Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема





Скачать 93.97 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема
Дата публикации28.09.2013
Размер93.97 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Шелеховского района Иркутской области

Конспект урока литературного чтения

по УМК «Планета знаний» (2 класс).
Тема: "Сказки народные и литературные".

В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Автор: Петрова Елена Павловна

учитель начальных классов

II квалификационной категории

г. Шелехов

2011 г.

Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»

  • Формирование понятия об авторской и народной сказках

  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.


Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений

  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)


Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.


Тип урока: обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

- Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
2. Целеполагание.
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

- А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1.

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)
- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).
III. Определение темы урока.

- Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2.

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)
- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

- Это и есть тема нашего урока.

- Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3.

- Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.

- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4.

- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 99. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)

- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)

- Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.

IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7.

- Отличается она от сказки Даля?

V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка: Слайд 8.

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Какое определение подходит? Почему?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
VI. Сравнительный анализ произведений
- Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ. Слайд 10.

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.

Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.

- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)




Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основ. часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”
2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 12.

- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд13.

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло


5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 14.

http://festival.1september.ru/articles/516493/img2.gif

- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.

Зачин

Основная часть

Концовка
6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый
V. Физминутка:

- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.
7) Сравнение основной части сказки.

- Как появилась Снегурочка в вашей сказке.

- За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)

Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.



8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
VI. Обобщение.

(На доске заполненная таблица:

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

«Девочка Снегурочка»




Х

В.И.Даль
Х

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка

Х

Сказка Авторская

Х

Жили-были…

Х

Разные события
Х

Снегурочка вернулась домой

Х

«Снегурочка»


О

Народ


О

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

О

Сказка Народная

О

Жили-были…

Х

Разные события


О

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

О

(Х и О обозначают различия в сказках)
VIII. Итог урока.

- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.
- В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16.
IХ. Рефлексия. Слайд17.

- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.
Х. Оценки за урок.

ХI. Домашнее задание Слайд19.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconТема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока тема урока: «В пустыне Африки». Фио четверикова Светлана...
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconРабочая программа по окружающему миру Предмет
Умк: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова; И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений....
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconУмк «Планета знаний» литературное чтение 4 «Б» класс Свириденко Оксана...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного...
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Планета знаний»...
Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа»
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconУчебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией...
В 2013-2014 учебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией И. А. Петрова
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: Планета Знаний. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. 2 класс. Традиционная система. Программы общеобразовательных...
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconРабочая программа по технологии на 2010-2011 учебный год Предмет...
Программа: Планета Знаний. Технология. О. В. Узорова; Е. А. Нефёдова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений....
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе умк «Гармония»
Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект урока математики в 1 классе умк «Планета знаний» Тема: «Семь дней недели»
Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному...
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе (программа Т. М. Андриановой, умк «Планета знаний»)
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема iconКонспект занятия по математике. Тема: «Путешествие в Африку»
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск