Скачать 23.11 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Повторение темы: «Лексика». Цель: повторить основные лексические понятия, с которыми познакомились в этом разделе. Ход урока:
- Понравился ли вам текст? -О чем он? Какая главная мысль его? Как можно озаглавить? Каким словом можно назвать яблоню? (Щедрое дерево). - Запишем слово Щедрость. Итак, разговорная тема наша будет связана с понятием шедрости. Чтобы понять тайну слова, мы попробуем со всех сторон его рассмотреть, почувствуем, как оно звучит. Записать его в транскрипции. -Сколько в нем мягких звуков? (2) -Сколько звонких? (2)В нем есть и твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие, т.е. оно яркое слово. Морфемный разбор поможет нам разобраться в составе слова (щедрость). Запишем однокоренные слова: щедрый, расщедриться. -А как вы думаете, это слово чужеземное, т.е. заимствованное, или исконно русское? _ А где мы можем об этом узнать? ( Толковый словарь) -А какие слова помогут нам определить значение слова? (Синонимы) Синонимы к слову: великодушный, богатый, обильный, расточительный, тароватый. Антонимы: скупой, жадный. -Итак, слово засверкало перед нами другими гранями, тем более по азбуке Кириллице буква д, а она в слове имеется, обозначает добро. Значит, слово щедрый звучит уже с другим значением: добро несущий. -Пословицы помогут нам понять смысл этого слова, запишем их: Щедр на слова, да скуп на дело. Чем беднее, тем скупее. Объяснить смысл. У царя Соломона (библейский образ) есть такие слова: «Иной сыплет щедро, а ему еще прибавляется. А другой сверх меры бережлив, однако же беднеет». -Давайте попробуем вставить фразеологизмы: Это было давно (при царе Горохе). Яблоня любила мальчика (души не чаяла). Они дружили (жили душа в душу). Когда мальчик покинул яблоню, она загрустила ( поникла головой). Каждый раз, когда мальчик возвращался, яблоня замирала от счастья (была на седьмом небе.) Каждый раз, когда мальчик огорчался (падал духом), яблоня помогала ему (воспрянуть духом). -Употребление фразеологизмов меняет текст? ( Проще становится стиль) О высоких чувствах фразеологизмами не говорят. Прочитайте первый абзац. О чем этот отрывок? Какими словами выражена главная мысль? (И яблоня была счастлива) Какая мысль здесь в абзаце является лишней? -В 6 абзаце найдите слова, которые передают состояние яблони (загрустила, задрожала от радости) Загрустить-обрадоваться –как называются эти слова? (Антонимы) -Какими словами автор передает радость яблони? (задрожала от радости; онемела от радости). Которое из них передает более сильное чувство? -Какие глаголы с противоположным значением характеризуют поведение яблони и мальчика: брать –отдавать. -А кто более счастлив? Тот, кто дарит или тот, кто берет? Почему? (Кто делает другого счастливым). -А кто вам все отдает, ничего не требуя взамен? (Мама, родители) -А как мы должны относиться к тем, кто нам щедро дарит что-то? С благодарностью. А часто ли мы бываем благодарны мамам? (Сочинение Симоровой) Карион Истомин ( 1650-1717) Из «Книги вразумления стихотворными словесы» Прелюбезная моя мати, Что имам яз ти воздати. За благи твои уветы Кия нести тебе цветы. Отнюдь недоумеваю, Чем почтити тя - не знаю. -Что скажете о тексте? Найти устаревщие слова. Перевести. |
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала» Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:... | Урок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика» Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении | ||
Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | Урока Слово учителя Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | ||
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | Урок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики" Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Обобщающее повторение орфографии Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение, мы совершим прогулку по осеннему лесу. («Прогулка» видео.) | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | Урок №8 Тема «Исконно русская и заимствованная лексика» Цели: расширение знаний учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | ||
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | Урок русского языка в 6 классе Такое повторение суффиксального способа образования слов помогает сделать переход к новому материалу |