Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с





Скачать 108.73 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с
Дата публикации15.09.2013
Размер108.73 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Химия > Конспект
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА ПО ХИМИИ

«АЗОТ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»


Предмет: химия

Автор УМК: О.С. Габриелян

Класс: 9

Тема: Азот и его соединения

Тип урока: урок – обобщение в форме командной игры

Цели:

Образовательные: Создание условий для обобщения и закрепления изученного материала по теме, отработки полученных умений записывать уравнения химических реакций;

Воспитательные: Создание условий для формирования умения работать в коллективе, воспитания взаимопомощи, положительного отношения к изучению химии, умений проводить взаимооценку;

Развивающие: Развитие познавательного опыта школьников.

Задачи:

  1. Организовать продуктивную работу детей в группах с помощью заданий и вопросов по изученной теме;

  2. Создать ситуацию успеха и взаимоподдержки детей через организацию работы в группах;

  3. Поддерживать интерес с помощью разнообразных и интересных вопросов по теме обобщения;

  4. Организовать взаимопроверку и оценку результатов работы.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, презентация, листы ответов и ключи для взаимопроверки. Для организации и проведения урока учителю необходимо сделать презентацию в формате Microsoft PowerPoint. Желательно к каждому слайду подобрать картинки с информацией по вопросу, которые могут быть использованы в качестве подсказок. Приветствуется музыкальное сопровождение.

Использованные источники:

  1. Габриелян, О.С.. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 270 с

  2. http://www.testsoch.com/konspekt-netradicionnogo-uroka-po-ximii-9-klass-podgruppa-azota/


Ход урока





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Дидактические материалы и средства


1.

Мотивационный этап

Приглашает детей к участию в игре «Конкурс знатоков азота и его соединений», организует жеребьевку.

Рассаживаются по командам, готовятся к совместной деятельности: выбирают капитана, название команды, распределяют роли, изучают лист ответов

Слайд № 1

(тема игры)


2.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

Сообщает цель урока, шкалу оценивания.

Готовятся к активной работе в команде.





3.

Этап обобщения и систематизации

С помощью презентации демонстрирует вопросы по теме обобщения, вводит ограничение по времени для ответов на вопросы, в зависимости от сложности

Заполняют листы ответов, работая в командах.




Вопрос № 1

Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. О чем идет речь?

Слайд № 2

Вопрос № 2

Химический элемент азот несет в себе много противоречий. Что означает слово “азот”? Почему название этого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?

Слайд № 3

Вопрос № 3

Охарактеризуйте положение азота в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева

Слайд № 4

Вопрос № 4

Назовите возможные степени окисления атома азота в химических соединениях.

Слайд № 5

Вопрос № 5

Назовите особенности химической связи в молекуле азота.

Слайд № 6

Вопрос № 6

В атмосфере азота производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи. Почему? Перечислите физические свойства азота как простого вещества.

Слайд № 7

Вопрос № 7

Дайте названия и характеристику всем известным оксидам азота.

Слайд № 8

Вопрос № 8

Назовите одним словом все перечисленные соединения азота:

NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3

Слайд № 9

Вопрос № 9

Напишите формулу пекарского порошка.

Слайд № 10

Вопрос № 10

В книге выдающегося писателя-сатирика Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» есть описание академии Ладаго: « В его распоряжении были две большие комнаты, загроможденные самыми удивительными диковинами, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру…»

Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить селитру.

Слайд № 11

Вопрос № 11

Какие соединения азота используются как удобрения?

Слайд № 12

Вопрос № 12

Назовите наиболее известные природные неорганические соединения азота?

Слайд № 13

Вопрос № 13

Какой газ всегда образуется при термическом разложении нитратов?

Слайд № 14

Вопрос № 14

Какой газ образуется при сжигании азота при температуре электрической дуги?

Слайд № 15


Вопрос № 15

Какое водородное соединение образует азот?

Слайд № 16

Вопрос № 16

Какие оптимальные условия поддерживаются в процессе промышленного синтеза аммиака?

Слайд № 17

Вопрос № 17

Какая соль имеет тривиальное название «нашатырь»?

Слайд № 18

Вопрос № 18

Еще в древности было замечено, что некоторые растения способны повышать плодородие почвы. В поэме Вергилия, написанной 2 тыс. лет назад, читаем:

…или, как сменится год,

Золотые засеивай злаки.

Там, где с поля собрал урожай,

Стручками шумящий,

Или где вика росла мелкоплодная

С горьким люпином.

В чем особенности вики и люпина?

Слайд № 19

Вопрос № 19

“Азотная кислота – загадочная незнакомка. Кто-нибудь знает ее родителей? Говорят, что они встретились в поглотительной башне, и в результате произошедшей между ними реакции диспропорционирования повеяло теплом. Союз газа и воды привел к появлению необыкновенной особы. Ее назвали Азотной кислотой…” Напишите уравнение реакции получения азотной кислоты в промышленности.

Слайд № 20

Вопрос № 20

“Однажды на планете химических веществ произошла странная история. В центральном парке прогуливался Аммиак со своей подругой Водой. Вдруг появился НЛО, на борту которого находились злобный Кислород и два его телохранителя – Платина и Родий. Внезапно Кислород подбежал к Аммиаку и затеял драку…” Что же произошло дальше? Какую роль выполняли телохранители? Напишите уравнение реакции.

Слайд № 21

Вопрос № 21

Переведите с «алхимического» языка такую запись: “Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень”.

Слайд № 22


4.

Этап оценивания и подведения итогов

Организует взаимооценивание команд, раздав ключи к вопросам

По разбалловке, предложенной учителем оценивают лист ответа другой команды.





5.

Этап информации о домашнем задании

Повторение § 24 – 27, задача 7 стр. 158

Записывают домашнее задание






Приложение 1

ОТВЕТЫ КОМАНДЫ (название):

Список участников команды:




Вопроса

ОТВЕТ

Количество баллов

1







2















21







ИТОГО:




Если команда набрала 30 – 36 баллов ставится оценка «5»,

20 – 29 баллов ставится оценка «4»,

11 – 19 баллов ставится оценка «3»,

0 – 10 баллов ставится оценка «2».

Разрешается добавить балл команде за оригинальное название, связанное с темой Команда теряет баллы в случае плохого поведения.

Приложение 2

КЛЮЧИ



вопроса

ОТВЕТ

Баллы

1

Азот

1

2

«Безжизненный». Азот является обязательным компонентом белков и нуклеиновых кислот, значит, без него нет жизни.

1

3

№ 7, 2 период, 5 А группа

1

4

+5, +4, +3, +2, +1, 0, -3

3

5

Ковалентная неполярная, кратная, тройная, очень прочная

1

6

Бесцветный газ, без вкуса и запаха, в воде растворим хуже кислорода. Химически инертен (малоактивен)

1

7

N2O – оксид азота (1), «веселящий газ» - средство для наркоза, несолеобразующий оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, кислородом; NO – оксид азота (2), безразличный оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, но быстро окисляется при обычных условиях до NO2; N2O3 – оксид азота (3), реагирует со щелочами, с водой дает HNO2; NO2 – оксид азота (4), «бурый газ», «лисий хвост», кислотный оксид, взаимодействует с водой и растворами щелочей; N2O5 – окcид азота (5), кислотный оксид, самопроизвольно разлагается на NO2 и O2, с водой образует HNO3.

5

8

Селитры (нитраты)

1

9

NH4HCO3

1

10

N2 → NO → NO2 → HNO3

3

11

Нитрат аммония, нитрат натрия, нитрат калия, сульфат аммония, нитрат кальция, жидкий безводный аммиак, аммиачная вода

1

12

Чилийская селитра (нитрат натрия)

1

13

Кислород

1

14

NO

1

15

Аммиак NH3

1

16

Давление 30 - 200 атм, температура 450 – 500 оС , катализатор – порошкообразное железо с примесью оксидов алюминия и калия, циркуляционный процесс

3

17

Хлорид аммония

1

18

Эти растения относятся к семейству бобовых (мотыльковых), на корнях которых развиваются клубеньковые бактерии, способные связывать атмосферный азот, переводя его в соединения, доступные для растений. Урожайность злаков, посеянных после бобовых, значительно увеличивается.

1

19

4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3

1

20

4NH3 + 5O24NO + 6H2O. Телохранители – катализаторы.

2

21

Крепкая водка – азотная кислота – растворяет луну – серебро, выпуская «лисий хвост» - газ бурого цвета – оксид азота (IV):

2HNO3(конц.) + Ag = AgNO3 +NO2 + H2O.

Адский камень – нитрат серебра – при нагревании разлагается с образованием серебра – луна взошла:

2AgNO3 2Ag + 2NO2 + O2 .

5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Габриелян О. С. Химия 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – М....
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconМуниципальное казенное общеобразовательное
Учебник: Габриелян О. С. Химия 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2002
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconУчебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян....
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф (сборник: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010 г.). Рабочей...
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconИз сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных...
Программа курса химии для 8-9 кл общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных...
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк учебник. О. С. Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconРабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой...
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов....
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconОбщие сведения о пищевых продуктах
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений...
Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г., и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию...
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconГабриелян О. С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных...
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Габриелян О. С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2009
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Габриелян О. С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2009
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconУрок с использованием электронных образовательных ресурсов «серная кислота и её свойства»
В работе использована программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений, ее автор – О. С. Габриелян, учебник – О....
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009
Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2011. 270 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск