Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.04.2014
Размер86.43 Kb.
ТипБиография
100-bal.ru > История > Биография
Тема: «…твоя судьба для меня - укор…» Проблема межличностных отношений в произведении А.В.Костюнина «Рукавичка».

Цель: познакомить с фрагментами биографии писателя;

выявить нравственные уроки, которые получает рассказчик;

воспитать чувство сопричастности к происходящему, приобщить учащихся к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в произведении.

Оборудования: текст, презентация к уроку.

1.Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, что такое грех?

-Нужно ли наказывать за такой проступок? Кто и каким образом должен наказывать?

-Обратите внимания на слайд, это Фемида. Символом чего она является? Почему с завязанными глазами, что значат весы и меч?

2. Цели урока:

Не зря мы начали говорить о грехе, о наказании, о правосудии. Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить разговору о милосердии и бессердечности, о доброте и жестокости, о понимании и черствости; о том, как наши поступки могут ранить и причинять невыносимую душевную боль.

3. Биография писателя. (Рассказывается двумя учениками, получившие заранее задание подготовить сообщение)

В свое время Б.Паскаль сказал: « Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и на грешников, которые считают себя праведниками». Как вы понимаете эти слова? О грешниках и праведниках рассказ А.В.Костюнина «Рукавичка» - произведение небольшое, но сложное по своему содержанию, в котором поднимаются нравственные проблемы.

Кто же такой Александр Викторович Костюнин?

Ваша задача прослушать и ответить на вопрос: что показалось интересным для вас в биографии писателя? (Рассказывается двумя учениками, получившими заранее задание подготовить сообщение)

1 биограф: Родился А.Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат , имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО “Судостроительный завод“Авангард” в г.Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа“Яхонт”, задача которых - обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин - председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Вот как сам писатель характеризует свою деятельность фотохудожника:

2 биограф: Фотография для меня - это видимый результат вечной борьбы того зла и того добра, что заложены в человеке.

Фотография для меня - это мировоззрение, это моя философия.

Фотография для меня - это символы, ставшие святыми: родительский дом, красота Природы; это, в итоге, активный поиск людей, близких по духу, людей, для которых перечисленные символы являются своими”

1 биограф: «Рукавичка», «Орфей и Прима», «Офицер запаса» — его первые рассказы. В 2007 году высоко была оценена книга «В купели белой ночи» в областном литературном конкурсе на соискание премии имени М.М.Пришвина. В этом же году Союз писателей наградил Дипломом 1-ой степени Александра Костюнина за книгу «В купели белой ночи» с присвоением ему звания лауреата премии им. А.И.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу»

2 биограф: Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. А.Костюнину удалось мастерски создать образы неоднозначных героев. Нравственные проблемы в рассказах А.Костюнина глубоки и актуальны.

- Вы прослушали биографию автора, что можете сказать о писателе?

Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушными никого, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования.

4. Анализ произведения.

Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа? Почему?

Зачитайте моменты, которые влияют на возникновение подобных впечатлений?

От какого лица идет повествование?

Это автобиографичный рассказ. Какой образ рассказчика появляется, найти и зачитать.

С каким событием из детства связаны воспоминания рассказчика? (случай воровства)

Какими словами автор называет изделия и почему? (диковинки)

Что разрушает ощущение беспечности, характерное тому возрасту? (пропажа рукавички)

Что, по – вашему , было более страшным? Почему? Зачитать. ( Недопустимое поведение учителя)

Что напоминает эта процедура?( Обыск заключенных)

Допустимо ли подобное поведение? (Это дети, психика неокрепшая, так поступать нельзя.)

Какие слова использует рассказчик, чтоб передать состояние Светки?(«Затравленно…», «безропотно…», «…не в силах успокоить свои руки, теребила…»)

Какую роль играет кукла, выпавшая из портфеля Светки Кондроевой? ( Дети подобны неживым существам в данную минуту)

Какую роль в данном случае играет нательный крестик?(Слабый символ веры в добро, который на глазах детей разрушает учитель, являющийся не символом познания и созидания, а символизирующим своим поведением распад личности и всего святого, что есть в жизни)

Каким словом вы бы назвали поведение учителя?( Жестокость, черствость, непримиримость, глупость…)

Давайте постараемся понять поведение взрослого человека, для этого послушаем нашего 1 историка

1 историк. Воспитание подрастающего поколения в годы Великой Отечественной войны проходило в самых тяжелейших условиях: голод, болезни, постоянные лишения и нехватка самого элементарного, что было необходимо. Людям не хватало самого простого: хлеба, картошки. Жесткая идеология государства в годы войны сводилась к следующему: «Все для фронта, все для победы». Все колхозы и совхозы отдавали полученные урожаи на обеспечение потребностей фронта, часто не оставляя себе ничего.

2 историк. Чтобы прокормить свои семьи, люди начинают воровать остатки урожая с колхозных полей. В условиях страшнейшего голода правительство выпускает «Закон о колосках», предложенное лично И. Сталиным. Постановление предусматривало жесткие меры наказания для лиц, совершающих кражу государственного имущества.

1 историк. Главный удар был нанесен по крестьянам и колхозникам, голодающим и лишенным собственного хозяйства в самый разгар Великой Отечественной войны. Несколько срезанных колосков с колхозного поля карались расстрелом или сроком не менее 10 лет тюрьмы/трудовых лагерей с полной конфискацией имущества. Осужденные по этому закону не подлежали амнистии.

2 историк. Испокон веков люди искали поддержки в вере в Бога. Но пришедшие к власти большевики стремились искоренить в людях тягу к религии и насаждали атеизм. Власть строго следила за умами людей и пресекала любые поползновения к религии.

В таких условиях формировался характер людей того времени. Я не оправдываю поведение взрослых, но люди, выросшие в условиях сталинского террора, свято верили, что только так можно изжить из себя все негативное.

Как вы думаете, почему Юрка украл? ( Вырос в большой семье, где пил отец, денег не хватало)

Как это отразилось на дальнейшей судьбе мальчика? Зачитать.

Кто виноват в том, что одноклассник рассказчика стал вором?

Как этот случай характеризует героев? ( Люди жестокие, их поведение достойно осуждения…

Послужил ли хоть кому – нибудь этот случай уроком?( Став взрослыми, люди сами наказали воров; Юрка , запомнив унижение, стал вором…)

Почему мальчик, став взрослым, встает на путь воровства?(Возможно, это форма протеста или не было сил бороться с клеймом вора: все восемь лет школы он не воровал, но его всегда дразнили и унижали.)

Действительно, люди не умеют прощать. Урок начала со слов Б.Паскаля о грешниках и праведниках. Кого в данном случае можно назвать грешником и праведником?

Взрослые годы наших героев выпали на лихие 90 годы 20 века. Ваша задача прослушать и ответить на вопрос:

Что еще могло подтолкнуть героя на путь преступлений и жителей деревни на столь жестокую месть?

1 и 2 историки: Годы перестройки 1985-1991 не только не смогли реформировать страну, но и привели к полному ее развалу в 1991 году. Начинаются глобальные изменения, которые затронули все сферы жизни людей. Идет резкая смена политической и экономической обстановки. Огромное количество законопослушных граждан лишается стабильного заработка. Свою лепту в ухудшение ситуации внесла инфляция, безработица и обнищание основной массы народа. Прилавки в магазинах были пусты, основные продукты - по талонам. В таких условиях в стране начинает развиваться бандитизм.

Первая десятилетка после развала СССР или, как их еще называют, «лихие 90-е» навсегда останутся в памяти россиян как годы бандитского беспредела.

(примерные ответы детей :

Не только жестокость, но и время , лихое и голодное, повлияло на жителей деревни и Юрку)
Я согласна с вами: и люди в какой- то степени виноваты, и время диктовало свои правила. В такой среде трудно жить и сохранить человеческий облик. Выживал сильнейший. Но, согласитесь, в любой ситуации мы должны оставаться людьми.

Почему Юрка повесился?( не вынес унижения и позора)

Кто в данном случае виноват больше?( односельчане т.к. довели до самоубийства)

В Конституции РФ есть статья, предусмотренная за это преступление. Но в то время такого закона не было.

Как вы думаете, осознавал ли рассказчик и его товарищи, всю серьезность ситуации, могли ли они предугадать последствия?(нет, не осознавали, иначе они не распили бы потом водку после этого)

Почему они пили?(Торжествовали свою победу над злом, не подозревая, чем все обернется)

Это победа обернулась трагедией для Юрки, вечной болью и щемящим чувством вины у рассказчика. Почему судьба Юрки- укор, чему укор?( Люди повели себя неправильно, проявив жестокость, забыв о прощении и о том, что нельзя судить. Это укор отсутствию совести, неумению противостоять злу, умению сливаться с толпой)

Почему рассказ называется «Рукавичка»?(Именно с нее все началось: падение и очерствение души героев; случай с пропажей рукавички- начальный путь преступления людей)

Чему учит рассказ?(Прощать, быть милосердным, понимать боль другого человека…)

5. Работа с эпиграфом.

Давайте обратимся к эпиграфу этого произведения. Как вы понимаете слова из Библии? (Если человек искренне раскаялся, он заслуживает прощения)

6.Работа библейским сюжетом.

Перед нами произведения искусства, где запечатлен трагический момент жизни библейского героя Иуды Искариота. Что вы знаете о нем?(Предал за 30 серебряников Иисуса Христа, имя стало нарицательным, и так называют всех предателей)

Немногие знают о том, что Иуда повесился. Рассмотрите репродукции на слайде и ответьте на вопросы:

  1. Почему Иуда повесился?

  2. Как этот сюжет соотносится с рассказом?

(Примерные ответы детей: не вынес вины за содеянное, раскаялся, но было поздно…; в рассказе «Рукавичка» и библейском сюжете героев сближает бессердечие людей, которые косвенным путем виноваты в преступлениях Юрки Гурова и Иуды.)

7. Самостоятельная работа.

А) В рассказе обыскивают нескольких детей, почему плачут только Света Кондроева и Юрка Гуров? Что их в этот момент роднит, в чем различие? Каково состояние Аллы Ивановны в этот момент? Для этого заполнить таблицу примерами из текста.

Светка Кондроева

Юрка Гуров

Алла Ивановна





































в)Подобрать слова, позволяющие определить ваше состояние после прочтения рассказа.

8.Проверка самостоятельной работы.

(Примерные ответы детей:

Оба плакали, тряслись руки у Юрки, он дрожал ,Светка не могла унять руки. Все это говорит о волнении- это их сближает. Но волнуются и плачут по разным причинам: Света плачет и волнуется от унижения- ее первой подвергли унижению; Юрка- от страха, что все узнают, кто украл рукавичку. Этим они отличаются.

Алла Ивановна с цепким взглядом, злым голосом, резкими движениями напоминает бездушное существо. Именно поэтому из первой учительницы Аллы Ивановны оно превращается в Аллавановну , неким символом насилия и зла.)

9. Вывод.

О чем заставляет задуматься рассказ Александра Костюнина?

Этот рассказ заставляет задуматься о том, как наши слова и поступки могут влиять на судьбы других людей, иногда роковым образом. Этот рассказ учит прощать и проявлять милосердие, быть терпимым к тем, кто оступился или не похож на нас. Этот рассказ учит находить в себе силы противостоять злу и не поддаваться психологии толпы.

Закончить урок хочу словами стихотворения малоизвестного поэта Вадима Странника « Прощайте, и прощены будете»

9. Д/з. Написать сочинение « Грешники и праведники в рассказе А.В.Костюнина «Рукавичка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск