Скачать 85.1 Kb.
|
Конспект урока русского языка для 5 Б класса Тема: «Имя существительное часть речи» Урок – исследование по русскому языку Тип урока - открытие нового знания. Форма урока – путешествие учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2)формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. 3) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении; развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческий подход; 4) развивать умение работать в группе; воспитательные: 1) воспитывать любовь к своему краю, к русскому языку. Ход урока:
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Морфологии. - Давайте вспомним, что такое морфология. - Какие части речи вы знаете? - Мы побываем в области самой представительной части речи. - Как вы считаете, почему самой представительной? (Дети высказывают свои мнения). Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи. - А что значит самостоятельная часть речи? (Учащиеся называют признаки самостоятельных частей речи, изученные на предыдущем уроке). 4. Изучение нового материала. - Ребята, я приглашаю вас на урок-путешествие. Этот урок особенный: я предлагаю вам роль юных исследователей. Посмотрите и послушайте запись, скажите, знаете ли вы это произведение, о каком герое идет речь? (1 мин) За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. - Конечно, это сказка замечательного сибирского писателя П.П.Ершова. Много сказочных героев в его произведении. Мы надолго запоминаем величественный образа «рыбы-кит». Почему же П.П.Ершов обратился к этому фантастическому образу? Можно предположить, что на это повлияли древние легенды, по которым земля наша держалась на трех китах. Другими словами, они были главной опорой существования мира. Так и в русском языке все части речи, по мнению филолога В.Бабайцевой, держатся на трех китах. Представим это в виде такого рисунка: общее грамматическое значение морфологические признаки синтаксические признаки. Объектом нашего наблюдения станет часть речи имя существительное (3 слайд). Материалом для исследования нам будут служить фрагменты произведения П.П.Ершова «Конек-горбунок». Прочитайте слова на слайде Время катит чередом, Час за часом, день за днем. - Я считаю, что выделенные слова - имена существительные. Кто со мной согласен? Почему? Докажите свою точку зрения. Испытываем затруднение в последовательности доказательства, с чего нужно начинать и как заканчивать свое рассуждение. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Цели урока: знать общее грамматическое значение имени существительного, его морфологические и синтаксические признаки, формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному ) Итогом нашей работы на уроке будет составление алгоритма в виде закладки «Это я – имя существительное», она поможет нам в умении доказывать принадлежность слов к имени существительному, а также вы можете ей пользоваться и при изучении других частей речи. - Для решения этой проблемы вам предлагается Поисковый лист с направлением исследования: «Три кита имени существительного». Исследуем это направление. - На выполнение заданий вам отводится 5 минут. ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 1 Направление исследования «Три кита имени существительного» Выполните задания последовательно. 1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Тут сказал конек Ивану: «Ты увидишь здесь поляну: На поляне той гора Вся из чистого сребра; Вот сюда – то до зарницы Прилетают Жары – птицы Из ручья воды испить; Тут и будем их ловить»… Что за поле! Зелень тут Словно камень – изумруд; Ветерок над нею веет, Так вот искорки и сеет; А по зелени цветы Несказанной красоты… И того ерша – гуляку, Крикуна и забияку Где бы ни было нашли К государю привели. 2. Распределите (письменно) выделенные существительные по значению, по образцу продолжите ряд: Живые существа: девочка, кошка… Явление природы: : гроза, снег… Признак как предмет: синева, белизна… Действие как предмет: бег, прыжок… Абстрактные понятия: счастье, радость… Конкретные понятия: дверь, окно…
(Живые существа: девочка, кошка…Иван, конек, птицы Явление природы: : гроза, снег…ветерок, заря, солнце, зарница Признак как предмет: синева, белизна…зелень Действие как предмет: бег, прыжок…гуляка, крикун Абстрактные понятия: счастье, радость…красота Конкретные понятия: дверь, окно…вода, гора, поляна ( Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? Что это?) ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 2 Направление исследования «Три кита имени существительного» Выполните задания последовательно. 1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Волны моря заклубились, Корабли из глаз сокрылись. Чудо-юдо рыба-кит Громким голосом кричит, Рот широкий отворяя, Плесом волны разбивая: "Чем вам, други, услужить? Чем за службу наградить? Надо ль раковин цветистых? Надо ль рыбок золотистых? Надо ль крупных жемчугов? Все достать для вас готов!" – "Нет, кит-рыба, нам в награду Ничего того не надо, -- Говорит ему Иван, -- Лучше перстень нам достань -- 2. Выпишите выделенные существительные. Определите род, число, склонение, падеж этих существительных. 3. Сделайте вывод: Что входит в морфологические признаки существительных. Волны - мн.ч, И.п., 1 скл. Моря – ср.р., ед.ч., Р.п., 2 скл. Службу – ж.р., ед.ч., В.п., 1 скл. Награду – ж.р., ед.ч., В.п.1 скл. Перстень – м.р., ед.ч., В.п. 2 скл. Вывод: Морфологические признаки существительных- род, число, падеж, склонение. ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 3 Направление исследования «Три кита имени существительного» Выполните задания последовательно. 1. Прочитайте выразительно отрывок из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Вот полночною порой Свет разлился над горой,- Будто полдни наступают: Жары-птицы налетают, Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать. Наш Иван, от них закрытый, Смотрит птиц из-под корыта И толкует сам с собой, Разводя вот так рукой: Кабы всех переимать, - То-то было бы поживы! Неча молвить, страх красивы! Ножки красные у всех; А хвосты – сущий смех! 2. Запишите выделенные предложения. Подчеркните в них все существительные как члены предложения. 3. Сделайте вывод: Каким членом предложения может быть имя существительное? Вывод: В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, могут обстоятельствами и сказуемыми. - Давайте подтвердим наши сведения учебником. (чтение правила) - Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Рассади пассажиров». - Мы вспомнили, углубили и систематизировали у имени существительного: Общее грамматическое значение слова. Морфологические признаки. Роль в предложении. Для чего? (По эти признакам мы можем узнать и доказать принадлежность слова к имени существительному и отличать его от других частей речи.) 5 . Работа с текстом. Л.Петрушевская “Пуськи Бятые” Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточка! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит: - Ой-ой! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые! Возможные задания 1.О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте? Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.
Калуша, калушата, калушаточки.
(Подчеркните двойной чертой глаголы)
дудонятся - увазила -
6. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова. Вы – … приставка как в слове прехорошенькая, корень как в слове красавица, суффикс как в слове вольный, окончание как в слове счастливые; корень как в слове ученый, суффикс как последний суффикс в слове певуче, суффикс как в слове водник, окончание как в слове рыбаки. корень как в слове поверье, суффикс как в слове проходная, окончание как в слове любимые, корень как в слове подружка (ж/з), окончание как в слове семья. (ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ) 7. Рефлексия - Что из того, о чем мы сегодня говорили, вам уже было знакомо? - Что оказалось новым? - С чем вы не согласны, что вызвало сомнение? - Как вы можете доказать свою точку зрения? 8. Домашнее задание: сочинить лингвистическую сказку «Жили-были имена существительные». 9. Итог урока. Оценки. |
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Исследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение... Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии» | ||
Тема урока: Анимация. Тип урока: открытие нового знания и способа деятельности Класс «История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования... | Конспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного... ... | ||
Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) | Путешествие в страну Информатика Тип урока ... | ||
Урока ф. И. О. учителя: Носова Надежда Николаевна Класс: 2а Дата: 22. 11. 2013г. Предмет: русский язык Тип урока: урок «открытия» нового знания | Методическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип... Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму | ||
Конспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: изложение нового материала. 10. Форма работы учащихся: групповая,фронтальная, самостоя -тельная. 11. Необходимое техническое... | ||
Урок по геометрии в 11 классе Тема урока: «Объем конуса» Это комбинированный урок: повторения, введения нового материала и первичного закрепления знаний о конусе. Организация урока позволяет... | Урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню Показать учащимся, что язык универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить... | ||
Урока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню Показать учащимся, что язык универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить... | Тема урока, тип урока Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного... |