План урока: Вступительное слово учителя





Скачать 114.4 Kb.
НазваниеПлан урока: Вступительное слово учителя
Дата публикации14.02.2015
Размер114.4 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Право > План урока
Проскурина Л. И.,

учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»,

г. Берёзовский Кемеровской области,

персональный идентификатор: 103-772-817


Приложение 1

Тема. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Представление о свободе как способности человека.

  3. Представление о свободе как физическом состоянии человека и состоянии сознания (слайд 2-3).

  4. Выполнение задания 1 практикума (слайд 4).

  5. Представление о свободе как осознанной необходимости и юридической норме.

  6. Выполнение задания 2 практикума. Анализ ответов учеников (слайд 6).

  7. Представление о свободе как вседозволенности (слайд 7).

  8. Представление о свободе как нравственной ценности (слайд 8).

  9. Выполнение заданий 3, 4 практикума. Анализ ответов учеников.

  10. Представление о свободе как социокультурном явлении (слайд 9). Выполнение задания 5 практикума. Анализ ответов учеников.

  11. Закрепление: выполнение задания 6, 7, 8

  12. Подготовка к эссе, анализ 8 задания.


Схема урока:

СВОБОДА

объём

содержание

  1. Способность человека

1) Присуща только человеку, как носителю свободной воли.

2) Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Например. Я постараюсь освободиться на час раньше, чтобы выкроить время для любимого занятия.

  1. физическое состояние человека

Предполагает отсутствие каких-либо ограничений, принуждений в чём-либо со стороны внешнего мира.

Например. Рабы под руководством Спартака боролись за свою свободу.

  1. Состояние сознания

Человек, обладая определёнными знаниями и интересами, волей, желанием, духовными стремлениями, формирует в себе свой уникальный духовный мир. Общество не способно ограничить или отрицательно повлиять на эту духовную работу.

Например. Свобода – это состояние духа.

  1. Осознанная необходимость

  1. Философское понимание свободы, сформулировано Гегелем.

  2. Это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Например. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (Ленин)

  1. Юридическая

норма

  1. Даёт возможность человека как члену общества на законных что-либо делать, не испытывая ограничений со стороны государства или других людей.

  2. является признаком демократии и правового государства.

Например. Право на свободу записано во второй главе конституции РФ

  1. вседозволенность

(своеволие)

  1. Это физическое состояние человека, который не только освобождается от внешних ограничений, но и ограничивает свободу других людей.

Например. Раскольников воспринимал в начале романа свободу как возможность распоряжаться чужими жизнями.

  1. Нравственная ценность

  1. Это идеал, к которому стремятся все люди.

  2. Цель стремления – самому определять свои поступки, иметь возможность отстаивать своё право на человеческое достоинство.

  3. Предполагает наличие не только свободы своих поступков, но и моральной ответственности за них (добровольное самонасилие над своим внутренним «Я»).

Например. Святая свобода. Свобода означает ответственность, вот почему многие боятся её. Б. Шоу.

  1. социокультурное явление

  1. Это степень автономности (независимости) человеческого общества от природы, идеологических и философских воззрений, государства.

  2. Возникло с появлением человечества, от эпохи к эпохе понимание свободы расширяется.

Например. Вы жадною толпой, стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!


ПРАКТИКУМ №4 к теме «ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?»

ЗАДАНИЕ 1. Свобода как состояние. Найдите в высказывании примеры объяснения свободы как физического состояния и психологического (состояния духа). Докажите свою мысль.

свобода как физическое состояние

свобода как состояние сознания







Я предпочитаю быть свободным в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе. (Дейс)
ЗАДАНИЕ 2. Свобода политическая и философская. Что объединяет предложенные высказывания.

А)

  1. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Вольтер

  2. Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен

Б)

  1. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей. Ф. Энгельс

  2. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (Ленин)


ЗАДАНИЕ 3. Свобода и нравственность. Сделайте анализ понимания понятия «свобода» Родионом Раскольниковым в начале и конце романа.

  1. Раскольников воспринимал вначале роману свободу как право распоряжаться чужими жизнями. «Тварь ли я дрожащая, или право имею». Чтобы проверить, свободен ли он, Раскольников убивает старуху-процентщицу.

  2. В конце романа Раскольников на каторге обращается к религии. Свободу видит в том, чтобы жить напряжённой духовной жизнью, чтобы в основе своих поступков были не внешние, а внутренние самоограничения, моральная ответственность за них.


ЗАДАНИЕ 4. Раздели примеры по колонкам.

Свобода как вседозволенность

Свобода как нравственная ценность







  1. Только тот человек свободен, который вполне сознает свое человеческое достоинство. Б. Ауэрбах

  2. «Овца» и «волк» по-разному понимают слово «свобода»; в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе. А. Линкольн.


ЗАДАНИЕ 5. Свобода и общество, что объединяет эти стихотворения.

а)

б)

Отечество наше страдает

Под игом твоим, о, злодей!

Коль нас деспотизм угнетает

То свергнем мы трон и царей.

Свобода! Свобода!

Ты царствуй во веки над нами!

Тиран, трепещи! Уж близок падения час!

Ах, лучше смерть, чем жить с рабами –

Вот клятва каждого из нас!

Катенин П.А.

Вы жадною толпой, стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи! …

М. Лермонтов.


ЗАДАНИЕ 6. Свобода в лирике Пушкина. О каком значении свободы идёт в стихотворных отрывках. Докажи свою мысль

а

Пока свободою горим,

пока сердца для чести живы,

мой друг, отчизне посвятим

души прекрасные порывы!

б

А ты поэт – ты царь: живи один.

дорогою свободною иди,

куда влечёт тебя свободный ум.


в

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью.

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

г

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

д

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа

е

Иная, лучшая потребна мне свобода

Никому

Отчёта не давать; себе лишь самому

Служить и угождать…


ЗАДАНИЕ 7. Проведи анализ понятия «свободы» в высказывании Ницше.

«Свободным именуешь ты себя? Лучше властную мысль свою покажи мне, а что мне в том, то ты бежал из под какого-то ярма? Из тех ли ты, которым дозволено сбросить с себя ярмо? Много есть таких, которые отбросив своё подчинение, сбросили с ним и последнюю свою ценность. Свободен от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но пусть мне ответит свет очей твоих: свободен для чего?» Ницше «Так говорил Заратустра».


Высказывание

Способ объяснения

  1. «Свободным именуешь ты себя?




  1. Лучше властную мысль свою покажи мне, а что мне в том, то ты бежал из под какого-то ярма?




  1. Из тех ли ты, которым дозволено сбросить с себя ярмо? Много есть таких, которые отбросив своё подчинение, сбросили с ним и последнюю свою ценность.




  1. Свободен от чего? Какое дело до этого Заратустре!




  1. Но пусть мне ответит свет очей твоих: свободен для чего?»





ЗАДАНИЕ 8. Произведи логическую операцию обобщения понятия «свобода»


свобода

















ЗАДАНИЕ 9. Выберите высказывание и напишите на понравившуюся тему эссе, используя различные способы объяснения понятия «свобода».

  1. Только те, кто готовы умереть за нее, знают, что такое свобода. Жермена де Сталь

  2. Быть свободным - это ничто; стать свободным - это все. К. Бёрне

  3. Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы. Бернард Шоу

  4. Свобода - это право делать все, что не запрещено законом. Монтескье

  5. Человек обречен на свободу. Жан Поль Сартр

  6. Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) устная понятийная характеристика «Что такое свобода?».

2) написать эссе на тему морали.

********
Ответы к практикуму:


задание

ответы

1

Быть свободным в тюрьме, значит быть психически свободным при несвободном внешнем физической состоянии, и, наоборот, имея физическую свободу на воле, человек может оставаться льстецом и трусом, то есть быть внутренне, психически не свободным, морально зависеть от других.

Свобода как физическое состояние

Свобода как состояние сознания

Быть в тюрьме (отсутствие физической вободы)

Быть на свободе (наличие физической свободы)

Быть свободным в тюрьме (быть психически свободным)

Быть льстецом на и трусом (быть психически не свободным)

2

И там, и там речь идёт о законах и свободе человека,

А) свободу даёт государство в виде законов (юридических норм), человек ими может пользоваться, может не использовать.

Б) речь идёт о законах природы и общества, которые человек не может игнорировать, поэтому полностью человек физически не может быть свободным.

3

    1. Раскольников воспринимает в начале романа свободу как вседозволенность. Он хочет быть не только свободным в своих поступках, но и ограничивать свободу других повелевать ими.

    2. В конце романа он воспринимает свободу как состояние сознания, нравственную ценность.

4

Свобода как вседозволенность: 2

Свобод как нравственная ценность: 1

    1. Здесь свободу можно объяснить как состояние сознания и как нравственную ценность. Человек, который осознаёт своё человеческое достоинство, ценит свободу, постоянно стремится к ней.

    2. Волк воспринимает свободу как вседозволенность, которая даёт ему право распоряжаться жизнями овец.

5

авторы требуют свободы для всех людей сразу, государство отказывается предоставлять народу свободу.

6

  1. Нравственная ценность. Гореть свободой, значит переживать, волноваться, стремиться к идеалу, в данном случае к идеалу свободы. Чувство свободы предполагает и моральную ответственность, поэтому лирический герой не может оставаться в стороне, готов посвятить свою жизнь Отчизне.

  2. Идти свободною дорогую, значит идти одному в одиночестве. Следовательно, здесь подразумевается свобода как физическое состояние. Влечёт свободный ум – это состояние психическое. Лирический герой под влиянием своих умонастроений, воззрений строит своё поведение, следовательно, речь идёт о состоянии сознания.

  3. Физическое состояние. Автор стихотворения выпускает из клетки на волю птицу. Следовательно, освобождает её от внешних ограничений.

  4. Социокультурное явление. Понимание свободы зародилось ещё в древности, тогда свобода мыслилась как свобода для одного человека. Идея свободы для всех людей в стране (мире) родилась на рубеже18-19 веков и была очень популярна среди образованной части общества. Именно они брали на себя историческую миссию пропаганды идеи свободы. В данном случае автор стихотворения хочет посвятить себя этой деятельности.

  5. Состояние сознания. Тайная свобода, значит скрытая от других. Скрыть от других можно только ход своих мыслей, умонастроения, взгляды, то есть своё психическое состояние.

  6. Вседозволенность. Герою стихотворения нужна такая свобода, чтобы со стороны окружающего мира не было никаких ограничений, чтобы ни перед кем ни отчитываться за своё поведение, ставить свои интересы выше интересов других людей.

7

1 – физическое состояние, 2 - состояние сознание, 3 – физическое состояние, вседозволенность, 4 – физическое состояние, 5 – состояние сознания

Высказывание

Способ объяснения

  1. «Свободным именуешь ты себя?

Ты говоришь о том, что ты физически свободен?

  1. Лучше властную мысль свою покажи мне, а что мне в том, то ты бежал из под какого-то ярма?

Но Заратустре нет дела до твоего физического состояния свободы, лучше покажи, своё свободное состояние духа.

  1. Из тех ли ты, которым дозволено сбросить с себя ярмо? Много есть таких, которые отбросив своё подчинение, сбросили с ним и последнюю свою ценность.

Имеешь ли ты право быть физически свободным? Много есть людей, которую воспринимают свободу как вседозволенность. Таким людям быть лучше физически несвободными, так они, по крайней мере, сохранят свой человеческий облик.

  1. Свободен от чего? Какое дело до этого Заратустре!

Заратустру не интересует, то, от каких внешних ограничений ты себя освободил (рабство, семья, бедность и т.д.). Заратустру не интересует такая способность добиваться свободы.

  1. Но пусть мне ответит свет очей твоих: свободен для чего?»

Заратустру интересует другое – для каких духовный устремлений ты себя освободил?

8

1 способ: свобода → состояние человека → совокупность свойств и действий

2 способ: свобода → нравственная ценность → совокупность идей и идеальных действий

3 способ: свобода → социокультурное явление → совокупность идей и действий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока: Вступительное слово учителя iconПлан урока Вступительное слово учителя
Цели урока: формирование представления о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; воспитание бережного отношения...
План урока: Вступительное слово учителя iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)
План урока: Вступительное слово учителя iconХод урока I. Вступительное слово учителя
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
План урока: Вступительное слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя об особенностях письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока
План урока: Вступительное слово учителя iconУрока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя
Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной...
План урока: Вступительное слово учителя iconПлан урока: Организационный момент. Работа над произношением. Работа...
Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-фз)
План урока: Вступительное слово учителя iconПлан: Знакомство с родителями. Вступительное слово учителя по теме родительского собрания
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии...
План урока: Вступительное слово учителя iconУрока. Вступительное слово учителя
Цель: Сформировать конструктивный навык нахождения расстояния между точкой и прямой; угла между прямой и плоскостью
План урока: Вступительное слово учителя iconХод урока I. Орг момент Вступительное слово учителя
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
План урока: Вступительное слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя: для определения темы урока мы с вами посмотрим небольшую сценку. По окончании ее вы должны самостоятельно...
План урока: Вступительное слово учителя iconУрок по теме "Математическая культура". 7-й класс
Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение)
План урока: Вступительное слово учителя iconТехнологическая карта урока
Вступительное слово: я хочу вам предложить тему урока «Спасите наши уши». Какие вопросы вызывает тема урока?
План урока: Вступительное слово учителя iconУрок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы»
Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. Слайд 1
План урока: Вступительное слово учителя iconУрок по теме «Культура питания столовый этикет»
Вступительное слово учителя о необходимости знаний по культуре питания и столовому этикету
План урока: Вступительное слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем изучать развитие географических знаний о Земле»
План урока: Вступительное слово учителя iconТема: Удивительный мир растений
Вступительное слово – рассказ учителя, с элементами беседы, о разнообразии растительного мира, значении растений, красоте


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск