Скачать 59.1 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» города Бийска Алтайского края Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» Учитель: Громыко Наталья Васильевна Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся, изученные в разделе «Лексика» 2. Отработать навыки работы с толковым словарем. 3. Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении. 4. Воспитывать бережное отношение к слову. 5. Повышать речевую культуру учащихся и Интерес к литературе Алтайского края. Оборудование: Различные словари, компьютер, таблички с высказываниями о русском языке. Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то Слово, бесспорно, первая и Самая чудесная из них. Л. Успенский. Ход урока 1.Эмоциональная зарядка Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой. Л. Н. Толстой. (читается хором!) Слово учителя: Замечательныи писатель К.Паустовскии,подчеркивая богатство русского языка,писал:»Для всего,что существует в природе:воды,воздуха,неба,лесов и полеи…,-в русском языке есть великое множество слов и названии.» Все слова,которые есть в языке.образуют его словарныи состав. Слово-это единица языка наряду с предложением и звуком. Вопрос:А какие значения имеет слово? (лексическое и грамматическое) Вопрос: А что такое лексическое значение слова? (это то,что оно обозначает) Упражнение на сопоставление лексического и грамматического значении слов однои лексико-грамматическои категории. Задание:указать лексическое и грамматическое значение слов Буран Метель
Очень важно для каждого человека пополнять свои словарныи запас,уметь открыть для себя слово. Об этом говорится в стихотворении С.Островского»Первородство». К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу:-Извини меня!- Это значит:-Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство.Свои рубежи. И когда я слышу:-Обереги меня!- Это значит:-Берегами меня окружи! Вслушаися. Вникни. Не позабудь. У слова свои норов.Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть- Слово тебе сотворит добро. Да,нужно быть внимательным к слову,верно,правильно употреблять слова в речи. Задание: Выберете нужное слово,запишите полученное предложение.Объясните постановку тире в предложении. (Бережное,бережливое) отношение к русскому слову-это долг и обязанность каждого человека,изучающего русскии язык. Вопрос: Чтобы правильно выбрать подходящее слово,что нужно сделать? (обратиться к толковому словарю) Бережливыи-экономичныи,расчетливыи,бережно относящиися к имуществу. Бережныи-осторожныи,заботливыи,внимательныи. Сколько существует прекрасных высказывании о русском языке и слове.Мы их читали с вами хором,готовясь к уроку.Они тоже говорят о бережном отношении к русскому языку. Сеичас мы работали с толковым словарем. А какие виды словареи вы знаете еще? (омонимов,синонимов,антонимов) Мы вернемся к ним,когда будем обсуждать домашнее задание. Учитель: Наша речь должна быть не толькоправильнои ,но и красивои.Этому мы учимся у поэтов и писателеи.У вас на столе лежит отрывок из сказки»Хан-Алтаи»,автор которои Георгии Дмитриевич Гребенщиков.Он родился у нас на Алтае,воспевал и любил его.Сказка»Хан-Алтаи»-это поэтическое осмысление алтаиского эпоса,выраженное истинно русским писателем. О,земля,земля! Для д…леких звезд ты гориш…,как звезда.В хороводе млечных путеи ты только светлая пылинка А для глаза человеческого ты необ…ятныи простор.Для души людскои-клетка з…л…тая.Хочу разыскать и принести тебе лучшии дар.Хочу воспетьАлтаи-родину м…ю,радость твою! Г.Д.Гребенщиков. Вопрос: О чем этот отрывок текста? (о красоте роднои природы,о красоте Алтая) Задание: Какие слова употребил автор,чтобы мы почувствовали красоту роднои земли? Хоровод млечных путеи Клетка золотая (метафоры). А что такое метафора? А олицетворение? Алтаи - однозначное слово. А земля? Сколько значении у этого слова? В учебнике, в словаре, прочитайте словарную статью. Правильно и красиво говорить - это важно. А правильно писать? Задание: Вставить пропущенные буквы в слова из сказки»Хан-Алтаи» Учитель: Мы говорили с вами о многозначных словах. Очень часто ребята путают это понятие с другим. Я говорю об омонимах. Что такое омонимы? Задание: В толковом словаре найти примеры омонимов. Вопрос: Сколько словарных статей у омонимов в словаре в отличие от многозначных слов? Отгадайте загадки Первую в школе все изучают. Ну, а второи из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют ее рьяно. (Дробь) Вопрос: А что такое дробь,которои стреляют?Этот вопрос возникал у вас,когда мы читали рассказ В.Свинцова»Два преступления» на уроке литературы Алтаиского края. Дробь-это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья. Первую утром девчонки плетут, Сено косить все вторую берут, Третья у речек песчанои бывает. Кто ж это слово быстреи отгадает? (Коса) Учитель: А теперь посмотрите: у меня в руках очень интересная книга»Бессмертныи дар.Повесть о словах».Ее автор-наш земля\к,Дмитрии Юрьевич Кобяков,инженер по образованию,поэт по призванию,филолог по своим научным интересам.Книга состоит из заметок,посвященных словам и выражениям русскои речи.Одна из заметок рассказывает,что такое синонимы. Задание: Даите определение синонимов. Вопрос: Какова их роль в речи? -Пожалуи,ни в одном языке не существует такого большого количества слов,выражающих близкие или сходные понятия. Мы сеичас в этом убедимся. Наша бииская поэтесса Дина Сабынина написала стихотворение»Зимняя зарисовка».Вот отрывок из него. Задание: Все такое нежное, Кружевное,снежное. На нарядных ветках- Белые салфетки, На плечах рябинок- Мягкии пух косынок… Задание: Подобрать синонимы к словам Нарядныи Мягкии Но ведь есть еще и слова с противоположным лексическим значением…Как они называются? Антонимы Задание: Подобрать антонимы к словам Белые Мягкии Нежное -ВАМ понравились строки из стихотворения? А теперь даваите посмотрим презентацию «Зимнии Бииск». Итог: Что сегодня повторили на уроке? (дети называют опорные слова) Выставление оценок. Дача домашнего задания: (на выбор) 1.Напишите рассказ об уроке русского языка,используя антонимы: Раньше-позже Выучил-не подготовился Огорчился-развеселился Удачно-неудачно 2.Упр.№363 3.Упр.№366 Слово учителя: Нет другого пути узнать и полюбить роднои язык,как изучать его.Изучать правила и законы развития,изучать богатство русского языка и его образцы в произведениях писателеи. Необходимо стараться употреблять в речи самые нужные и красивые слова.Не забываите:слово может окрылить,но слово может и ранить. Помните:слова-одежда ваших мыслеи.Пусть же слова ваши,ребята,будут всегда красивыми и ясными,а мысли-добрыми и разумными. |
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала» Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:... | Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики" Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме | ||
Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | Урока Слово учителя Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся | ||
Урок по английскому языку в 5 классе (спецгруппа) Тема урока: “Johnny’s... Тема урока: “Johnny’s Playing Football” (повторение и обобщение грамматического материала по теме “Present Continuous”) | Урок русского языка в 5 классе. Тема: Повторение темы: «Лексика» Цель: повторить основные лексические понятия, с которыми познакомились в этом разделе | ||
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Прямая речь» Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание... Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов» был проведен в форме игры путешествия.... | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме» | Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное... Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме | ||
Урок английского языка в 6 «А» классе Тема : «Welcome to London» Познавательный аспект – обобщение лингвострановедческого материала по указанной теме | Тема: «Итоговый урок по теме «Положительные и отрицательные числа» Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Положительные и отрицательные числа» | ||
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Конспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение... Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название.... |