Диалоги с деепричастием





Скачать 119.83 Kb.
НазваниеДиалоги с деепричастием
Дата публикации27.08.2014
Размер119.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Автор: Гладышева Елена Николаевна

Полное название образовательного учреждения: МБОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района Алтайского края

Предмет: русский язык

Тема: Диалоги с деепричастием

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: урок разработан в соответствии с государственным стандартом 2004г., авторской учебной программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) – М.: Просвещение, 2010.

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся через освоение и систематизацию знаний по теме «Деепричастие», совершенствование орфографических и пунктуационных умений учащихся, что будет способствовать актуализации активной мыслительной деятельности, воспитанию бережного и уважительного отношения к русскому языку, осуществлению через диалог важных проявлений человеческих отношений: взаимоуважения, сопереживания, сотворчества.

Задачи урока:

Образовательные закрепить и обобщить знания о деепричастиях, их образовании, значении; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки по теме «Деепричастие».

Развивающие – развивать познавательную активность и интерес учащихся к учебному предмету; формировать навыки использовать полученные знания в нестандартной ситуации, высказывать своё мнение, делать выводы.

Воспитательные – воспитывать чувство уважения к мнению собеседника, чувства сопереживания, сотворчества, бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Форма урока: урок-диалог

Оборудование: мультимедиакомплект, презентация к уроку, видеоролик, рабочие материалы, контрольный лист учащихся (по группам) (см. Приложение), сигнальные карточки (используются во время проверки работы по группам).
План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Этап мотивации. Целеполагание

(Анализируем тему и эпиграф к уроку).

2. Этап проверки (демонстрации) знаний.

3. Этап применения знаний.

4. Аналитический этап (лингвистический эксперимент).

5. Рефлексия.


5 минут
7 минут

10 минут

15 минут
3 минуты



Эпиграф «Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…» (М.М. Бахтин)
Ход урока:

1. Этап мотивации. Целеполагание. (Анализируем тему и эпиграф к уроку.)

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, это важно – уметь вести диалог? Почему?

- Чему человек учится в процессе диалога? (Учитель обращает внимание на слова эпиграфа и подводит уч-ся к мысли о том, что, участвуя в диалоге, человек учится задавать вопросы («вопрошать»), внимательно выслушивать мнение собеседника («внимать»), грамотно отвечать на поставленные вопросы («ответствовать») и «соглашаться» - т.е. …)

- Подумайте, при каком условии мы соглашаемся с кем-то?

(Когда наши точки зрения совпадают, мы мыслим в одном ключе, мы понимаем друг друга. Получается, что мы в праве поставить знак равенства между словами «соглашаться» и «понимать»).

- Слова какой части речи чаще всего встречаются в эпиграфе? (глаголы)

Глаголы зовут действовать, включают нас в процесс движения. Но чтобы идти вперёд и не сбиться с пути, нужно определиться с ориентирами. Ориентиры – это задачи нашего урока. Давайте попробуем сформулировать их в виде вопросов (ведь любой диалог предполагает вопросно-ответную форму общения).

- Задайте свои вопросы по теме «Деепричастие».

Возможные варианты вопросов, предложенные уч-ся:

  • Что такое деепричастие и что оно обозначает?

  • Как образуются деепричастия?

  • Что роднит деепричастие с глаголом? С наречием?

  • Какую роль играют деепричастия в речи?

  • Что общего между причастием и деепричастием? В чём их различие?

Корректируя вопросы уч-ся, учитель подводит класс к цели урока: через живой диалог обобщить и систематизировать теоретические сведения, а также совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки по теме «Деепричастие»; сформировать представление о роли деепричастий в речи.
2. Этап проверки (демонстрации) знаний.

Только что вы учились задавать вопросы. А сейчас подошло время проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Послушайте «Монолог» деепричастия (ведь вряд ли о деепричастии кто-то сможет рассказать лучше, чем оно само).

- Укажите, какие «факты», изложенные в «Монологе», не соответствуют истине.

(Текст читается по частям: отдельно для каждой группы. Уч-ся каждой группы внимательно слушают, затем в течение 3-4 минут обсуждают услышанное, готовя материал для ответа.)
«Монолог» деепричастия
(1) Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня судьба. Вечно меня с кем-то путают: то с Глаголом, то с Причастием. Да это и не мудрено: мы с Причастием как близнецы-братья. И изменяемся мы одинаковопо родам, числам и падежам. И опознавательные морфемы у нас с ним похожие – суффиксы –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-).

(2) К тому же у нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас с Причастием разные. Причастие своей матерью считает Наречие, а я – Прилагательное, так как приобрело в наследство от него синтаксическую роль определения и морфологическую изменяемость (я склоняюсь).
(3) Вот так и живу я, деловитое и изменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, стоит себе важный такой, даже запятыми не позволяет мне отгородиться, тем самым подчёркивая свою главенствующую роль. И всё время вопросы задаёт: как? каким образом? почему? какой? какая? чей?

Во время ответов каждой группы учитель может задать вопросы «по ситуации»:

- Если не «близнецы», тогда кто? Определите степень родства между деепричастием и причастием (1-я группа).

- Какое «наследство» досталось деепричастию? От кого? (2-я группа)

- От какой части речи деепричастию досталось такое свойство, как неизменяемость? Проиллюстрируйте свой ответ примерами (3-я группа).
3. Этап применения знаний.

В результате проделанной работы вспомнилось много важного и любопытного о деепричастии. К тому же мы с вами учились развивать в себе очень ценное для человека качество – способность не только слушать, но и слышать другого. Но в диалоге не только спрашивают и слушают, но и отвечают. Отвечать тоже надо уметь

- Когда мы говорим: «Он ответил удачно, а она – нет»?

- Что значит уметь отвечать?

Возможные ответы уч-ся:

- Удачный ответ – это правильный ответ

- Уметь отвечать – значит отвечать по существу: точно, ясно, осмысленно…
- Помните о только что названных критериях удачного ответа, когда будете отвечать на вопросы следующего задания.

(Идёт работа по группам: каждая получает своё задание, выполняет его в Контрольном листе.)

1-я группа:

В каких случаях нарушены нормы словообразования?
Проставьте около деепричастий цифры: 1-такая форма существует, 2 - не существует
Трепетая ( ) Берегя ( )

Кружа ( ) Бежа ( )

Будуча ( ) Подойдя( )

Ждя ( ) Сопя ( )

Зная ( ) Пахая ( )

Обидя ( ) Видя ( )
2-я группа:

«Поймай ошибку».

Какие пунктуационные ошибки допущены в предложениях?
Устраните их.


1.Днем, волки свернувшись в клубки дремали, а волчица вскакивала, кружилась утаптывая снег и будила стариков.

2.Волки завязая по брюхо отошли в поле, и легли повернувшись мордами к деревне.

3. Поднимаясь и потирая бока Братец Лис что-то невнятно пробормотал.

4. Бублик первый подбежал к столу но поглядев на закуски сник.
3-я группа:

Как пишется НЕ с деепричастиями?
Раскройте скобки и устраните ошибки, допущенные при распределении слов по группам:


1) раздельно

(не)придумав

(не)будучи

(не)годуя

(не)смея

(не)переставая

(не)домогая
2) слитно

(не)навидя, (не)смутившись

(не)истовствуя, (не)сообразив,

(не)прекословя.

При проверке в классе представитель от каждой группы выходит и выполняет работу на интерактивной доске:

- ставит соответствующие цифры (1-я группа)

- исправляет пунктуационные ошибки (2- группа)

- раскрывает скобки, устраняя ошибки в распределении слов (3-я группа)
4. Аналитический этап (лингвистический эксперимент).

Сегодня мы говорим с деепричастием. Во время любого диалога человек соглашается и спорит, спрашивает и отвечает и всегда – думает…, пытаясь понять, осмыслить предмет разговора, почувствовать, пропустить через себя. И сейчас мы вместе с деепричастием поговорим … о зиме.

- Для начала предлагаю посмотреть небольшой видеоролик об этом удивительном времени года. Понаблюдайте, послушайте. Может быть, и здесь вам встретятся ваши старые знакомые – деепричастия? (Демонстрируется слайд-шоу, сопровождается музыкой.)

Вопросы после просмотра:

- Кто из вас встретился здесь с деепричастиями? Сколько их?

- Какие, назовите.

(Возможные ответы уч-ся: Здесь 4-е деепричастия: напевая, укрывая, опустив, рассказывая. Деепричастия делают нашу речь ярче, образнее; они «украшают» глаголы, создавая им настроение.)

- Какое настроение зимы вы почувствовали здесь?

(Ощущение сказки, волшебства.)
- Перед вами текст о зиме. Попробуйте «реконструировать» его, заполняя пропуски в предложениях деепричастиями и деепричастными оборотами

Расставьте знаки препинания. Но не забудьте об одном очень важном условии: вы должны передать ощущение сказки и волшебства зимы.

(Внутри каждой группы уч-ся разбиваются по парам. Выполнив работу, каждая пара выносит свой вариант «реконструкции» текста на обсуждение в группе. В результате группа выбирает конечный вариант, который и предлагается для проверки в классе.)
Белый цвет
Снежинки все падали и падали с неба, словно пушистые белые искорки.
 Маленький Человечек стоял
и любовался ими. Он даже слышал их музыку. Казалось, что мелодично звенят тысячи хрустальных небесных колокольчиков. «Как красиво! - подумал Маленький Человечек. - Все небо будто в белоснежном танце! Это снежинки-невесты в своих кружевных платьях танцуют свадебный танец!»
      К утру вся земля покрылась глубоким пушистым белым ковром. А деревья и кусты
оделись в ослепительно белый свадебный наряд, переливающийся на солнце тысячью цветных оттенков...
      Большой Человек проснулся
увидел первый чисто-белый снег и улыбнулся . «Как красиво! - подумал он . - Какой чистый белый цвет! Ведь это цвет счастья, мира и надежды!»
Возможные варианты, предложенные группами:

1)подняв глаза в небо, 2)радуясь чему-то хорошему, 3)взявшись за руки,4)словно сговорившись, 5)подойдя к окну, 6)прислушиваясь к таинственной тишине за окном, 7)любуясь заснеженной природой.

(При проверке с текстом на доске работает представитель какой-то одной группы; после обсуждения выполненной им и его группой работы выступают уч-ся других 2-х групп, зачитывая свои «реконструированные» тексты. Затем группы комментируют услышанные ответы.)
Вопросы, заданные во время выступления групп:

- Сравните услышанное с тем, что было на экране, и с тем, что почувствовали и пережили лично вы. Совпали ваши настроения? Почему?

- Как известно, «текст оживает в понимании». Удалось нам «оживить» текст?

(На данном этапе идёт обмен мнениями между группами: уч-ся высказывают и отстаивают собственную точку зрения, кроме того, ребята делятся своими эмоциями, переживаниями.)
5. Рефлексия.

- Наш сегодняшний диалог с деепричастием заканчивается. Разговор состоялся, и теперь нужно оценить своё участие в этом разговоре. Поставьте себе оценку, соотнеся её с задачами, которые были сформулированы в начале урока. (Задачи урока обязательно должны постоянно находиться перед уч-ся). Для этого выберите знак, являющийся выражением вашего удовлетворения от своей работы на уроке:

!- «Тему понял. Уроком доволен».

? – «Остались вопросы. Помогите разобраться».

- «Затрудняюсь ответить».

(Уч-ся, подумав, выбирают карточку с одним из предложенных знаков.)
Заключительное слово учителя.

Каждый из нас, вступая в диалог, мечтает о том, чтобы его услышали, поняли, сделали шаг навстречу. Сегодня мы как раз и учились делать те самые важные шаги навстречу друг другу…
ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольный лист учащихся (1-я группа)
Диалоги с деепричастием
Жить – значит участвовать в диалоге:

вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…

(М.М. Бахтин)
1. Этап применения знаний (Отвечаем на вопросы, выполняем задания…).
- В каких случаях нарушены нормы словообразования?

Проставьте около деепричастий цифры: 1 – такая форма существует, 2 – не существует.

Трепетая ( ) Ждя ( )

Берегя ( ) Сопя ( )

Кружа ( ) Зная ( )

Бежа ( ) Пахая ( )

Будуча ( ) Обидя ( )

Подойдя ( ) Видя ( )
2. Аналитический этап (Лингвистический эксперимент).
- «Реконструируйте» текст, заполняя пропуски в предложениях деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте знаки препинания. ( Не забудьте об одном важном условии: вы должны передать ощущение сказки и волшебства зимы).
Белый цвет
Снежинки все падали и падали с неба, словно пушистые белые искорки.
 Маленький Человечек стоял и любовался ими. Он даже слышал их музыку. Казалось, что мелодично звенят тысячи хрустальных небесных колокольчиков. «Как красиво! - подумал Маленький Человечек. - Все небо будто в белоснежном танце! Это снежинки-невесты в своих кружевных платьях танцуют свадебный танец!»
      К утру вся земля покрылась глубоким пушистым белым ковром. А деревья и кусты оделись в ослепительно белый свадебный наряд, переливающийся на солнце тысячью цветных оттенков...
      Большой Человек проснулся увидел первый чисто-белый снег и улыбнулся . «Как красиво! - подумал он . - Какой чистый белый цвет! Ведь это цвет счастья, мира и надежды!»
Контрольный лист учащихся (2-я группа)

Диалоги с деепричастием

Жить – значит участвовать в диалоге:

вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…

(М.М. Бахтин)
1. Этап применения знаний (Отвечаем на вопросы, выполняем задания…).

«Поймай ошибку».

- Какие пунктуационные ошибки допущены в предложениях?

Устраните их, правильно расставляя знаки препинания.

1. Днём, волки свернувшись в клубки дремали, а волчица вскакивала, кружилась утаптывая снег и будила стариков.
2. Волки завязая по брюхо отошли в поле, и легли повернувшись мордами к деревне.
3. Поднимаясь и потирая бока Братец Лис что-то невнятно пробормотал.
4. Бублик первый подбежал к столу но поглядев на закуски сник.
2. Аналитический этап (Лингвистический эксперимент).
- «Реконструируйте» текст, заполняя пропуски в предложениях деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте знаки препинания. ( Не забудьте об одном важном условии: вы должны передать ощущение сказки и волшебства зимы).
Белый цвет

Снежинки все падали и падали с неба, словно пушистые белые искорки.
 Маленький Человечек стоял и любовался ими. Он даже слышал их музыку. Казалось, что мелодично звенят тысячи хрустальных небесных колокольчиков. «Как красиво! - подумал Маленький Человечек. - Все небо будто в белоснежном танце! Это снежинки-невесты в своих кружевных платьях танцуют свадебный танец!»
      К утру вся земля покрылась глубоким пушистым белым ковром. А деревья и кусты оделись в ослепительно белый свадебный наряд, переливающийся на солнце тысячью цветных оттенков...
      Большой Человек проснулся увидел первый чисто-белый снег и улыбнулся . «Как красиво! - подумал он . - Какой чистый белый цвет! Ведь это цвет счастья, мира и надежды!»

Контрольный лист учащихся (3-я группа)

Диалоги с деепричастием

Жить – значит участвовать в диалоге:

вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…

(М.М. Бахтин)
1. Этап применения знаний (Отвечаем на вопросы, выполняем задания…).
- Как пишется НЕ с деепричастиями?

Раскройте скобки, устранив ошибки, допущенные при распределении слов по группам

1)раздельно:

(не)придумав

(не)будучи

(не)годуя

(не)смея

(не)переставая

2) слитно:

(не)навидя

(не)смутившись

(не)истовствуя

(не)сообразив

(не)домогая

(не)прекословя.
2. Аналитический этап (Лингвистический эксперимент).
- «Реконструируйте» текст, заполняя пропуски в предложениях деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте знаки препинания. ( Не забудьте об одном важном условии: вы должны передать ощущение сказки и волшебства зимы).
Белый цвет

Снежинки все падали и падали с неба, словно пушистые белые искорки.
 Маленький Человечек стоял и любовался ими. Он даже слышал их музыку. Казалось, что мелодично звенят тысячи хрустальных небесных колокольчиков. «Как красиво! - подумал Маленький Человечек. - Все небо будто в белоснежном танце! Это снежинки-невесты в своих кружевных платьях танцуют свадебный танец!»
      К утру вся земля покрылась глубоким пушистым белым ковром. А деревья и кусты оделись в ослепительно белый свадебный наряд, переливающийся на солнце тысячью цветных оттенков...
      Большой Человек проснулся увидел первый чисто-белый снег и улыбнулся . «Как красиво! - подумал он . - Какой чистый белый цвет! Ведь это цвет счастья, мира и надежды!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диалоги с деепричастием iconДиалоги по телефону, e-mail и в социальных сетях Интернет
День рождения 06. 2014 как «День открытых дверей» (диалоги по телефону, e-mail и в социальных сетях Интернет)
Диалоги с деепричастием iconТезисы докладов
Международная конференция «Российский Императорский Двор и Европа. Диалоги культур»
Диалоги с деепричастием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать устную речь учащихся, умение составлять диалоги, высказывать своё мнение
Диалоги с деепричастием iconГосударственное учреждение культуры «агентство социокультурных технологий»...
Областной конкурс на лучшую исследовательскую (научную) работу, реферат, эссе, статью, очерк
Диалоги с деепричастием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация результатов креативной работы с содержанием музыкального произведения на уроках сольфеджио (музыкальные диалоги и ролевые...
Диалоги с деепричастием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрывать особенности устной и письменной форм речи. Создавать короткие диалоги и монологи в целях решения коммуникативной задачи....
Диалоги с деепричастием iconУрок открытия нового знания
Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести...
Диалоги с деепричастием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждая пара получает своё задание и разыгрывает диалоги. Все остальные должны прослушать, оценить- что хорошо, что плохо. Добавить...
Диалоги с деепричастием iconДиалоги с ментальным спонсором
Эту историю я узнал от одного своего знакомого. Его зовут Бахтияр. Это имя означает «половина счастья», и Бахтияр считает, что оно...
Диалоги с деепричастием iconМалышева Марина Владимировна Предмет: английский язык Класс: 5, 3 четверть Тема урок
Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести...
Диалоги с деепричастием iconРеферат по литературе на тему: «комический образ героя-обывателя...
«Ювеналов бич». Сатирический характер имели эпиграммы Марциала (р ок. 40- ум ок. 102), романы «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел»...
Диалоги с деепричастием iconУрок в 6 классе. Thema: „Draußen ist Blätterfall. Wir sprechen zum...
«Осень», инсценировать диалоги с использованием лексики по теме «Овощи и фрукты»
Диалоги с деепричастием iconКонспект урока английского языка «Town Life. London» ( «Жизнь в городе. Лондон») Работу
Цель: к концу урока обучающиеся смогут составит монологическое высказывание-рассказ о достопримечательностях Лондона, смогут вести...
Диалоги с деепричастием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Происходят открытые и внутренние диалоги: Учащихся между собой, групп, учитель – ученик. Урок призван помочь учащимся осмыслить актуальные...
Диалоги с деепричастием iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...
Диалоги с деепричастием iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Много внимания было уделено сказке «Бременские музыканты». Дети инсценировали диалоги, читали их по ролям. После этого ученикам 6...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск