Тема Класс





Скачать 112.03 Kb.
НазваниеТема Класс
Дата публикации02.09.2014
Размер112.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок словесности


Предмет

Тема

Класс

Литература

Биография Кирилла и Мефодия. «Повесть временных лет». Жития Кирилла и Мефодия

9

Русский язык

История русского алфавита. Старославянизмы. Стили языка. Гидронимы

9

История

История Древней Руси IX – X веков.

9



Тема урока: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».

(А.Ахматова)
Цель:

Расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.
Задачи:

1)познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла, дать понятие о церковно-славянском языке;

2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;

3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.
Тип урока: комбинированный, интегрированный

Предварительная работа

  1. 1 группа учащихся. Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской письменности.

  2. 2 группа учащихся. Составить словарик «Признаки старославянизмов в современном русском языке» (фонетические, семантические, словообразовательные)

3) Прочитать житие о Кирилле и Мефодии.
Содержание урока:

Как материал словесности язык славяно-русский

имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А.С. Пушкин)
Слово учителя.

"Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (А.Куприн)

Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.
1 группа учащихся. Историческая справка о Кирилле и Мефодии.
Братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги одного из отцов Церкви — Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь “на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами”.
Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности.Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников — славян.

2 группа учащихся.

Словарик «Признаки старославянизмов в современном русском языке».

Фонетические признаки старославянизмов:

  • сочетания -ла-, -ле-, -ра-, -ре- на месте русских -оло-, -ело-, -оро-, -ере- в одной морфеме: злато (золото), глава (голова), младость (молодость), шлем (шелом), млеко (молоко), плен (полон), брада (борода), врата (ворота), чреда (очередь);

  • сочетания ла-, ра- в начале слов на месте русских ло-, ро-: ладья (лодка), равный (ровно), раб (робить);

  • сочетание -жд- на месте русского -ж-: хождение (хожу), вождение (вожу), одежда (одежа), надежда (надежа), между (меж);

  • согласный -щ- на месте русского -ч-: освещение (свеча,) нощь (ночь), дщерь (дочь), мощь (мочь);

  • гласный е- в начале слова на месте русского о-: елень (олень), един (один), единица (один);

  • звук -е- под ударением перед твёрдыми согласными на месте русского -ё- (о): небо (нёбо), перст (напёрсток), крест (крёстный).

Морфологические признаки – сохранение старославянских приставок, суффиксов и сложной основы:

  • приставки воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-: 'воспеть, изгнание, изгнать, излить, извергнуть, исход (выход), низвергнуть, ниспадать, ниспослать, чрезвычайный, чрезмерный, преступить, презреть, преемник, предсказать, преднамеренный ;

  • суффиксы -стви(е), -ени(е), -ани(е), -знь, -тв(а), -ч(ий), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-: пришествие, благоденствие, бедствие, моление, прошение (просьба), терзание, казнь, жизнь, молитва, битва, ловчий, кормчий, ведущий, сведущий, тающий, знающий, кричащий, лежащий, разящий, говорящий;

  • сложные основы с обычными для старославянизмов элементами бого-, благо-, добро-, зло-, суе-, чрево-, едино- и другие: богобоязненный, благодать, благонравие, добродетель, злоумышление, злонравие, суеверие, чревоугодие, единообразие.

Семантические признаки старославянизмов:

  • их книжность, торжественность и приподнятость: ланиты (щёки), перси (грудь), уста, брег, глас, власы, младость, влачить, длань (ладонь), врата, храм, воспеть, златой, младой, священный, нетленный, вездесущий, сладостный.

  • группа старославянизмов, которые не выделяются на фоне остальной лексики: шлем (др.-рус. шелом), сладкий (др.-рус. солодкий), работа, влага (др.-рус. волога);

  • старославянизмы, употребляемые наряду с русскими вариантами, принявшими в языке иное значение: прах — порох, предать — передать, глава — голова, гражданин — горожанин



3 группа учащихся. Занимательная историческая справка «Самая дорогая буква».
Осип Иванович Сенковский, известный также под именем Барона Брамбеуса, очень сердился на букву Ъ: «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ер»… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги. Стоит России ежегодно боле 400000 рублей». Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страничек.

А сколько это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? Кроме того, если на набор «Войны и мира» требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни твердые знаки. А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.
Задания

  1. Прочитайте текст. Воспользовавшись словариком «Признаки старославянизмов в современном русском языке», в предложениях из произведений А. С. Пушкина выделите старославянизмы. Укажите их стилистические функции, назовите, где возможно, русские соответствия.

1. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, надежд и склонностей в душе питать не смея, здесь девы юные цветут для прихоти бесчувственной злодея. 2. Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, сердца их мщеньем зажжены. 3. Люблю я бешеную младость... 4. ...Там под сению кулис младые дни мои неслись. 5. Внемлите мой печальный глас... 6. Я не желал с таким мученьем лобзать уста младых Армид, иль розы пламенных ланит, иль перси, полные томленьем... 7. Пора покинуть скучный брег... 8. ...Поля! я предан вам душой. 9. Но слава богу! жив ты, невредим... 10. Здравствуй, племя младое, незнакомое! 11. И я всегда считал вас верным, храбрым рыцарем... 12. Я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы... 13. Ни власть, ни жизнь меня не веселят... 14. Тогда - не правда ли? - в пустыне, вдали от суетной молвы, я вам не нравилась... 15. Я слушал и заслушивался - слезы невольные и сладкие текли

2) Выделите в тексте стилистически окрашенную лексику, разграничивая слова книжные и разговорные, высокие и сниженные.

То, к чему была так равнодушна его невеста, произвело на него впечатление, которое никак нельзя было предвидеть. Пресловутую квартиру, в которой самый воздух был сарафанный, Лужин посетил сразу после того, как добыл свой первый пункт, разделавшись с очень цепким венгром; партию, правда, прервали на сороковом ходу, но дальнейшее было Лужину совершенно ясно. Он вслух прочел безликому шоферу адрес на открытке («Приехали. Ждем вас вечером») и, незаметно преодолев туманное, случайное расстояние, осторожно попробовал вытянуть кольцо из львиной пасти. Звонок подействовал сразу: дверь бурно открылась. «Как, без пальто? Не впущу...» .. «Опять в этой черной шляпище... Ну, что ж вы застыли? Вот сюда». Трость благополучно нырнула в вазоподобную штуку; бумажник, после второго совка, попал в нужный карман; шляпа повисла на крючке. «Вот и я, - сказал Лужин, - пфуф, пфуф». Она уже была далеко, в глубине прихожей, толкнула боком дверь, протянув по ней голую руку и весело исподлобья глядя на Лужина. А над дверью, сразу над косяком, била в глаза большая, яркая, масляными красками писанная картина. Лужин, обыкновенно не примечавший таких вещей, обратил на нее внимание, потому что электрический свет жирно ее обливал и краски поразили его, как солнечный удар. Баба в кумачовом платке до бровей ела яблоко, и ее черная тень на заборе ела яблоко побольше. «Баба»,- вкусно сказал Лужин и рассмеялся: «Ну, входите, входите. Не распистоньте этот столик». Он вошел в гостиную и как-то весь обмяк от удовольствия, и его живот под бархатным жилетом, который он почему-то всегда носил во время турниров, трогательно вздрагивал от смеха. (В. Набоков)
3) В 1916 году Марина Цветаева писала в «Стихах к Блоку»:
Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.
Объясните, почему Марина Цветаева насчитывает в фамилии Блока пять букв?

(До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву Ъ на конце слов, фамилия поэта писалась так: БЛОКЪ)
4) В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки.

1) У нея ротик фитою. (В.И. Даль) 2) Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И. Мельников-Печерский) 3) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В. Гоголь)
Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и почему?

(«Фита» - f, звуковое значение - /ф/; «ферт» - ф, звуковое значение - /ф/; «аз» - а /а/; «ижица» -v, /и/. В современном алфавите нет букв «фита» и «ижица», т.к. они обозначали те же звуки, что и буквы «ферт» и «иже», употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов).
5) Чтение стихотворения – «азбуки» В.Я.Брюсова
Июльская ночь

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и iюль

Колыбельной лаской млеет…

Нежно отзвуки пропели…

Разостлался синий тюль.
Улетели феи - холить

Царство чары шаловливой,

Щебет Ѣдких эпиграмм.

Начинаетъ сны неволить,

Мѵро льёт нетерпеливый

Юга ясный θимиам.
Назовите буквы, которые исключены из состава современного русского алфавита.

(i десятеричное, «ять», «ижица», «фита»)
Назовите буквы, которые сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение.

(«ерь»Ь, «ер» Ъ)
Назовите буквы, которые есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении. (ё, й).
Слово учителя. «Едва ли какой другой народ славянский воспринял кирилло-мефодиевское наследие в такой степени, как русские с принятием христианства от греков при посредстве всего богатстве начальной славянской письменности и её продолженного расцвета в Болгарии…Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграть объединяющую почти всё славянство роль. Мы, русские, особенно прочно обогатились элементами церковнославянского языка, потому что, приняв его как книжный язык, неразрывно его сплотили с родным в своём литературном языке, и нет другого славянского языка, в котором бы в настоящее время оставалось столько элементов старославянских, как в нашем» (П.А. Лавров – исследователь наследия святых Кирилла и Мефодия).
Учебное задание

    1. Прочитать «Повесть временных лет».

    2. Перевести на современный русский язык отрывок из «Повести временных лет», названия племён и гидронимов.

тако же и тѣ же Словѣне пришедше сѣдоша по Днепру и наркошасѧ Полѧне а друзии Деревлѧне зане сѣдоша в лѣсѣхъ а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошас Дреговичи и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошасѧ Полочане рѣчьк рад же втечеть въ Двину именемь Полота ѿ се прозвашас Полочанѣ Словѣне же сѣдо҄ша ѡколо ѡзера Илмера и прозвашасѧ своимъ именемъ и сдѣлаша городъ и нарекоша и Новъгородъ а друзии же сѣдоша на Деснѣ и по Семи и по Сулѣ и наркошасѧ Сѣверо и тако разидесѧ Словенескъ зкъ тѣмь же и прозвасѧ Словеньска грамота…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Класс iconКраткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки...
...
Тема Класс iconТема реферата
Класс, образовательное учреждение: 4-а класс, маоу «Гимназия «Новоскул» Великий Новгород
Тема Класс iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Тема Класс iconТема реферата: «Секрет семейного счастья»
Класс, образовательное учреждение: 5 класс, мбоу «Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа»
Тема Класс iconРеферату «Кругозор» Тема реферата: «Mamie» от природы
Класс, образовательное учреждение: 5 класс, моу бичурская средняя общеобразовательная школа №5
Тема Класс iconТема реферата: «Кавказские горы»
Класс, образовательное учреждение: 8а класс, гбоу школа №509 Московского района Санкт-Петербурга
Тема Класс iconТема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Тема Класс iconКонспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Тема Класс iconТема «Река». 2 класс
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Тема Класс iconРеферату Тема реферата: Музыкальная культура Африки
Класс, образовательное учреждение: 7 класс, мбоу «Гимназия», (618204 Пермский край, г. Чусовой, ул. Чайковского 16б)
Тема Класс iconУрок №44 Тема урока: Географическое положение и история исследований материка
Физическая география материков и океанов, 7 класс Шадринцева Е. А. Тема: Южная Америка
Тема Класс iconТема реферата: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить…»
Класс, образовательное учреждение: 3 класс, мбоу "ншдс №71" г. Нижнекамск Республики Татарстан
Тема Класс iconПредмет Мировая художественная культура класс 7 класс тема уроков:...
МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония»
Тема Класс iconУрок окружающего мира 1 класс Тема: Строение растений
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс О. Т. Поглазова; презентация к уроку; карточки для индивидуальной работы; тетради
Тема Класс iconКонспект урока технологии, 10 класс Тема: Дизайн костюма. Современные модные тенденции
Тема: Использование возможностей Adobe Photoshop при создании заголовков Web-страниц
Тема Класс iconТема урока: «Гимнастика» 7 класс
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск