Скачать 93.97 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Шелеховского района Иркутской области Конспект урока литературного чтения по УМК «Планета знаний» (2 класс). Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка" Автор: Петрова Елена Павловна учитель начальных классов II квалификационной категории г. Шелехов 2011 г. Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка" Цели: Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая:
Тип урока: обобщение. Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока 1. Организационный момент (психологический настрой на урок). - Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения. - Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. 2. Целеполагание. Белая звёздочка с неба упала Мне на ладошку, но не пропала, - А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1. - Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения? (На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров) - Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока). III. Определение темы урока. - Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2. (На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка») - В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”). - Это и есть тема нашего урока. - Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3. - Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д. - На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4. - Если у сказки есть автор, значит она… (авторская) - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 99. Обратите внимание, что записано под названием (она народная) - Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить) - Мы сравним обе эти сказки Слайд 5. IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7. - Отличается она от сказки Даля? V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений. - Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова) Снегурочка: Слайд 8. 1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца. 2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) - Какое определение подходит? Почему? - У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9. - Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей). - А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба). VI. Сравнительный анализ произведений - Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ. Слайд 10. - Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”. - На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)
Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу) 1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11. 1 вариант - “Девочка Снегурочка” 2 вариант – “Снегурочка” 2). Автор. (устные ответы) 1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет) 2 вариант – сказка народная 3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 12. - Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет) 4). Жанр произведения - Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд13.
5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 14. - Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15. Зачин Основная часть Концовка 6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое? - Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение) Вывод: зачин в сказках одинаковый V. Физминутка: - “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть. Я мороза не боюсь! Я с ним крепко подружусь. Подойдёт ко мне мороз, Тронет уши, тронет нос. Значит надо не зевать, Прыгать, бегать и играть! А ещё снежки бросать. 7) Сравнение основной части сказки. - Как появилась Снегурочка в вашей сказке. - За что старики любили Снегурочку? - Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки) Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:
8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение) - Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально? VI. Обобщение. (На доске заполненная таблица:
(Х и О обозначают различия в сказках) VIII. Итог урока. - Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали? Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка. В сказках добро побеждает зло. Обе сказки по-своему хороши. Обе Снегурочки понравились и т.д. - В чём различия сказок авторских и народных? - Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра) (Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16. IХ. Рефлексия. Слайд17. - Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил? (Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18. Х. Оценки за урок. ХI. Домашнее задание Слайд19. |
Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения | ||
Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | Конспект урока тема урока: «В пустыне Африки». Фио четверикова Светлана... Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Рабочая программа по окружающему миру Предмет Умк: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова; И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений.... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Умк «Планета знаний» литературное чтение 4 «Б» класс Свириденко Оксана... Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного... | Конспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Планета знаний»... Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты | ||
Конспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | Учебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией... В 2013-2014 учебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией И. А. Петрова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: Планета Знаний. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. 2 класс. Традиционная система. Программы общеобразовательных... | Рабочая программа по технологии на 2010-2011 учебный год Предмет... Программа: Планета Знаний. Технология. О. В. Узорова; Е. А. Нефёдова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений.... | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе умк «Гармония» Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель... | Конспект урока математики в 1 классе умк «Планета знаний» Тема: «Семь дней недели» Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе (программа Т. М. Андриановой, умк «Планета знаний») | Конспект занятия по математике. Тема: «Путешествие в Африку» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) |