Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка»





Скачать 94.41 Kb.
НазваниеУрок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка»
Дата публикации17.08.2014
Размер94.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок русского языка и литературы

на тему: «Проблема жестокости в рассказе

А.В.Костюнина «Рукавичка».
Цели:

1. Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.

2. Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.

3. Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

4. Способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего желание высказываться.

Подготовка к уроку (организация домашнего задания к уроку)

  1. Прочитать рассказ А.В.Костюнина « Рукавичка».

  2. Подумать над вопросами:

  • Какие чувства вы испытывали, прочитав рассказ?

  • Как вы понимаете, что такое жестокость и что такое милосердие?


Оборудование:

1. Текст А.В.Костюнина «Рукавичка».

2. Карточки:

З - «Земля»

Л-«Люди»

М-«Мысль»

Д-«Добро»

«Ж»- «Житие»

3. Набор пословиц и поговорок (один на парту):
Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие; худшее — слабость и драчливость.

Милосердие - всегда к стати..

Доброе дело не забудется.

Делая добро, не жди добра.

Ход урока

  1. Анализ исходных понятий.

У. Что вас поразило в рассказе А.В.Костюнина «Ру кавичка»?

У. Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в рассказе А.В.Костюнина «Рукавичка».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Рассказ автобиографичен.

У. Назовите антоним жестокости.

Д. Милосердие.

У. Милосердие и жестокость … два противоположных понятия, две крайние позиции. В ходе нашего урока мы попробуем понять нравственное содержание доброты, гуманности, милосердия и дадим нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей.

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое милосердие и жестокость, что скрывается за этими морально – этическими категориями, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и своему собственному.

(ученики объясняют, что такое жестокость и что такое милосердие).

Д. Милосердие в словарях толкуется, как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия.

Жестокость – это то, что направлено на уничтожение жизни и причинение боли другим.

У. Мы узнали о том, как вы сами толкуете эти понятия, и как толкуются они в словаре. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, товарищи, родители, учителя помогли вам сформировать представление об этих сложнейших понятиях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают вам разобраться в проблеме милосердия – жестокости?

( ребята высказывают свое мнение, приводят примеры из русских народных сказок, классической и современной литературы)

(Сказки «Красная шапочка, «Кот в сапогах», «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Муму»)

У. Всегда ли проблема милосердия – жестокости решается однозначно? (отвечая на данный вопрос, ученики говорят о том, что однозначно вопросы добра и зла решаются только в сказках: добро всегда побеждает зло. Но в литературе, как и в жизни, эта проблема не столь проста.)

У. Давайте посмотрим, как решается проблема жестокости в рассказе А. В.Костюнина « Рукавичка», который вы читали дома самостоятельно.



  1. Беседа по тексту.

У. Какие чувства, эмоции вызвал у вас прочитанный рассказ?

( ученики рассказывают о том, какие чувства вызвал у них рассказ).

У. Эпизод случая с рукавичкой начинается с местоимения мы. О ком идет речь?

Д. О школьниках.

У. Как учились ребята? Как вели себя на переменах?

Д. Нетерпеливо разглядывали чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки. На переменах бегали, играли, резвились («Ноги ещё не остановились. Ещё скачут. Голова следом.»)

У. Что произошло после экскурсии?

Д. Пропала рукавичка из альбома учительницы домоводства.

У. Как повела себя учительница Алла Ивановна? Найдите в тексте.

Д. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать. Она зло процедила, – «Мы всё равно найдём». Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали.

У. Как вели себя дети? Зачитайте.

Д. Безропотно, затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.

У. О проявлении, какого качества учительницы можно сказать?

Д. Жестокость.

У. Осознавала ли учительница, что она причиняет душевную боль детям?

Д. Нет, потому что она хотела найти вора.

У. Добилась своего Алла Ивановна?

Д. Да. Она нашла рукавичку у Юры.

У. Действительно ли Юра украл рукавичку?

Д. Нет. Ему подбросили её.

У. Дали ли ему возможность объясниться?

Д. Нет.

У. Как складывались отношения у ребят с Юрой в дальнейшем?

Д. Он стал изгоем. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали. Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом.

У. Как проявили себя одноклассники и семья по отношении к Юре?

Д. Жестоко, равнодушно, даже никто из старших братьев не приходил в класс защитить его.

У. Как заканчивается рассказ? Прочитайте.

Д. Юра, будучи взрослым человеком, кончает жизнь самоубийством. Он повесился.

У. Как вы думаете, что толкнуло человека на такой поступок?

Д. Жестокость одноклассников, свирепость учительницы, безразличие братьев, зверство общества, а также равнодушие окружающих.

У. Давайте подберём синонимы к слову «жестокость». (Учитель записывает на доске, а ученики у себя в тетрадях.)

Жестокость - безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бесчеловечность, зверство, изуверство, кровожадность, неистовство, свирепость; озлобление, остервенение; варварство, озверелость, каменность, кошмарность, мучительность, лютость, свирепство, садизм, грозность, немилосердность, злобность.

У. Как вы думаете, что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?

Д. Семья, школа, общая атмосфера жизни, общество. (Подростки, как и все, видят только внешнее, а правда их не интересует).

У. Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость.

У. Что испытывает автор в конце своего рассказа?

Д. Чувство вины, укор, муки совести.

У. Хочет ли писатель заглушить эту боль? Почему?

Д. Нет. Этот случай послужил ему уроком. Он хочет исправить жестокие поступки, которые он совершил в детстве.

У. Как можно исправить?

Д. Рассказав о данном случае другим, проявляя милосердие к людям.

У. Подберём синонимы к слову «милосердие». (Учитель записывает на доске, а ученики у себя в тетрадях.)

Д. Милосердие – это мужество, честь, сострадание, милость, скромность, добро, прощение, совесть, смирение, раскаяние, честность, тактичность, любовь, правдивость, справедливость, выдержка.

У. А в наше время, где мы можем встретить проявление милосердия? Проявляли вы к кому-нибудь милосердие? А к вам? (Ребята отвечают на поставленный вопрос).

У. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшие чувства понимания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Но начать нужно с малого. Кто нуждается в помощи?

У. Как можно помочь своим близким, знакомым, родным.

Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
· Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.

· Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.

· Защищайте девочек, маленьких детей.

· Не допускайте грубости.

· Старайтесь во всем помочь ближним.

· Будьте добрым и милосердным человеком!
У. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

Д. Нет.

У. Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали проявлять эти чувства. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З - «Земля»

Л-«Люди»

М-«Мысль»

Д-«Добро»

«Ж»- житие

Азбука как бы призывала:

Люди Земли, Живите, Мыслите, Думайте и Творите Добро. (На доске появляются слова Земля», «Люди», «Мысль», «Добро», « Житие», составляется фраза: «Люди Земли, Живите, Мыслите, Думайте и Творите Добро»)

У. А сколько создано пословиц и поговорок! У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. Объясните значение этих пословиц и поговорок.

(У каждого на партах лежит комплект разрезанных пословиц и поговорок, ученики объясняют смысл пословиц.)

Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие; худшее — слабость и драчливость.

Милосердие - всегда к стати..

Доброе дело не забудется.

Делая добро, не жди добра.


  1. Подготовка к написанию творческой миниатюры.

У. Итак, давайте обобщим все то, о чем мы говорили. Как мы можем ответить на вопрос что такое жестокость, а что такое милосердие?

Д. Ребята говорят о том, как во многих других людях, живет и добро, и зло. Многие зависят от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернется в сторону добра или подчинится злу.

У. Что же порождает жестокость и почему порой бессильно добро? Посмотрите, как мы расшифровали эти понятия.

Д. Обращаясь к написанным синонимам, ученики отвечают на вопрос.

У. Вам нужно будет написать о своем понимании того, что такое милосердие и что такое жестокость, основываясь на свой жизненный опыт. Какой тип речи будет в данном случае наиболее подходящим?

Д. Рассуждение.

У. Вспомним композицию сочинений – рассуждений (Выдвигается тезис, приводятся доказательства, подводится итог размышлению.)


  1. Написание творческой миниатюры.

Чтение учащимися своих сочинений.
5. Итог урока.

У. Закончить урок я хочу стихотворением Булат Окуджавы.
В нашей жизни, прекрасной, и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,

поразмыслить, покуда живой,

что там кроется в сумерках сердца,

в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,

но пора научиться, пора…

…не выжуливать жалкие крохи,

а творить засучив рукава.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Чья вина или история пробуждения совести (Нравственные проблемы в рассказе А. Костюнина «Рукавичка»)»
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «…твоя судьба для меня укор…» Проблема межличностных отношений в произведении А. В. Костюнина «Рукавичка»
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда я решила принять участие в конкурсе «Купель, то прочитала рассказ А. В. Костюнина «Рукавичка». Мне рассказ «Рукавичка» понравился....
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconУрок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное...
Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Рукавичка», автор урока Бережная П. В., учитель высшей категории моу сош№11
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок русского языка, литературы, английского языка на тему: «Народная и литературная сказка в русской и зарубежной...
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок» является этапом Республиканского фестиваля...
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в рассказе А. В. Костюнина «Рукавичка» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск