения по теме: «Право в нашей жизни»
Урок – обобщения по теме: «Право в нашей жизни». Для учащихся 11 «А» профильного класса
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников...
Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников по теме «Обряды моего края. Диалектная лексика»
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconТеоретические вопросы Контурная карта
Образовательные: Создание условий для обобщения и закрепления изученного материала по теме, отработки полученных умений записывать...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок соревнования по теме «Лексика»
Сегодня у нас урок-соревнование. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconРеферат сложная форма письменной исследовательской работы, свидетельствующая...
Реферат – сложная форма письменной исследовательской работы, свидетельствующая о знании литературы по конкретной теме, собственном...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconТема урока: Прокариотическая клетка. 10 класс. Цель урока
Образовательные: Создание условий для обобщения и закрепления изученного материала по теме, отработки полученных умений записывать...
Урок обобщения изученного по теме «Лексика» iconУчебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с
Образовательные: Создание условий для обобщения и закрепления изученного материала по теме, отработки полученных умений записывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск