Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Актуализация знаний.
| Уч: Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас ___________.
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 3 слово (слово закрывается) – пишем это слово.
Проверьте, как вы написали сегодняшнюю дату (слова открываются).
В следующей строчке пишем слова «Классная работа» (с комментированием). Уч: Дети, скажите, чему мы учились, когда писали число и классную работу? Уч: А чему мы учимся сейчас, когда я прошу ответить на мои вопросы? Уч: А для чего нам грамотно говорить и грамотно писать?
| Д: Поэтапно выполняют задания учителя.
Д: Мы учились грамотно писать, а также читать по слогам и писать по памяти. Д: Мы учимся грамотно говорить. Д: Нам это нужно, чтобы нас понимали, и т.п.
| Постановка проблемы. Фиксация нового материала.
| Уч: Поэтому русский язык это не название урока, это целая наука, которой занимаются учёные – филологи. И сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать стать учёными, а в конце урока вы мне скажете, трудно было или нет.
Сегодня у нас очень трудная и интересная тема, которую, я надеюсь, вы сформулируете сами.
Я желаю вам всем успехов и хороших отметок.
Уч: Начнём мы работу с орфографической минутки. Работа со словариком по алгоритму (памятка для отстающих детей).
В это время двое учёных будут работать у доски, выполнять задание на карточке: определить падеж, склонение и тип основы у имени существительного.
Уч: Итак, словарные слова: вагон , заяц , лестница , медведь (диктует учитель).
У доски будет трудиться учёный Алина, напомни нам, как выделяются окончание и основа слова.
Уч: Спасибо, Алина. Эти знания пригодятся нам во время урока.
Уч: Уважаемы учёные, с какой большой темой мы работали последние уроки? Уч: Тогда я предлагаю вам следующую работу:
На доске написаны …,
необходимо вставить … . Работаем по алгоритму (памятка для отстающих детей). Словосочетания: (на доске)
1.лежит на трав…( е )
2. расцветут на полян… П! 3.стоит в тен… ( и )
4.набухли на сирен… П!
Уч: Значит надо вспомнить орфограмму и правило.
Уч: Мы не знаем ещё такой орфограммы, значит, у нас проблема!
Мы не можем сразу вставить пропущенную букву, значит это … Уч: Может, юные ученые, кто-то догадался, как называется эта орфограмма?!
Если нет ответа, то необходимы наводящие вопросы.
Уч: Это какие окончания? Проблемы есть?
Уч: А это какие окончания? Проблемы есть?
Уч: Делаем вывод, как называется орфограмма?
Уч: Осталось последнее неоткрытое слово. Помогаю. Понаблюдайте за словом, что с ним происходит?
Слова: река, о реке, с рекой и т.д.
Уч: Другими словами, слово изменяют по … .
Значит, это какие окончания?
Уч: Ещё раз прочитаем название орфограммы (все перевёрнутые карточки со словами на доске открыты!). Это и есть тема нашего урока.
Уч: Ну что, уважаемые учёные! Осталось сформулировать правило для этой орфограммы.
Будем рассуждать как настоящие учёные, которые, работая над правилом, начинают анализировать те знания, которыми владеют.
Уч: Во-первых, сколько склонений у имени существительного?
Уч: Во-вторых, изменить слово по падежам, или просклонять его, это значит…
Уч: В-третьих, каких 2 типа основы мы знаем? Уч: В-четвёртых, как пишутся ударные и безударные падежные окончания имен существительных …
1 склонения? …
2 склонения? …
3 склонения?
Уч: Значит надо определить падеж, склонение и тип основы у этих слов. Тогда мы узнаем, какие безударные окончания надо писать!
|
Алина: Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова, один - много; остальная часть слова относится к основе. Например, вагон – вагоны, окончание нулевое, твердая основа вагон, т.к. заканчивается твёрдым звуком.
Алина: Я пишу это слово так – ва-гон, ударение падает на гласную о, опасное место - безударная гласная а в корне слова, окончание – нулевое, твёрдая основа вагон (с другими словами объяснение аналогичное). Д: Имя существительное (открыть карточку №5).
Д (хором): Словосочетания.
Д (хором): Пропущенную букву.
Д: В слове траве ударение падает на последний слог, буква стоит в сильной позиции, это буква е. (Со словом тени работа аналогичная).
В слове поляне ударение падает на 2-ой слог, основа полян, значит пропущенная буква в окончании, в слабой позиции. Д: ?!?
Д: Орфограмма (открыть карточку № 1). Д: Орфограмма называется «Безударные падежные(?) окончания имён существительных» (открыть карточку № 2, 4).
Д: Ударные. Нет.
Д: Безударные. Есть.
Д: Орфограмма называется «Безударные падежные(?) окончания имён существительных» (открыть карточку № 2, 4).
Д: У слова изменяются окончания.
Д: падежам. Д: Падежные.
Д:Читают перевёрнутые карточки, что позволяет сформулировать орфограмму.
Д: 3 склонения (открыть карточку).
Д: Изменить у него окончание (открыть карточку).
Д: Мягкая и твёрдая основы (открыть карточку). Д: Одинаково! Одинаково! Одинаково! (открыть карточку)
| Первичное закрепление.
| На доске: (во время словарной работы двое детей работали у доски, выполняя задание: определить падеж, склонение и тип основы у имени существительного) лежит на траве (П.п., 1 скл.)
расцветут на полян… (П.п., 1 скл.)
стоит в тени (П.п., 3 скл.)
набухли на сирен… (П.п., 3 скл.)
Уч: Дорогие учёные давайте понаблюдаем за словами.
1 пара слов (2 пара слов), что у них одинаковое?
Уч: А что разное? Уч: А как пишутся ударные и безударные падежные окончания если склонения одинаковые?
Уч: Значит, если в слове на траве ударное окончание е, то и у слова на поляне безударное окончание …(е), т.к. падеж …(один), склонение…(одно). Уч: Сформулируем правило (первая часть правила – используем написанную на доске орфограмму, вторая часть – формулируем самостоятельно).
|
Д: слово траве стоит в форме П.п., 1 скл., мягкая основа.
Д: слово поляне стоит в форме П.п., 1 скл., мягкая основа.
Д: …(аналогично).
Д: … (аналогично).
Д: Падеж, склонение, тип основы.
Д: Окончания: ударные – безударные.
Д: Одинаково.
Д: безударное окончание – е, т.к. падеж – один, склонение – одно.
Д: Правило: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».
| 4.Вторичное закрепление (самоконтроль).
| Уч: Вставьте безударное окончание имени существительного.
На доске: напечатан в газет…(е)
сидит на лошад… (и)
Уч: Итак, с какой орфограммой только что работали?
Уч: Какое правило есть для этой орфограммы?
| Д: Вставляем букву е , т.к. слово стоит в форме П.п., 1 скл.
Д: Вставляем букву и, т.к. слово стоит в форме П.п., 3 скл. Д: Безударные падежные окончания имён существительных. Д: «Правописание безударных падежных окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».
| 5. Рефлексия (итог).
| Уч: Ребята, понравилось быть учёными? А что больше всего понравилось? А в чём испытывали сложности?
Итак, с чем сегодня познакомились? Проговорим хором орфограмму и правило к этой орфограмме. Можно воспользоваться материалами на доске.
Выучить дома название орфограммы и правило к ней.
| Д: Отвечают на вопросы учителя.
Д: Проговаривают орфограмму и правило для не. (пользуются материалами на доске).
|
Итог урока: см. Приложение 1
219-933-818 С.П. Каллистова
|