Скачать 34 Kb.
|
УРОК 3. Тема: «Виды орнаментов». | ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с разными видами орнаментов их предназначением символами и принципами | композиционною построения. Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и | декоративном оформлении предметов народного быта. 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. I Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, новоселье, крестины с пожеланиями добра и счастья. Они защищали человека от jзлых сил и напастей. -Какие символы использовали крестьяне для украшения своего быта? 3. Формирование новых знаний. На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, рубели, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью. За прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа, а в нарядной посуде еда покажется вкуснее. Ковши- имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. Самое почётное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, игрушечных кресел, украшенных тончайшей резьбой. Хлебница служила приданным для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия. Вальки для выколачивания при стирке белья в реке- удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди-напоминают женскую фигуру в нарядной одежде. Особое место в избе занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием. Все украшения представляли собой узор, который называют орнаментом. По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, животные, символические, комбинированные и др. Каждый из этих видов используется в соответствии с назначением украшаемой вещи. Например, коробку для конфет украшают растительным цветочным орнаментом, но шкатулку для хранения боевых орденов- символическим орнаментом, который может быть составлен из этих элементов, изображающих знамёна, звёзды, лавровые и дубовые ветки- символы славы и твёрдости. Чаще всего украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трём основным формам: замкнутой, ленточной и сетчатой. Замкнутым! орнаментом- называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяется для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок. Ленточный орнамент- это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, узкого пояса, головной повязки. Сетчатый орнамент- это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи. Основным источником для создания орнамента была природа. В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме. В вышивке преобладал белый, красный, чёрный, жёлтый и коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зелёный. Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
Творческое задание по выбору учащихся: S Рисование различных предметов народного быта и их роспись орнаментом с включением древних образов; S Рисование различных орнаментов разных народов и их роспись в соответствии с национальным стилем росписи. Материмы: бумага, кисти, гуашь. 6. Домашнее задание. Подобрать зрительный материал по теме «Стилизация формы». ■ 7. Используемая литература: МА. Порохневская «ИЗО» стр. 14-18. Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 106-111. Программа 130. |
Урока Дорофеевой В. В. с использованием цор. Тема : «Орнамент в изобразительном... Цоры: «Виды орнаментов», «Виды орнаментов. Ритм в орнаменте.» будут использованы на этапе объяснения нового материала | Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии | ||
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов | Урок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов» Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок) | ||
Урок №4 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов Цель урока: Составить программу рисования бордюров, создание различных бордюров с помощью компьютерной техники | Урок – соревнование Тема урока Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Использование циклических алгоритмов для построения геометрических орнаментов | Конспект урока информатики и икт (с использованием технологии сдп... Тема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник" | ||
Тема. Виды рабочей одежды. Виды фартуков Дать учащимся определение понятий «конструирование», «чертеж», «мерки», «выкройка» | Тема : «Виды сложноподчиненных предложений» Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной... | ||
Урок №1 Тема урока: Что такое информация. Виды информации Матвеева Н. В. и др. Информатика: Учебник для 2 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 | Урок обществознания в 10 классе. Тема: Человек Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся... | ||
Урок геометрии в 9 классе. Тема: «Виды отображений плоскости на себя:... Тема: «Виды отображений плоскости на себя: осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот» | Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М | ||
Урок ручного труда в 3 классе Тема: «Игольница» Цель: Закончить поделку. Учить соединять детали игольницы обметочным швом. Повторить виды изученных швов, Т. Б. при работе с ножницами,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: Виды сложноподчинённых предложений (8 урок в теме «Сложные предложения») |