Скачать 142.6 Kb.
|
«Использование таблицы для написания сочинения в формате ЕГЭ» Таблица…. Как много возможностей заключено в этом слове! Таблицу можно использовать на каждом уроке, на любом предмете, при решении многих задач. Это средство систематизации разной информации, средство обобщения, классификации и др. Но возможно ли использовать ее на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ? Оказывается, да. К такому выводу пришла потому, что в течение двух последних лет работаю в выпускных классах, где уроки – практикумы по написанию сочинений являются неотъемлемой частью. Кроме того, имея многолетний опыт работы в качестве эксперта в комиссии по проверке экзаменационных работ, заметила, что часть С лишь треть будущих выпускников выполняет успешно, а большинство учащихся набирают за сочинение чуть больше половины максимально возможных баллов. Почему же так происходит и с чем это связано? Причин много. Одной из причин, ведущих к потере баллов, является низкая сформированность орфографической и пунктуационной зоркости ( иначе говоря, практической грамотности). Но это - тема отдельного разговора. Другая, не менее важная причина,- неумение вычленить проблему текста, прокомментировать и аргументировать ее. И третья, казалось бы, незначительная, связана с умением учащихся выдержать структуру сочинения, не нарушив последовательности изложения мысли, цельности текста. Именно на решение последней проблемы направлен мой прием. Актуальность применения приема обусловлена тем, что многие учащиеся во время экзамена часто нарушают логику построения текста сочинения, упуская одну или даже две тематические части. Как показывают пробные экзамены по русскому языку, чаще всего учащиеся упускают комментарий и после проблемы выходят на позицию автора, или же после авторской позиции многие сразу начинают записывать пример из литературы, выпуская собственный тезис. Кроме того, выпускники теряют драгоценные баллы, когда нарушают абзацное членение своего сочинения и не выдерживают его объем. Вероятно, сказывается волнение. Поэтому важно построить работу так, чтобы помочь учащимся избежать подобных ошибок. Для этого при организации уроков - практикумов по написанию сочинения применяю таблицу, в которую вношу колонку, отражающую критерии, и колонку для разных вариантов содержания по критериям. Работа по таблице позволяет учащимся выдержать все микротемы, не упустив ни одной. Следовательно, сохраняется логическая последовательность созданного текста. Кроме того, учащиеся не допускают ошибок при абзацном членении, ведь каждый абзац – это новый критерий. А это значит, что драгоценные баллы, которые так нужны выпускнику, сохранятся. Стоит отметить, что работа по таблице может быть организована по – разному: традиционно фронтально, когда каждый учащийся заполняет свою таблицу, а учитель контролирует ход выполнения задания и организует опрос; в группах, когда каждая группа рассматривает свой критерий, а затем происходит обсуждение созданных микротекстов. В любом случае, в конце урока или занятия у каждого ученика появляется опорный материал для будущего сочинения. Очевидным плюсом применения данного приема становится возможность учащимся самостоятельно создать фрагменты текста и зафиксировать разные варианты формулировки критериев, предложенные одноклассниками. Затем обсудить их, выбрать лучший. Одновременно снимается проблема ,связанная с бедностью словаря учащегося, ведь разные варианты созданных микротекстов текстов позволяют его пополнить. Увеличивается доля самостоятельной работы над созданием собственного текста. Кроме того, моя позиция, как учителя, в большей степени сводится к консультированию, если в этом возникает необходимость. Описание приема
Для каждой части сочинения оставляется несколько строк. Это делается для того, чтобы учащиеся могли записать разные варианты текста: свой пример и пример одноклассников. При работе над содержанием предложенного текста в классе учащиеся сначала выявляют проблему и записывают свой вариант в строку критерия К1. Затем желающие озвучивают то, что получилось. В это время остальные учащиеся могут записать в свободную строку этого же критерия вариант формулировки проблемы, озвученный одноклассниками. Это могут быть формулировки в виде вопроса, в виде предложения с использованием клише, в виде отступления с применением высказываний известных людей. Таким образом, у каждого учащегося появляется разный словарный материал для их будущего сочинения. Таким же образом строится работа и по другим пунктам сочинения. Проговаривается каждый пункт будущего текста, учащимися прописывается собственный вариант, затем озвучивается несколько других. Кроме того, в конце каждого этапа я предлагаю и свой собственный вариант. В конце занятия у каждого ученика появляется таблица с наработанным словарным материалом, которая позволит:
Примечание:
В качестве примера результативности организации учебно –тренировочного занятия можно рассмотреть таблицы, которые были заполнены учащимися. См. ПРИЛОЖЕНИЯ № 1, №2 Урок - практикум по подготовке к написанию сочинения в формате части С единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе Тема: «Сочинение из тематического блока «Наука»» Цель: формирование навыков вычленения проблемы, написания комментария, выявления позиции автора; структурирования текста сочинения формата ЕГЭ; поиск аргументов к собственному тезису по проблеме. Ресурсы: текст из сборника Егораевой Г.Т. (стр.287) клише, материалы с предыдущих занятий, таблица учителя Основное содержание работы на уроке:
лженаука, оккультные науки, алхимия, астрология, хиромантия Выявляем существование разных взглядов на «лженауки»: 1 точка зрения: считают это псевдонаукой, которой нужно закрыть путь в официально – признанную науку. 2 точка зрения: не стоит этого делать поспешно, т.к. этому есть ряд причин. Оккультизм появляется там, где есть место явлениям, не известным науке. А это значит, что есть проблемы, которые нужно еще изучать. Кроме того, есть ряд известных ученых, которые увлекались оккультными науками, при этом не являлись лжеучеными: В.Бехтерев, К.Циолковский…. Рассуждение по тексту можно продолжить. Обращаем внимание на то, что таким образом ( комментируя) мы вышли на проблему. Комментарий оформляем и записываем.
Приложение №1
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Сочинение из тематического блока « Чистота языка»» Цель: формирование навыков вычленения проблемы, написания комментария, выявления позиции автора; поиск аргументов к собственному тезису по проблеме Цели:1. Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи. 2. Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи. 3. Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся, воспитывать любовь к Родине. Ресурсы: текст из сборника Егораевой Г.Т. (стр.443-444) клише, материалы с предыдущих занятий, таблица учителя Основное содержание работы на уроке:
И.Руденко с горечью говорит о том, что из нашего языка уходят благородные слова ( приводим примеры), а на смену им приходят другие ….
Приложение №2
Учитель: Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.» Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее. Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу : « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. |
«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе» Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материалы к урокам: Обобщающее повторение темы «Оптика». Подготовка к контрольной работе в формате егэ. Приложение: 16 вариантов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный спецкурс включает в себя подготовку к малому егэ (гиа). Направлен на систематизацию и обобщение изученного по тексту и стилям... | Моу «кингисеппская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным... С егэ. Предлагаемый сборник разработан с целью решения названных проблем и призван помочь учителю в трудоемком процессе подбора языковых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка уроков, содержащих задания в формате егэ (на примере умк биболетовой М. З.). Подготовка учащихся к егэ по английскому... | Воспитатель гпд полева Инна Владимировна Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | ||
А. Т. Твардовского «За далью даль» Цели урок Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель эксперимента: выявление познавательных стратегий написания сочинения-эссе по | ||
Урок окружающего мира по теме «Природные зоны» Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | Визитная карточка школы Юридический адрес учреждения Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | ||
Тема : природные зоны нашей страны. Тундра и человек Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | Репетиционная работа в формате егэ 21. 04. 2010 Вариант 4 В10. Распределение... Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы | ||
Доклад о социально-экономической ситуации муниципального образования Красноселькупский район за Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | Доклад об экологической обстановке в карагинском муниципальном районе за 2012 год Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | ||
Республики Казахстан Общеобразовательная средняя школа №42 имени Хамзы доклад Использование заданий в формате pisa для формирования читательской компетенции учащихся | Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра... Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... |