Скачать 59.69 Kb.
|
ТРАДИЦИОННЫЙ ОПЫТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ПОТЕНЦИАЛ Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через эффективное использование различных форм урока. Пономаренко Елена Викторовна Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 69 Курортного района Санкт-Петербурга (ГБСКОУ школа № 69) Слайд 1: Над проблемой рациональной организации учебной деятельности учащихся работают все учителя. Чтобы научить учащихся учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельности и обучать наиболее рациональным способам ее осуществления. Для этого каждый учитель ищет различные приемы и формы работы с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом. Слайд 2: Повышению мотивации учебно-познавательной деятельности способствует, на мой взгляд, использование различных форм урока. Это может быть:
Слайд 3: Все дети очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? Мои ученики с удовольствием включаются в игровую деятельность: помогают зайчику собрать морковки, ёжику – грибы, Незнайке – решить примеры или на уроке математики – нарядить новогоднюю ёлочку; за каждое правильно выполненное задание повесить на ёлку новогоднюю игрушку. Учитель достигает своей поставленной цели: создаёт условия для формирования вычислительных навыков, а у детей своя цель – нарядить ёлочку к новогоднему празднику. Ребята весь урок плодотворно работают, стараются, выполняют все предложенные задания. Слайд 4: И награда – нарядная новогодняя ёлка! Слайд 5: Если ребёнку трудно запомнить на обычном уроке буквы, можно на индивидуальном занятии поиграть с ним в ЛОТО. Слайд 6: На обобщающем уроке можно поиграть с детьми в «Бросай-ку»: Для этой игры нужен разноцветный кубик и полоски бумаги таких же цветов, что и грани кубика. Например, на уроке математики: полоски красного цвета – задачи; синего – неравенства; зелёного – примеры и т.д. Дети по очереди бросают кубик, берут полоску соответствующего цвета, читают задание и отвечают. Мои ученики очень любят играть в «Бросай-ку». Слайд 7: КВН – очень интересная игра и форма урока. Её можно использовать на всех уроках. Слайд 8: Ролевую игру «Участники дорожного движения» я проводила на уроке ОБЖ. Она позволила нам хорошо повторить правила поведения на улице: переход дорог, сигналы регулировщика, дорожные знаки и т.д. Очень часто я даю возможность ребятам попробовать себя в роли учителя. Это обычно бывает в конце четверти или при итоговом повторении, когда написаны контрольные работы и есть резервные уроки. Мои ученики с воодушевлением принимаются за дело, распределяя между собой уроки; составляют конспекты, подбирают дидактический материал с учётом индивидуальных особенностей одноклассников, советуются со мной, как достичь поставленной цели урока. У них очень здорово получается! А сколько личностно-ценных качеств при этом воспитывается: они же видят себя со стороны! Сразу растёт уважение к учителю и понимание важности образования для дальнейшей успешной жизни. Слайд 9: У нас был урок внеклассного чтения, вписанный в канву «Сказки о глупом мышонке». Капризного глупого мышонка мы успокаивали тем, что рассказывали ему сказки про животных. Каждый учащийся старался понятно, выразительно, эмоционально рассказывать сказку, чтобы мышонок успокоился, заинтересовался и понял, «что такое хорошо и что такое плохо». Масса развивающих и воспитательных задач решалась на этом уроке:
Слайд 10: Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Уже начиная со стартовой беседы, дети проявляют интерес и охотно включаются в работу: учат стихи, готовят рисунки, репетируют песни, сценки, повторяют изученный материал. Для них такой урок – действительно настоящий праздник! Тем более, они знают: будут загадки, ребусы, кроссворды, другие интересные задания; и, скорее всего, праздник закончится чаепитием! В этом году у меня 1 класс. Обобщая пройденный в 1 четверти материал по окружающему миру, где мы проходили осенние листья лиственных деревьев, говорили об отличительных особенностях насекомых, рыб, птиц, зверей; я, во-первых, организовала экскурсию в зоологический музей (урок – экскурсия), во – вторых, конечно, подготовила вместе с ребятами и провела урок – праздник «Золотая осень». Мои детки читали стихи об осени, пели песни, инсценировали сказку «Репка», отгадывали загадки об овощах, определяли на ощупь фрукты; распутывали паутинку, чтобы прочитать название перелётной птицы. Помогала мне провести праздник моя ученица – семиклассница, сыгравшая роль Осени. Те фрукты, которые ребята угадали на ощупь, достались им в качестве вкусных призов. Все были довольны! Слайд 11: Диспут – публичный спор на научную или общественно значимую тему. У нас был урок – диспут по истории России на тему: «Великие правители России с древнейших времён до 16 века». Мы с ребятами спорили, кого можно назвать Великим правителем России. Бурные дебаты были по поводу личности Ивана Грозного. А ближе всех к величию оказались Александр Невский и Ярослав Мудрый. Очень большое воспитательное значение имел урок: прежде всего надо быть хорошим человеком! Это – самое главное! Слайд 12: Проведение урока-гостиной поможет формировать у ребят литературный вкус, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное – учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение, соотносить литературные произведения и свой жизненный опыт. Готовясь к литературной гостиной, учащиеся включаются в активную исследовательскую деятельность по теме урока, обобщают найденный материал вместе с учителем, делают важные выводы, которыми поделятся с одноклассниками на уроке. Мы проводили литературную гостиную «Светлое имя Пушкина» для 5-6 классов. Мой 5-й класс готовил материал об А.С. Пушкине в Михайловском и о памятнике Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. И подготовка, и само мероприятие были очень интересные; во-первых – тянули жребий, кто какое пушкинское место и памятник готовит, во-вторых – просмотрели интересный диск «Пушкинские горы», в-третьих – много времени провели в библиотеке. В ходе проведения урока все ребята имели возможность высказаться, обменяться мнениями, узнали много нового, интересного о А.С. Пушкине, в очередной раз жалея о том, что он так мало прожил… Сколько бы ещё смог написать и оставить нам в наследство! Слайд 13: Уроки в форме путешествия полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в поле, сад, огород, оранжерею с целью изучения отраслей растениеводства. Моим ученикам понравилось заочное путешествие на автобусе, в ходе которого мы по семенам определили хлебные растения поля, узнали название цветка, распутав паутинку; вспомнили овощи, определив их на ощупь; повторили фрукты, разгадав загадки. Особенно понравилась ребятам физкультминутка, когда мы теребили кукурузу, чтобы накормить кур (игровой момент). Конечно, отрасли растениеводства все запомнили и самостоятельно вписали в приготовленную таблицу. Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Литература: http://festival.1september.ru/articles/579111/ pedsovet.su›publ/66-1-0-1414 http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_3.html |
Урок-игра по типу телевикторины «Своя игра» Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка | Урок-игра «В плену иллюзий» в 7 классе в мбоу оош №31 01. 03. 13 года «Противодействие злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории муниципального образования город Новороссийск... | ||
Урок Игра крестики-нолики. Урок 3 Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов) | Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | ||
Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | Калинченко Татьяна Дмитриевна Учитель английского языка моау сош... Игра для учащихся – путь к познанию, включаясь в игру ученик забывает, что идет урок. Часто игра принимает форму соревнования, требующего... | ||
Игра в жизни дошкольника. Игра зеркало души «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка... | Урок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию» Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет нашего разговора сегодня — игра, Игра с большой буквы, игра как некий своеобразный феномен, документальный спектакль Игра,... | Урок – игра «Счастливый случай» Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения» | ||
Фрагменты уроков Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | Пашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального... Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | ||
Вид разработки Обозначения: оу – открытый урок, Пр – презентация, Пос – пособие, Игра, ку – компьютерный урок, м – мастерская, вм – воспитательное... | Уроки 3 – Игра камешки. Урок 5 Урок 31. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов) | ||
Урок-игра «В мире замечательных людей» Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость» | Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных... Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения |