РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Музыка» 4 класс Тюлина Светлана Анатольевна
МОУ СОШ №94
2009-2010 учебный год Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2002.
Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование: Г.С.Ригина «Музыка» 4 класс в двух частях Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2004.
Методического пособия для учителя:
Г.С. Ригина «Музыка. 4 класс: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Методические рекомендации к учебнику - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2004.
Информационно-методической поддержки:
СД: Энциклопедия классической музыки. 2002. «Коминфо». Москва
СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2001. «Кирилл и Мефодий»
СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2003. Институт новых технологий.
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса.
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
-умение высказывать свои размышления о музыке;
-знание имен композиторов - венских классиков, а также И. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;
-знание названий различных видов оркестров;
-узнавание не менее 4 музыкальных произведений;
-проявление навыков вокально- хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия).
1 четверть
№
| Тема урока
| Основные понятия
| Слушание музыки
| Исполнение
| Тип урока, вид деятельности
| Прогнозируемый результат
| ИМО
| 1.
03.
09
| Народная музыка в творчестве композиторов
| Особенности народной музыки
| Глинка «Камаринская»
| «Сестренка Наташка»
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 2.
10.
09
| П.И.Чайковский
| Симфония
| 4 симфония Чайковского
| «Сестренка Наташка»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 3.
17.
09
| П.И.Чайковский
| Опера
| П.И.Чайковский
«Евгений Онегин» «Уж как по мосту»
| «Розовый слон»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 4.
24.
09
| Н.А. Римский – Корсаков
| Опера
| Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»
| «Розовый слон»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 5.
01.
10
| В.Моцарт
| Вариации
| Моцарт «Вариации»
| «Это знает всякий»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 6.
08.
10
| Л.В. Бетховен
| Вариации
| Бетховен «Вариации»
| «Это знает всякий»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 7.
15.
10
| Д.Кабалевский
| Вариации
| Кабалевский
«Вариации»
| «Пожалуйста, не жалуйся»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 8.
22.
10
| М.И.Глинка
| Хота
| Глинка
«Арагонская хота»
| «Пожалуйста, не жалуйся»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
| 9.
29.
10
| Контрольный урок
| Музыкальная викторина
| Песни по выбору учащихся
| Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Повторить теоретический материал четверти: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию.
|
|
2 четверть
№
| Тема урока
| Основные понятия
| Слушание музыки
| Исполнение
| Тип урока, вид деятельности
| Прогнозируемый результат
| ИМО
| 1.
12.
11
| Выдающиеся исполнители музыки Л.Паваротти
| Мастерство исполнения
| «Памяти Карузо»
| «Брадобрей»
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.
| Фонограммы, фотографии композиторов
| 2.
19.
11
| Три тенора
Х.Каррерас
Л.Паваротти
П.Доминго
| Тембры
| «Париж»
| «Брадобрей»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.
| Фонограммы, фотографии
композиторов
| 3.
26.
11
| М.Кабалье
| Тембры
| Беллини «Ария Нормы»
| «Песня о волшебниках»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.
| Фонограммы, фотографии композиторов
| 4.
03.
12
| Д.А.Хворостовский
| Тенор
| Римский – Корсаков «Песня венецианского гостя»
| «Песня о волшебниках»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.
| Фонограммы, фотографии
композиторов
| 5.
10.
12
| Н.Паганини
| Виртуоз
| «Каприччио»
| «Кабы не было зимы»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.
| Фонограммы, портреты исполнителей
| 6.
17.
12
| С.Т.Рихтер
| Импровизация
| Григ 1 концерт
| Повторение новогодних песен
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.
| Фонограммы, фотографии
композиторов
| 7.
24.
12
| Обобщение темы
| Музыкальная викторина
| Новогодние песни
| Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Повторить теоретический материал четверти: знать исполнителей и названия музыкальных произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
|
3 четверть
№
| Тема урока
| Основные понятия
| Слушание музыки
| Исполнение
| Тип урока, вид деятельности
| Прогнозируемый результат
| ИМО
| 1.
14.
01
| Классики музыки 18 – 19 вв.
И.Бах
| Орган
| И.Бах
Токката и фуга
| «Песня о веселом ветре»
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать о роли творческого наследия И.С.Баха в истории музыки, знать характерные черты полифонического склада музыки, строение органа
| Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации
СД: Шедевры музыки
| 2.
21.
01
| И.С.Бах
| Творческое наследие
| Бранденбургский концерт
| «Песня о веселом ветре»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о роли творческого наследия И.С.Баха в истории музыки, знать характерные черты полифонического склада музыки, строение органа
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 3.
28.
01
| Л.В.Бетховен
| Симфоническое творчество
| Симфония №5
| «Песня о веселом ветре»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать понятие классицизма, его основные признаки. Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 4.
04.
02
| Л.В.Бетховен
| Фортепианная музыка
| Бетховен «К Элизе»
| «Бескозырка»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать понятие классицизма, его основные признаки. Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 5.
11.
02
| В.А.Моцарт
| Симфоническое творчество
| Моцарт Симфония №40
| «Бескозырка»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать понятие классицизма, его основные признаки. Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 6.
18.
02
| В.А.Моцарт
| Оперная реформа
| «Волшебная флейта»
| «Бабушки – старушки»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать понятие классицизма, его основные признаки. Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 7.
25.
02
| М.И. Глинка
| Основоположник
русской классики
| «Руслан и Людмила»
| «Бабушки – старушки»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать понятие классицизма, особенности его развития в России. Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 8.
04.
03
| Н.А. Римский – Корсаков
| опера
| Римский – Корсаков «Садко»
| «Да здравствует сюрприз»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать о содружестве музыкантов «Могучая кучка». Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 9.
11.
03
| П.И. Чайковский
| Балет
| Чайковский «Лебединое озеро»
| «Да здравствует сюрприз»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
| 10.
18.
03
| Обобщение темы
| Музыка по выбору
| Песни по выбору
| Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать понятие классицизма, основные признаки, представителей венской классической школы, основные произведения. Закрепить вокально-хоровые навыки.
| Фонограммы, портреты композиторов
|
4 четверть
№
| Тема урока
| Основные понятия
| Слушание музыки
| Исполнение
| Тип урока, вид деятельности
| Прогнозируемый результат
| ИМО
| 1.
01.
04
| Композиторы 20 века
С.Прокофьев
| Балет
| С.Прокофьев «Золушка»
| «Четыре таракана»
| Урок нового материала
фронтальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки.
| Фонограммы, фотографии композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 2.
08.
04
| С.Прокофьев
| Балет
| «Болтунья»
| «Четыре таракана»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, фотографии композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 3.
15.
04
| С.Рахманинов
| импровизация
| Рахманинов
Романсы
| «Совершите чудо»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, фотографии композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 4.
24.
04
| С.Рахманинов
| Фортепианное творчество
| «Итальянская полька»
Концерт №2
Прелюдии
| «Совершите чудо»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, фотографии композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 5.
29.
04
| А.Хачатурян
| Музыка к балетам
| «Танец с саблями»
«Спартак»
| День Победы
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, фотографии композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 6.
06
05
| Г. Свиридов
| Музыка к телефильму
| Свиридов «Метель»
| «Ваши глаза»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, фотографии композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 7.
13.
05
| Г. Свиридов
| Музыка к телефильму
| Свиридов «Метель»
| «Ваши глаза»
| Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Знать основные этапы творческого пути, основные произведения, уметь описать характер музыки
| Фонограммы, фотографии
композиторов
СД: Соната. Не только классика
| 8.
20.
05
| Обобщение темы
| Музыка по выбору
| Песни по выбору
| Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
| Повторить теоретический материал года: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.
| Фонограммы, фотографии
композиторов
| |