Урока Слово учителя





Скачать 46.81 Kb.
НазваниеУрока Слово учителя
Дата публикации26.09.2014
Размер46.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок



Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся.

Оформление: карта «Остров Лексика в океане Знаний».
Ход урока

Слово учителя. Плавая по океану Знаний, мы покинули о-в Фонетика и держим курс к очередному о-ву – Лексика. И вот вдали появляется земля.

-- Дайте лексическое толкование слова «земля» в данном контексте.

(Суша – стр. 307, «Толковый словарь»).

--Какие ещё значения этого слова вы знаете?

(Планета, почва, Родина).

-- Как мы назовём такое слово?

(Многозначное).

Загадка. Они обычно для шитья, и у ежа их видел я; бывают на сосне, на ёлке, а называются … (иголки).

Задание. Построить словосочетания со словами в разных значениях (по рядам): ручка, класс, побег.

Слово учителя. Наш корабль благополучно причалил к о-ву Лексика.

-- Что такое лексика? (Стр. 132).

Игра « Как меня зовут?» (Отгадать слово по его лексическому значению).

1). Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный (Арбуз).

2). Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не растение, а с корешком, не человек, а с разумом. (Книга).

3). Сам дней не знает, а другим называет. (Календарь).

4). Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Часы).

5). Главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее).

6). Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение).

7). Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». (Имя прилагательное).

8). Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

Учитель. Начинаем обследовать остров. Вот река Прямое Значение. Плывём по течению.

-- Что видим по берегам реки? Какие слова в прямом значении можно использовать для описания речных берегов?

(Ученики приводят примеры таких слов: растут, цветут, зелёная трава, яркие цветы, высокие деревья и т. д.)

Учитель. Наш плот попал в водоворот. Мы не справились с управлением, плот занесло в рукав реки Переносное Значение. Здесь всё в переносном значении: солнце бьёт в глаза, река сияет, лес дремлет и т. д.

(Ученики продолжают ряд примеров).

Плот сел на мель. Пока все из вас не придумают примеры со словами в прямом и переносном значении,, нам сидеть на мели.

(Колючий ёж – колючий взгляд,

холодный день – холодный взгляд,

железный гвоздь – железный характер и т. д.)

Путешествие по реке закончено. Перед нами город под названием Синонимы. Что мы видим? Кругом руины… Давайте поможем жителям восстановить их дома. Для каждого этажа подбираем кирпичики-слова с одинаковым значением.

-- Как они называются?

(Синонимичные ряды: большой, огромный, громадный; маленький, мизерный, крохотный; глаза, очи, гляделки; смеяться, хохотать, заливаться и т. д. – все слова перемешаны).

Учитель в роли гида, экскурсовода, проводника.

Учитель. На улицах другого города -- Антонимы -- ИДЁТ СРАЖЕНИЕ.

-- Почему? Что такое антонимы?

(Слова с противоположным значением).

Дерутся друг с другом слова:

друг – враг,

верх – низ,

поздно – рано и т. д.

Давайте помирим их. Приведите примеры пословиц, в границах которых уживаются слова с противоположным значением. (Ученье – свет, а неученье – тьма.

Делу время, потехе – час.

В ученье трудно – легко в бою.

Любишь брать – люби отдавать и т. д.)

Задание. Подобрать антонимы к словам: добрый, красивый, грустно, быль, прибавить.

Учитель. Продолжаем знакомство с достопримечательностями острова. Сейчас мы находимся у подножия горы Омонимы. Поднимаясь всё выше и выше, с уступа на уступ, мы должны покорить вершину.

- Что называется омонимами ?

(Ученики дают определение – мы уже поднялись немного).

- Какие лексические значения слов «шашки» и «ласка» вы знаете?

(Шашки – игра,

шашки – вид оружия,

шашки – дымовые;

ласка – зверёк,

ласка – проявление нежности).

Наше восхождение на гору проходит успешно.

- Почему мы не можем назвать эти слова многозначными? (Ученики отвечают).

Молодцы! Мы уже близки к цели. Ещё немного – и мы на вершине!

Сценка про овсянку

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, -- сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная! Как это - с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это -- про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду живёт и поёт песни.

- Каша песни поёт?! – изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать!

- Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

(Н. Сладков)

Медведь и осы

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало!

Им за это и попало.

(Я. Козловский)

- Найдите омонимы в стихотворении Козловского .

Учитель. Вершина покорена! Давайте с высоты окинем взглядом весь остров.

- Что видим мы? Что изучается в разделе «Лексика»?

«Прощальный взгляд» - подведение итогов работы, выставление оценок.

- Для чего нужно знать лексику?

Задание на дом: написать сочинение-миниатюру «Слова-волшебники».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Слово учителя iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)
Урока Слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя
Урока Слово учителя iconПлан урока Вступительное слово учителя
Цели урока: формирование представления о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; воспитание бережного отношения...
Урока Слово учителя iconУрока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя
Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной...
Урока Слово учителя iconХод урока: I. Организационный момент. Слово учителя
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урока Слово учителя iconХод урока I. Вступительное слово учителя
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Урока Слово учителя iconУрока : онз тема: «Как путешествует письмо?»
Незнайка показывает кроссворд и просит помочь учителя и детей разгадать его и выяснить ключевое слово
Урока Слово учителя iconПлан урока: Вступительное слово учителя
Представление о свободе как физическом состоянии человека и состоянии сознания (слайд 2-3)
Урока Слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем...
Урока Слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя об особенностях письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока
Урока Слово учителя iconКонспект урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Идем в гости»
Слово учителя: Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…»
Урока Слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя: для определения темы урока мы с вами посмотрим небольшую сценку. По окончании ее вы должны самостоятельно...
Урока Слово учителя iconУрока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения»
Методы: слово учителя, беседа, работа с языковым материалом, составление схем предложений, работа с учебником
Урока Слово учителя iconУрок алгебры в 8 классе на тему: «Квадратные уравнения»
Слово учителя: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. Тему урока узнаете, если выполните следующее задание
Урока Слово учителя iconУрока. Вступительное слово учителя
Цель: Сформировать конструктивный навык нахождения расстояния между точкой и прямой; угла между прямой и плоскостью
Урока Слово учителя iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания....
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск