Скачать 167.58 Kb.
|
УМ «Основы проектирования уроков разных типов по русскому языку с использование ЦОР при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Синтаксис», «Морфология» в основной школе»Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева». Н.И. Бебриш, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики В.Н. Замыслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики А.М. Ковалева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики В.Н. Овчарова Вера Николаевна, старший преподаватель кафедры современного русского языка и методики 032900 «Русский язык и литература» Важнейшим элементом определения нации является наличие национального языка (наряду с социальным укладом и единством территории). Как известно, нет языка – нет нации. Вместе с тем в современном российском обществе не уделяется должного внимания сохранению самобытности русского национального языка. В результате наблюдается общее снижение культурно-языкового уровня населения, что в свою очередь негативно сказывается на языковой компетентности подрастающего поколения. С другой стороны, в системе подготовки учащихся общеобразовательных школ имеются следующие проблем: - низкая мотивация к изучению русского языка; - неизменившийся объем материала при существенно сократившемся количестве часов, выделяемых на его изучение; - падение интереса учащихся к чтению. В связи с этим возникает необходимость модернизации системы обучения русскому языку в школе, реализация которой возможна посредством внедрения в дидактико-воспитательный процесс инновационных технологий, в частности, информационно-коммуникационных. Цели учебного модуля: Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя русского языка в области применения информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку на основе овладения содержанием модуля. Задачи учебного модуля: Задачи уровня ключевых компетентностей: 1. Развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся в умении поиска, отбора и систематизации информации из различных источников, в том числе компьютерных сетей; 2.Развитие элементов коммуникативной компетентности, проявляющейся в умении взаимодействия в команде, защите своей точки зрения, толерантности. Задачи уровня базовых компетентностей: 1. Формирование системы знаний о роли и возможностях современных ИКТ в обучении русскому языку, необходимых для решения задачи оптимизации обучения; 2. Формирование умений оценивать дидактические качества ЦОР по русскому языку, необходимых для решения задачи обучения русскому языку с применением ЦОР; 3. Инициирование самообразовательной деятельности студентов в области использования инновационных технологий в обучении русскому языку. Задачи уровня специальных компетентностей: 1. Актуализация системы знаний, умений и навыков студентов в области современного русского языка и теории и методики обучения русскому языку, необходимых для решения учебно-методических задач – проектирования уроков разных типов по русскому языку; 2. Формирование умения проектировать уроки разных типов с использованием ЦОР при изучении разделов фонетики, словообразования, лексики, синтаксиса в основной школе. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентностного подхода): Сформированность умения решать следующие типовые задачи в области учебно-воспитательной деятельности: - поиска, отбора и систематизации информации из различных источников, в том числе компьютерных сетей; - оценки дидактических качеств ЦОР по русскому языку; - применения инновационных технологий в обучении русскому языку; - проектировать уроки разных типов с использованием ЦОР при изучении разделов фонетики, словообразования, лексики, синтаксиса в основной школе. Ожидаемые результаты освоения модуля (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО подхода): Студенты должны:
- определять тип урока и выбирать ЦОР в соответствии с темой; - выбирать необходимую для определенной темы структуру урока, - уметь организовать обратную связь; - подбирать упражнения и задания.
Инновационность комплекта УММ: По целям обучения: Формирование целей в контексте компентностного подхода. Цели достигаются посредством интеграции традиционного обучения и информационно-коммуникационных технологий. По содержанию обучения: Инновационность состоит во включении в содержание модуля учебно-методических материалов, направленных на формирование умений использования ЦОР при организации изучения разделов современного русского литературного языка в школе. По методам обучения: Заключается в интеграции инновационных (в том числе использование ЦОР) и традиционных методов обучения, в работе в рамках модульно-рейтинговой системы. В частности, в качестве методов контроля и оценивания используются компьютерное тестирование, метод портфолио. Для организации работы в рамках учебного модуля применяются различные виды коллективной и групповой работы (в том числе и методики КСО), используются мозговой штурм, граффити. По формам обучения: Инновационность по формам заключается в использовании компьютеризированной лекции, а также модернизированных за счет использования ЦОР практических занятий. По средствам обучения: Заключается в том, что основными средствами обучения студентов по модулю является компьютерная и мультимедийная техника, ЦОР. Рабочая программа 1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля. Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом.
2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю 2.1. Лекционные занятия
2.2. Практические занятия, семинары
2.2.3. Самостоятельная работа
Задания для самостоятельной работы помещаются в портфолио материалов. 3. Требования к обязательному минимуму содержания программы. Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Понятийный аппарат современных ИКТ. Характеристика состава наборов ЦОР, разработанных в рамках проекта ИСО. Критерии оценки дидактических качеств ИИСС. Проектирование уроков по русскому языку с использованием ЦОР. 4. Литература (основная и дополнительная) 4.1. Основная 1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987. 2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2000. – С. 147 – 187. 3. Баранов М.Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии. – Русский язык в школе. - № 2. – 1991. 4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992. – С. 24 – 42. 5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация // Современный русский язык: В 3-х ч. Ч.3. - М., 1987. – 271 с. 6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991. 7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001 – 704с. 8. Панов Т.Б. Типы и структура уроков русского языка. Пособие для учителя. – М., 1986. – 208 с. 9. Русская грамматика. - М., 1980. Т.2. 10. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 2002. 11. Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999. 12. Современный урок русского языка: Пособие для учителя / Сост. : Л.А. Тростенцова. – М., 1984. – 176 с. 4.2. Дополнительная 1. Бабайцева В.В.Система членов предложения в современном русском языке. - М.,1988. 2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М., 1996. – 304 с. 3. Болотская М.П., Болотский А.В. Использование информационно-коммуникационных программ в вузовской практике преподавания русского языка // Русский язык в школе. – 1996. - № 2. – С.98 – 101. 4. Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д., 2002. – 416 с. 5.Докукина М.А. Использование информационно-коммуникационных программ при изучении морфемики // Русский язык в школе. – 2005. - № 6. – С.23 – 26. 4. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока // Русский язык в школе. – 1997. - № 4. – С.9 – 14. 5. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: учеб.-метод. Пособие. – М., 2006. – 477 с. 6. Ладыженская Н.В. Сценарии информационно-коммуникационных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1992. - № 3 - 4. – С.32 – 35. 7. Ладыженская Н.В. Сценарии информационно-коммуникационных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1993. - № 1. – С.32 – 34. 8. Ладыженская Н.В. Сценарии информационно-коммуникационных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1993. - № 2. – С.43 – 46. 9. Чиркина И.П. Русский язык в таблицах и схемах. – М., 1985.Ч.1Y. 5.Перечень используемых ЦОР.
6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: В процессе освоения материала модуля студенты проходят входной контроль с целью организации условий для самооценки знаний и умений (остаточные знания) по основным разделам современного русского литературного языка и методики его обучения. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях путем проверки выполнения самостоятельной домашней работы. Итоговый контроль:
7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе. ИКТ используются на всех стадиях обучения: в процессе изложения лекционного материала, на практических занятиях, в рамках самостоятельной работы студентов, на стадии контроля. Лекция Читается в режиме полилога: «лектор - студенческая аудитория» с использованием видеопроектора и компьютерной презентации. При обсуждении вопросов лекции желательно актуализировать у студентов знания об основных этапах урока (при этом можно использовать интерактивную доску). Важно показать студентам два основных подхода к проектированию урока на основе ЦОР. Первый подход – урок строится на основе ИИСС по конкретной теме, поэтому обучение реализуется в соответствии с логикой авторов- разработчиков выбранного учителем ИИСС. (В качестве примера на лекции можно продемонстрировать ИУМК «Русский язык. 5-7 класс», авторы: Руденко-Моргун О.И., Архангельская А.Л., Дунаева Л.А., Герасимова К.М.) Второй подход - учитель проектирует урок в логике своего видения организации изучения темы и соответственно ей подбирает элементарные, базовые ЦОР, а также фрагменты ИИСС. На этом этапе лекции целесообразно продемонстрировать Набор ЦОР «Русский язык В.В. Бабайцева. 5-9 классы.», используя ЦОР «Система организации и поддержки учебного процесса» (1С), видеопроектор и экран. При этом сначала следует познакомить студентов с возможностями «Системы…». На завершающем этапе лекции студентам поясняется, что результатом работы по модулю станет их портфолио. В качестве раздаточного материала студенты получают перечень компонентов портфолио. Практические занятия Применяются групповые методы работы, например, работа в мини-группах при разработке этапов урока по русскому языку с использованием ЦОР, обсуждении публикаций, подготовке презентаций, мозговом штурме. При выполнении домашней самостоятельной работы применяются матрицы для заполнения таблиц; выяснение позиции студентов, эмоционального отношения к занятию может осуществляться с помощью «ПОПС-формулы», «Мишени». Кроме того, на разных этапах занятия используется интерактивная доска. Ряд практических заданий связан с работой в офисных программах (MS Word; MS PowerPoint); предусмотрена поисково-познавательная деятельность в сети Internet. На последнем практическом занятии проводится защита портфолио. Цель защиты – всесторонний анализ работы, проделанной студентами в процессе освоения материалов модуля. Организация защиты проводится с использованием методики «черно-белого оппонирования», при этом задача «черного» оппонента заключается в выявлении слабых сторон защищаемых методических рекомендаций, задача «белого» оппонента – выявление сильных сторон. Предлагаемая тактика оппонирования способствует формированию умений комплексного подхода к оценке материала, определению сильных и слабых сторон анализируемого материала, умению вести дискуссию. Завершающим этапом обучения является компьютерное тестирование (зачетный тест). Общая оценка деятельности студента складывается из количеств баллов, полученных на защите, и результатов компьютерного тестирования. 1 При базовой продолжительности семестра 17 недель. |
Ум «Основы проектирования уроков по английскому языку с использованием... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет... | Список цор по Иностранному языку ... | ||
Особенности структуры и формата учебно-справочных Интернет-материалов... Интернета для поддержки разных аспектов дистанционного обучения русскому языку с использованием возможностей Интернет, а также для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая – обобщить и систематизировать знания по темам «Орфограммы», «Словообразование», «Лексика», «Речеведение», привитие умения... | ||
Тесты по русскому языку. Лексика. Грамматика. Учебное пособие Тренировочные тесты по русскому языку. Лексика. Грамматика: Учебное пособие. Спб.: Спбглта, 2010, 94 с | Курсовая работа Использование цор при изучении темы «Предел последовательности» в шкм Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2012-2013 учебный... Охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика... | Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования... | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования... | ||
Классификация типов уроков В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И. М. выделяет девять, Онищук В. А. шесть, Махмутов М.... | Оглавление стр. Фонетика Лексика Чередующиеся гласные в корне о – ё после шипящихицв Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | ||
ER/Studio Data Architect ... | Уважаемый студент! Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Рабочая программа дисциплины Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Название Содержание Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация |