Скачать 225.71 Kb.
|
И.И.Еременко, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №31 г.Владимира. Стратегия написания сочинения-эссе по обществознанию и истории как способ содействия личностного развития учащихся. Главная задача цивилизации – научить человека мыслить. Т.Эдисон Сегодня общепризнанной стала ориентация целей образования на воспитание внутренне свободной, продуктивной, творческой, ответственной личности с проектно-ориентированным интеллектом, способной к самореализации в культуре и социуме. Акцент переносится на формирование и развитие у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому важнейшей задачей современного педагога является содействие развитию субъектной позиции учеников. Без сформированной субъектной позиции учащегося процесс обучения таким наукам как история и обществознания будет носить формальный характер, так как на уроках по этим дисциплинам важным моментом является выражение личной позиции по тому или иному вопросу, аргументация личной точки зрения. Кроме того, на итоговой аттестации по истории и обществознанию, олимпиадах, в текущем контроле предлагаются задания, требующие обоснованности личного мнения ученика. Поэтому широко практикующимся видом учебной деятельности становится написание сочинения-эссе по предмету. Работая со старшеклассниками, изучая литературу по развитию умения написания эссе по истории и обществознанию, участвуя в городской комиссии по проверке олимпиад по истории, обществознанию, праву, где написание эссе стало обязательным заданием, а критерии остались слабо диагностируемыми и, как следствие этого, оценка отличалась большой долей субъективизма, мною были разработаны памятки «Как написать сочинение-эссе?», «Как проанализировать ответ в форме эссе»1. Однако и при наличии алгоритма написания эссе возникали следующие проблемы:
Поэтому, работая в рамках семинара-тренига по ЦРПС, темой моей опытно-эксперимен-тальной работы стала тема «Стратегия написания сочинения-эссе по обществознанию и истории как способ содействия личностного развития учащихся». Цель эксперимента: выявление познавательных стратегий написания сочинения-эссе по истории и обществознанию и разработка микротехнологий их формирования. Задачи эксперимента: 1. Формирование у учащихся среднего звена представления о сочинении-эссе как форме аргументированного выражения отношения к проблеме. 2. Создание вопросника для выявления стратегии написания эссе по предмету. 3. Выявление индивидуальных стратегий учеников по данной проблеме. 4. Создание универсальной стратегии написания эссе по предмету. 5. Обобщение опыта по исследуемой проблеме. Основная идея нововведения заключается в следующем: развитие познавательных стратегий написания сочинения-эссе будет содействовать формированию субъектной позиции школьников, а также подготовит их к подобной форме контроля знаний, которая используется на предметных олимпиадах, ЕГЭ, в текущем контроле и т.д. Экспериментальной базой стали 5-6 классы, а в апробации универсальной стратегии принимали учащиеся 10 класса. Работая над выбранной темой, мною были определены следующие этапы эксперимента: 1. Организационный этап:
2. Работа в классе по выявлению стратегии:
3. Создание универсальной стратегии написания эссе по предмету. 4. Диагностика результативности использования выявленной стратегии. 5. Обобщение и моделирование технологии стратегии написания сочинения-эссе по истории и обществознанию для распространения опыта среди учащихся и коллег. На первом этапе было проведено психологическое тестирование с целью учета систем восприятия учеников при организации индивидуальных, групповых и фронтальных способов организации учебного процесса, а также перспективной целенаправленной работы по развитию и коррекции типов репрезентативной системы учащихся. Результаты оказались следующими2: К – кинестетики, В- визуалы, А – аудиалы. Для учеников было проведено вводное занятие «Что такое сочинение-эссе?» в рамках краеведческой темы о древнейшей истории жителей Владимирского края. На этом занятии школьники узнали, во-первых, что такое эссе по истории, во-вторых, получили информацию о первобытных стоянках на территории родного края. В качестве домашнего задания учащиеся должны были:
Среди выполнивших первое задание (3% учеников не поняли, что такое эссе, предположив, что это полный синоним литературного сочинения) были следующие ответы: Задание: зачем уметь писать сочинение – эссе? Ответы:
П еречисленные выше ответы показали, что учащиеся понимают важность умения написания эссе по предмету, но менее 10% из них смогли справиться с заданием написания эссе по теме урока. Поэтому потребовалась коррекционная работа на следующем уроке. Эта работа началась с коллективного анализа вариантов «удачного» и «неудачного» эссе, составленных учителем по мотивам ученических эссе. Ученики должны были не только определить, какое из эссе более убедительно, но и аргументировать свой ответ (см. слайд «Давайте подумаем вместе…»). Затем ученики озвучивали свои стратегии, и на основании ответов был создан слайд (см. слайд «Хотел бы ты жить с сунгирцами?» по операциям выделения возможных мнений и соответствующих типов аргументации), конкретизирующий наиболее удачные операции стратегии, т.е. те шаги, которые способствовали написанию эссе, соответствующего всем критериям эссе по предмету (с ними ученики были ознакомлены на вводном занятии) и, соответственно, высоко оцененного учителем. О сновной задачей второго этапа стало выявление индивидуальных стратегий учеников по развитию познавательной стратегии написания эссе. Ребятам было предложено написать новое эссе (в 5 классе: «Закон превыше всего» по материалу урока о первых письменных законах царя Хаммурапи, в 6 классе – «Хочу ли я жить с сунгирцами?») и записать ответы к следующему опроснику:
4. Как ты подбирал аргументы (доказательства) своего мнения (просматривал словарь, читал текст параграфа, рассматривал схему урока, обсуждал с кем-либо, делал наброски, отбирал нужный понятийный, фактологический и др. материал, вспоминал случаи из своей жизни, иллюстрирующие проблему и т.д.)? 5. Как ты понимал, что двигаешься в правильном направлении? 6. Что мешало и что помогало при написании эссе? Что ты при этом делал? 7. Как ты понял, что закончил написание эссе? 8. Что стало твоим последним шагом? На уроке ребята зачитывали свои эссе, пробовали их проанализировать с точки зрения критериев эссе. Затем шло обсуждение индивидуальных стратегий и создание «банка успешных операций» - тех операций, которые привели к успешному эссе и часто повторялись при анализе личных стратегий авторов этих эссе. Первый опыт написания эссе и описания личных стратегий не у всех был удачен. Вот примеры стратегий пятиклассников при написании эссе «Закон превыше всего»: «Я сел за стол, положил учебник и все остальное и стал думать, что такое эссе и какое оно должно быть. Посмотрел в тетради записи об эссе. Я слушаю в уме, что говорил учитель на уроке о законах Хаммурапи и о рабах и все понимаю. Вспоминаю, что другие говорили на уроке истории. Я думал головой и не считал ворон. Читал параграф о Вавилоне. В голове появлялись новые и новые мысли. И все. При написании эссе мне помогало то, что мы обсуждали на уроке. Я понял, как я считаю, и главное написал в эссе. Я не знал, что еще написать. Написал все. Вова Ж..» «Я представила себя в то время и подумала над этой проблемой. Я представляла картину, на которой раба бьет хозяин. И я поняла, чего им не хватает-закона. Я подбирала аргументы из закона и из разных ситуаций жизни. Я дошла до того, что сама поняла, что важнее всего выполнять законы. Я объяснила, почему моя точка зрения, по моему мнению, правильная. Алина Д.» «Сначала я убрал все лишнее. Взял ручку, тетрадь, учебник и законы Хаммурапи. Составил план, чтобы не забыть про слова из словаря, факты из учебника. Я понял тему. Вспомнил информацию, проговаривал все про себя. Если бы не было первых законов, может, сегодня не было бы законов, и все хорошие люди будут беззащитны. Законы нужны, но они не всегда могут защитить. Главное, как воспитан человек. Воспитанному человеку и законы не нужны, он зла не сделает. Для аргументов просматривал словарь, читал параграф, рассматривал схему урока, вспомнил про передачу по телевизору. Мешало то, что я не мог вспомнить про самый важный закон, о котором нам раньше рассказывал учитель. (Всеобщая декларация.- Прим. учителя). Я ответил, как я думаю. Я проверил текст и начал убирать со стола. Влад П.» «Я достал ручку, взял лист бумаги, еще раз прочитал тему эссе. Я переделал тему в вопрос: закон важнее всего? Подумал, что для кого-то закон важнее всего, но ведь есть и преступники, и в Вавилоне они были, раз Хаммурапи создал законы. Значит, не для всех закон превыше всего. Потом я ответил на этот вопрос сам: для меня закон важен. И для моих родителей и друзей тоже. И тогда я решил доказать, что закон превыше всего. Еще я вспомнил, как мы учились писать эссе о Сунгире, вспомнил, о чем мы говорили на последнем уроке: что такое закон, какими были первые законы в Вавилоне. Чтобы доказать, что я прав, я спросил об этом родителей, прочитал словарик и параграф, листочек с законами Хаммурапи. Еще я вспомнил урок о Всеобщей декларации и понял еще раз, что я прав. Ведь не зря же сейчас все люди живут по закону, который нас защищает. Обо всем этом я и решил написать. При написании эссе мне ничего не мешало, а помогало то, о чем мы говорили на уроке. Я написал вывод, что закон и в Вавилоне, и сейчас очень важен и без него не будет порядка. Я поставил точку. Я вложил листочек с эссе в дневник, чтобы не забыть сдать учителю. Дима Г.» Проанализировав первый опыт ребят по написанию стратегии, выявились следующие проблемы:
Для преодоления выше перечисленных затруднений на последующих уроках была проведена коррекционная работа. Чтобы добиться оптимальных результатов, она велась в игровой форме поэтапно:
Вот примеры уточненных индивидуальных стратегий по теме «Хочу ли я жить с сунгирцами?»:
Решение пришло быстро, и я стала отбирать нужные доказательства (факты, понятия и т.д.). В этом мне особенно помог фильм и рассказ учителя. Мне казалось, что я подбираю правильные аргументы, соответствующие моему мнению. Мне ничего не мешало, т.к. я была уверена в своих знаниях, а помогали записи и поход в Исторический музей и Палаты. Я четко выразила свое мнение, привела все нужные доказательства. Я могла бы написать эссе длиннее, чтобы перечислить все недостатки того времени в сравнении с нашим, но я старалась написать только то,что более важно. Ведь эссе должно быть небольшим. Еще раз все перечитала, чтобы убедиться, что доказательства изложены логично и последовательно. Отдала эссе на проверку маме. Она меня похвалила. Я перечитала эссе еще несколько раз.». В.Пилипченко, 6 «В» кл.
Потом я начал искать информацию, чтобы ответить на заданный мне вопрос. Я вспомнил урок истории, посвященный Сунгирю, искал информацию в интернете. Затем я стал взвешивать все «плюсы» и «минусы», сравнивая современную жизнь с древней. «Минусов» было больше. Значит, я отвечу «нет». Теперь надо все это последовательно изложить на листе. Чтобы мнение было четким, а доказательства последовательными, сначала запишу свое мнение, а потом приведу доказательства о климате, образе жизни, занятиях, верованиях, одежде, записывая с красной строки «во-первых…, во-вторых…» и т.д. Не забыть сравнить с нашей современной жизнью с ее техническими удобствами и свободой от природы. Записав вывод, положил эссе в дневник, чтобы не забыть дома. Думаю, получу «5» или «4», потому что мое эссе имеет все черты эссе, записанные в словаре». Матвеев В., 6 «А» кл.
Потом я стал искать материал о Сунгире в дополнительной литературе и интернете. Я с большим удовольствием посетил Исторический музей нашего города, его экспозицию «Сунгирь». Для того, чтобы понять, хотел бы я жить с сунгирцами или нет, я внимательно изучил и осмыслил информацию об их жизни, быте, нравах и обычаях. Чтобы понять свое отношение к этому вопросу, я представил себя рядом с сунгирцами, вспомнил, что я видел в Историческом музее в Москве, читал, слышал и видел на уроке. Я выбрал свое мнение. Для подбора аргументов, я отобрал нужную информацию из энциклопедии, увиденного в музее, найденного в интернете и обсуждал это с рлодителями. Я понял, что двигаюсь в правильном направлении, потому что после анализа и сравнения жизни сунгирцев с нынешним миром, я окончательно убедился, что современному человеку, как я, было бы очень тяжело и неинтересно в тот период. При написании эссе мне мешало ограничение в объеме текста, мне хотелось написать больше. А помогали объяснения сотрудниц музея и научные факты из литературы. Я понял, что закончил написание эссе, когда привел аргументы своего мнения, ответил на поставленный вопрос и написал свое отношение к теме. Моим последним шагом стало написание вывода эссе». Сомов Ж., 6 «Б» кл.
Просмотрев записи, я понял смысл темы. Чтобы утвердиться в своем мнении, я подсчитал доказательства «за» и «против» и понял, что мне здесь лучше. Там -холод, голод, болезни, опасности и беззащитность людей. И самое главное – были войны между племенами, а я не люблю воевать. Да, и современных удобств там нет. Вот я и сделал вывод, что не хочу жить с сунгирцами. Потом я изложил все эти доказательства письменно, сделал вывод. Проверил, нет ли ошибок, связаны ли между собой по смыслу предложения. В качестве иллюстрации нарисовал рисунок». Н.Мочалов, 6 «Б» кл.
Анализ этапа работы с индивидуальными стратегиями привел к следующим выводам:
Иллюстрацией этого положения может послужить количественная и качественная динамика изменений шагов, интеллектуальных действий и операций индивидуальной стратегии одного и того же ученика в процессе коррекционной работы над индивидуальными стратегиями. Например:
«Подготовку к написанию эссе я начала с прочтения книги о Сунгирской стоянке. Понимание проблемы пришло во время изучения материала о Сунгире с урока и из книги. Я пришла к решению этой проблемы с помощью представления картины на эту тему. Я рассматривала картинки и читала текст, и это мне помогло найти доказательства моего мнения. Постепенно раскрывая для себя эту тему, я понимала, что двигаюсь к ответу на заданный вопрос. Я поняла, что закончила написание эссе, так как сделала вывод. Это и стало моим последним шагом»
«Первым моим шагом было воспоминание, что такое эссе и каким оно должно быть (мое мнение, доказательства из истории и жизни, краткое, связанное по смыслу и, желательно, оригинальное). Потом прочитала тему эссе и представила, как бы на нее могли ответить разные люди. Кто-то сказал бы «да», кто-то – «нет», а кто-то – «и да, и нет». А как я отвечу на вопрос? Для этого мне нужно знать о Сунгире. Вспоминаю рассказ учителя. Читаю книгу «Сунгирская лошадка», рассматриваю иллюстрации, представляю себя в то время. Так ко мне приходит понимание сути вопроса. Для того, чтобы понять, какое мнение победит, составила таблицу с набросками доказательств.
Потом я попыталась в голове составить картину повседневной жизни людей на Сунгире. Проанализировав записи в таблице, поняла, что мне ближе доказательства из третьей графы таблицы. При написании текста мне помогала книга, в которой я сделала заранее пометки карандашом на полях, иллюстрации, сравнивая их с моим мнением. Чтобы мое эссе отличалось от других и его сразу заметили, решила написать его в виде путешествия-интервью с сунгирцами. Я раскрыла тему и поняла, что нужно сделать вывод. Это и был мой последний шаг». К.Власенко, 6 «Б» кл. Как видно из примера, в первой стратегии наблюдается не только меньшее количество операций, но и отсутствие отдельных шагов (репрезентация цели и критерии ее достижения). К тому же для первой стратегии характерно наличие операций чувственного познания, ограниченность операций логического познания. Стратегия содержит ряд исполнительских действий и формальное завершение деятельности. Уточненная («Звездная») стратегия содержит большее количество элементов, этап целеполагания с критериями поставленной цели, более развернутые исполнительские действия, приемы рационализации деятельности (пометки на полях книги, таблица), заметен рост и разнообразие интеллектуальных действий, появляется оригинальность в действиях (форма эссе - путешествие-интервью), первоначальная рефлексия («я раскрыла тему»). При этом в обеих стратегиях заметны визуальные предпочтения ученицы. Таким образом, всего за две попытки в рамках двух уроков виден личностный прогресс в процессе самоанализа деятельности, возможности управлять этим процессом самим учеником и, как следствие этого, высокая результативность при формировании предметных и общеучебных компетентностей.
Ученик начинает осознавать себя субъектом деятельности! В итоге на основании индивидуальных стратегий и созданного «банка успешных операций» была создана универсальная стратегия: Стратегия написания сочинения-эссе по истории и обществознанию4. Т1
Значит, мне предстоит, во-первых, определить проблему, во-вторых, выразить свое мнение по этой проблеме, в-третьих, доказать свое мнение, приведя аргументы на теоретическом и бытовом уровне. Кроме того, мое сочинение должно быть логичным, небольшим. Неплохо бы было добавить «изюминку», чтобы именно мое эссе запомнилось учителю, т.к. мои одноклассники тоже будут писать эссе по этой проблеме и, возможно, приводить аналогичные доказательства. О-Т2 (операции по достижению результата и коррекция процесса деятельности по написанию эссе ведутся параллельно).
Определяю, к какой теме/разделу/базовой науке относится проблема, заданная в теме эссе (история/ период/ тема; обществознание/ сфера общества (раздел)/ тема).
Е
Новым важным этапом стала апробация универсальной стратегии среди старшеклассников. Надо заметить, что ученики 10 класса - ученики, работающие с другим учителем, и о понятии стратегии узнали впервые. Кроме предложенной стратегии, по которой им было предложено написать эссе, по желанию они могли скорректировать стратегию или, опираясь на опросник, разработать свою познавательную стратегию. Результаты апробирования оказались следующими:
Выше перечисленные показатели свидетельствуют, что
В заключении следует заметить, что организация работы по созданию стратегии стала возможна не за счет перегрузки учеников, не за счет введения дополнительных методических часов, а за счет:
В целях обобщения и распространения опыта по исследуемой теме создано электронное методическое пособие «Как написать сочинение-эссе?», которое адресовано, прежде всего, учителям, но может быть использовано и учащимися, стремящимися научиться успешно писать эссе по предмету. Приложение 1. Первоначальная памятка-алгоритм по формированию навыка написания эссе. Приложение 2. Анализ результатов изучения мотивации учебной деятельности. Методика «Мотивация учебной деятельности». Использовался метод самоэкспертизы. Цель: выявить виды мотивации учебной деятельности по степени значимости Вопросы: 1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель 2. Мне нравится учиться, расширять свои знания и мире 3. Общаться с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках 4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку 5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция 6. школьные знания помогают развить ум, смекалку 7. Если ты школьник, то обязан хорошо учиться 8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает желание учиться 9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам 10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников 11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило. 13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе жизни. 15. На уроке не люблю отвлекаться, потому что для меня важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 16. мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу, это дает возможность пообщаться 17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 19. Я много читаю книг, кроме учебников, саморазвиваюсь. 20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. 21. В школе весело, интереснее, чем дома и во дворе. Ключ: познавательные мотивы – 2,9,15; коммуникативные – 3,10,16; эмоциональные – 1,8,21; саморазвития – 6,13,19; позиция школьника – 7,14, 20; достижения – 5,12,18; внешние - 4,11,17. 1 См. приложение 1. 2 Здесь приводится пример одного из экспериментальных классов. Для каждого из классов результаты являются индивидуальными и учитываются при организации учебной деятельности. 3 Для изучения мотивации была проведена психолого-педагогическая диагностика. См. приложение 2. 4 Адаптирована для старшеклассников. |