«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ»





Скачать 142.6 Kb.
Название«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ»
Дата публикации17.08.2014
Размер142.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
«Использование таблицы для написания сочинения в формате ЕГЭ»
Таблица…. Как много возможностей заключено в этом слове! Таблицу можно использовать на каждом уроке, на любом предмете, при решении многих задач.

Это средство систематизации разной информации, средство обобщения, классификации и др. Но возможно ли использовать ее на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ? Оказывается, да.

К такому выводу пришла потому, что в течение двух последних лет работаю в выпускных классах, где уроки – практикумы по написанию сочинений являются неотъемлемой частью. Кроме того, имея многолетний опыт работы в качестве эксперта в комиссии по проверке экзаменационных работ, заметила, что часть С лишь треть будущих выпускников выполняет успешно, а большинство учащихся набирают за сочинение чуть больше половины максимально возможных баллов. Почему же так происходит и с чем это связано? Причин много.

Одной из причин, ведущих к потере баллов, является низкая сформированность орфографической и пунктуационной зоркости ( иначе говоря, практической грамотности). Но это - тема отдельного разговора. Другая, не менее важная причина,- неумение вычленить проблему текста, прокомментировать и аргументировать ее. И третья, казалось бы, незначительная, связана с умением учащихся выдержать структуру сочинения, не нарушив последовательности изложения мысли, цельности текста.

Именно на решение последней проблемы направлен мой прием.

Актуальность применения приема обусловлена тем, что многие учащиеся во время экзамена часто нарушают логику построения текста сочинения, упуская одну или даже две тематические части. Как показывают пробные экзамены по русскому языку, чаще всего учащиеся упускают комментарий и после проблемы выходят на позицию автора, или же после авторской позиции многие сразу начинают записывать пример из литературы, выпуская собственный тезис. Кроме того, выпускники теряют драгоценные баллы, когда нарушают абзацное членение своего сочинения и не выдерживают его объем. Вероятно, сказывается волнение. Поэтому важно построить работу так, чтобы помочь учащимся избежать подобных ошибок.

Для этого при организации уроков - практикумов по написанию сочинения применяю таблицу, в которую вношу колонку, отражающую критерии, и колонку для разных вариантов содержания по критериям.

Работа по таблице позволяет учащимся выдержать все микротемы, не упустив ни одной. Следовательно, сохраняется логическая последовательность созданного текста. Кроме того, учащиеся не допускают ошибок при абзацном членении, ведь каждый абзац – это новый критерий. А это значит, что драгоценные баллы, которые так нужны выпускнику, сохранятся.

Стоит отметить, что работа по таблице может быть организована по – разному: традиционно фронтально, когда каждый учащийся заполняет свою таблицу, а учитель контролирует ход выполнения задания и организует опрос; в группах, когда каждая группа рассматривает свой критерий, а затем происходит обсуждение созданных микротекстов. В любом случае, в конце урока или занятия у каждого ученика появляется опорный материал для будущего сочинения.

Очевидным плюсом применения данного приема становится возможность учащимся самостоятельно создать фрагменты текста и зафиксировать разные варианты формулировки критериев, предложенные одноклассниками. Затем обсудить их, выбрать лучший. Одновременно снимается проблема ,связанная с бедностью словаря учащегося, ведь разные варианты созданных микротекстов текстов позволяют его пополнить.

Увеличивается доля самостоятельной работы над созданием собственного текста. Кроме того, моя позиция, как учителя, в большей степени сводится к консультированию, если в этом возникает необходимость.

Описание приема


  1. Обязательное условие: у каждого учащегося есть таблица

  2. Со всеми проговорено, как и в какой последовательности ее нужно заполнять.

  3. После работы над каждым критерием, учащиеся записывают свой вариант в первую строку критерия.

  4. Организуется опрос 2 – 3 учащихся, после чего записываются в свободные строки варианты, предложенные одноклассниками.



Критерий

проверки

( часть сочинения)

Варианты содержания

К1 –проблема












К2- комментарий










К 3- авторская позиция
















К 4 – блок аргументации




Тезис
















Аргумент №

( из литературы)
















Аргумент № 2

( из жизни)
















Заключительная часть












Для каждой части сочинения оставляется несколько строк. Это делается для того, чтобы учащиеся могли записать разные варианты текста: свой пример и пример одноклассников.

При работе над содержанием предложенного текста в классе учащиеся сначала выявляют проблему и записывают свой вариант в строку критерия К1. Затем желающие озвучивают то, что получилось. В это время остальные учащиеся могут записать в свободную строку этого же критерия вариант формулировки проблемы, озвученный одноклассниками. Это могут быть формулировки в виде вопроса, в виде предложения с использованием клише, в виде отступления с применением высказываний известных людей. Таким образом, у каждого учащегося появляется разный словарный материал для их будущего сочинения.

Таким же образом строится работа и по другим пунктам сочинения. Проговаривается каждый пункт будущего текста, учащимися прописывается собственный вариант, затем озвучивается несколько других. Кроме того, в конце каждого этапа я предлагаю и свой собственный вариант.

В конце занятия у каждого ученика появляется таблица с наработанным словарным материалом, которая позволит:

  1. Соблюсти логику сочинения и избежать ошибок при его структурировании ( избежать отсутствия какой-либо части).

  2. Правильно соотнести все части сочинения и избежать ошибок, связанных с абзацным членением, т.к. в указанной таблице каждый пункт указывает на абзац.

  3. Данная таблица поможет учащемуся проследить за объемом своего сочинения.

Примечание:

  1. Данный вид работы применяется тогда, когда учителем и учащимися на предыдущих занятиях уже отработаны приемы вычленения проблемы, приемы составления комментария, приемы, помогающие сформулировать авторскую позицию и т.д.

  2. Учащиеся ознакомлены с разными подходами ( вариантами ) к формулировке частей сочинения.

  3. Имеется опыт работы с текстами разных типов: публицистический (рассуждение), художественный (повествование, описание).

  4. Материал в таблице не представляет готового сочинения и нуждается в доработке, которую учащиеся выполняют уже в качестве домашнего задания



В качестве примера результативности организации учебно –тренировочного занятия можно рассмотреть таблицы, которые были заполнены учащимися. См. ПРИЛОЖЕНИЯ № 1, №2

Урок - практикум по подготовке к написанию сочинения

в формате части С единого государственного экзамена

по русскому языку в 11 классе

Тема: «Сочинение из тематического блока «Наука»»

Цель: формирование навыков вычленения проблемы, написания комментария, выявления позиции автора; структурирования текста сочинения формата ЕГЭ;

поиск аргументов к собственному тезису по проблеме.

Ресурсы: текст из сборника Егораевой Г.Т. (стр.287)

клише, материалы с предыдущих занятий, таблица учителя

Основное содержание работы на уроке:

  1. Читаем 2 раза ( 1 раз – учитель, 2 раз – ученики)

  2. Осмысливаем: о чем текст? Параллельно записываем ключевые слова:

лженаука, оккультные науки, алхимия, астрология, хиромантия

Выявляем существование разных взглядов на «лженауки»:

1 точка зрения: считают это псевдонаукой, которой нужно закрыть путь в официально – признанную науку.

2 точка зрения: не стоит этого делать поспешно, т.к. этому есть ряд причин. Оккультизм появляется там, где есть место явлениям, не известным науке. А это значит, что есть проблемы, которые нужно еще изучать.

Кроме того, есть ряд известных ученых, которые увлекались оккультными науками, при этом не являлись лжеучеными: В.Бехтерев, К.Циолковский….

Рассуждение по тексту можно продолжить. Обращаем внимание на то, что таким образом ( комментируя) мы вышли на проблему. Комментарий оформляем и записываем.

  1. Формулируем проблему ( самостоятельно, используя клише и другие подходы). Учащиеся записывают свой вариант формулировки в таблицу. Затем заслушиваются разные варианты получившихся формулировок проблемы текста. В таблицу записываются те варианты, которые понравились учащимся.

  2. Находим авторскую позицию: поскольку этот текст публицистический, то авторскую позицию следует искать в последнем абзаце (обращаем внимание на конкретные предложения: 13,24,25). Записываем авторскую позицию в таблицу. Вновь озвучиваем и дописываем варианты в таблицу.

  3. Формулируем тезис – записываем его.

  4. Подбираем аргументы: повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», научные открытия, Джордано Бруно

  5. Проговариваем варианты вывода.

  6. Сопоставляем с таблицей учителя.

  7. Домашнее задание: пишем текст сочинения по выявленной проблеме.

Приложение №1

Критерий

сочинения

Содержание

К1 – проблема


1.Автор данного текста,… А.Сухотин, поднимает проблему отношения к оккультным наукам.




2. Что важнее: официально признанная или оккультные науки? Казалось бы, ответ очевиден. Тогда стоит ли говорить об оккультных науках? Имеют ли они право на существование? …..




3. Оккультные науки… Как часто в последнее время мы о них слышим. Астрология, хиромантия, казалось бы, стали частью нашей жизни. Но стоит ли придавать им значение? Как нужно относиться к «лженаукам»? Над этими вопросами предлагает задуматься автор данного текста, А.Сухотин.

К2 - комментарий

Размышляя над проблемой, А.Сухотин приводит примеры разного отношения к оккультизму. Он пишет о том, что часть ученых негативно относятся к вышеназванному явлению, «призывая наглухо перекрыть им доступ в науку». Другая же часть демонстрирует более «осторожное» отношение, т.к. считает, что нет веских причин, по которым можно было бы назвать все это ложью. В доказательство своей точки зрения автор ссылается на опыт известных ученых, таких как В.Бехтерев, К.Циолковский, которые в свое время «оказались в плену больших оккультных страстей». Но ни у кого из нас нет оснований называть их лжеучеными.

К3 – авторская позиция

На мой взгляд, позиция автора прослеживается в предложениях 13, 24,25, где Сухотин говорит о том, что все загадочное нужно изучать, главное при этом – оставаться честным ученым.

К 4- аргументация




Тезис – мысль, которая доказывается примерами.

Мне понятна позиция автора. Я тоже считаю, что любое научное явление имеет право на существование, если не будет при этом нести вред, не станет угрозой для человечества.




Современная наука шагнула далеко вперед, и ее надо развивать.




Очень важно, какова моральная основа личности ученого, во благо или во зло совершается открытие.

А1 – аргумент из жизни

Благодаря открытиям в области медицины сегодня побеждены многие болезни, решается вопрос продления жизни человека.

Необходимо только создавать условия для ученых. Ведь не секрет, что в наше время ….




Не стоит торопиться с выводами. Нужно вспомнить печальный пример истории, связанный с именем Д.Бруно, которого объявила еретиком и сожгла на костре инквизиция. В свое время его предположение было воспринято как религиозное преступление, но позже, после его смерти, стало научным открытием.
(Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви. И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве. После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью "Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер".)

А2 – аргумент из литературы

В повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский в процессе научного эксперимента совершает открытие, пересадив гипофиз человека дворовому псу. Но, увидев, какое чудовище он породил, осознает трагичность последствий и прерывает эксперимент.

Вывод

Никто не знает, есть ли предел научным открытиям. Никто не может предположить , когда и в какое время они могут свершиться. Поэтому не стоит делать поспешных выводов, нужно лишь уметь понимать очевидные вещи, оперировать доказанными фактами. И, быть может, именно оккультные науки помогут человечеству раскрыть тайны, волнующие нас на протяжении веков, тайны, которые пока еще не постигла официальная наука.


Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Сочинение из тематического блока « Чистота языка»»

Цель: формирование навыков вычленения проблемы, написания комментария, выявления позиции автора;

поиск аргументов к собственному тезису по проблеме

Цели:1. Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.

2. Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.

3. Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся, воспитывать любовь к Родине.
Ресурсы: текст из сборника Егораевой Г.Т. (стр.443-444)

клише, материалы с предыдущих занятий, таблица учителя

Основное содержание работы на уроке:

  1. Читаем 2 раза( 1 раз – учитель, 2 раз – ученики)

  2. Осмысливаем: о чем текст? Обращаем внимание на то, какого типа данный текст

  3. Перечитываем последний абзац: в нем позиция автора звучит как призыв. Предложения 53-54 .( публицистический)

  4. Обращаем внимание на то, что в данном сочинении было бы уместно вступление. Формулируем проблему: если позиция автора очевидна, то в ней легко можно найти проблему: слова – паразиты

  5. Написание комментария: автор идет к проблеме от примеров: слова писателя Распе о возможностях человеческой речи, затем в качестве яркого подтверждения напоминает нам о рекламе, в которой звучит сниженная лексика, и в довершение - «картинка», иллюстрирующая нравственную сторону употребления слов – паразитов, которыми мы злоупотребляем в отношении своих близких.

И.Руденко с горечью говорит о том, что из нашего языка уходят благородные слова ( приводим примеры), а на смену им приходят другие ….

  1. Позиция автора очевидна: он призывает нас быть чуткими к слову, иначе это может привести к нравственному вырождению.

  2. Формулируем тезис – записываем его.

  3. Подбираем аргументы: пословицы и поговорки о языке; легенда об Эзопе, стихотворение А.А.Ахматовой и.т.д.

  4. Проговариваем варианты вывода.

  5. Сопоставляем с таблицей учителя.

  6. Пишем текст.

Приложение №2

Критерий сочинения

Содержание

К1 – проблема


1.Автор данного текста, …И.Руденко, поднимает проблему засорения нашего языка словами – паразитами.




2. «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!». Эти замечательные слова из стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество» звучат далеким обещанием, которое, к сожалению, в наше время потеряло свою актуальность.

Слова-паразиты… Неприятное сочетание, но такое привычное, напрочно засевшее в сознании современного человека. Именно об этом повествует в тексте И.Руденко.




3 Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, в том числе, и слов – паразитов. Об этом текст И.Руденко, которая поднимает проблему засорения русской речи…

К2 - комментарий

Размышляя над проблемой, И.Руденко приводит примеры из нашей жизни, иллюстрирующие проявление слов – паразитов не только с лингвистической, но и с социальной и даже нравственной точки зрения. Ужасает то, с какой легкостью мы произносим слова в адрес близких нам людей, даже не вдумываясь в их смысл. Удивляет и то, как легко в нашу «телевизионную речь» внедрились слова – жаргонизмы, заменив старую благородную лексику.

К3 – авторская позиция

Авторская позиция звучит как призыв: мы должны избавляться от слов – паразитов. Иначе « выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов»…

К 4- аргументация




Тезис – мысль, которая доказывается примерами.

Мне понятна позиция автора. Я тоже считаю, ……

А1 – аргумент из жизни

Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:

-От доброго слова язык не усохнет;

-Каков разум, таковы и речи;

-Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;

-Что написано пером, того не вырубишь топором.





Сократ считал, что человек- творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».




Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться- учиться  упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как -  значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А2 – аргумент из литературы

Родина - это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле берегу.





«И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!». Эти замечательные слова из стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество» …..

Вывод

Мы всегда должны помнить, что наша речь - это наша визитная карточка.

Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори же ты, чтобы я тебя узнал, наконец!».


Учитель: Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу : « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» icon«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе»
Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы к урокам: Обобщающее повторение темы «Оптика». Подготовка к контрольной работе в формате егэ. Приложение: 16 вариантов...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный спецкурс включает в себя подготовку к малому егэ (гиа). Направлен на систематизацию и обобщение изученного по тексту и стилям...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconМоу «кингисеппская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным...
С егэ. Предлагаемый сборник разработан с целью решения названных проблем и призван помочь учителю в трудоемком процессе подбора языковых...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка уроков, содержащих задания в формате егэ (на примере умк биболетовой М. З.). Подготовка учащихся к егэ по английскому...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconВоспитатель гпд полева Инна Владимировна
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconА. Т. Твардовского «За далью даль» Цели урок
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель эксперимента: выявление познавательных стратегий написания сочинения-эссе по
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconУрок окружающего мира по теме «Природные зоны»
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconВизитная карточка школы Юридический адрес учреждения
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconТема : природные зоны нашей страны. Тундра и человек
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconРепетиционная работа в формате егэ 21. 04. 2010 Вариант 4 В10. Распределение...
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconДоклад о социально-экономической ситуации муниципального образования Красноселькупский район за
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconДоклад об экологической обстановке в карагинском муниципальном районе за 2012 год
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconРеспублики Казахстан Общеобразовательная средняя школа №42 имени Хамзы доклад
Использование заданий в формате pisa для формирования читательской компетенции учащихся
«Использование таблицы для написания сочинения в формате егэ» iconУправление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра...
Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск