Скачать 264.97 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Собственность и богатство в религиях мира» Для специальности 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор программы: Коваль Т.В., доктор исторических наук, t.b.koval@gmail.ru Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Автор программы – д. ист.наук, профессор, Т. Б. Коваль Раздел 1. Организационно-методический 1.1. Место курса в образовательной программе Курс предназначен для студентов, обучающихся на 4 курсе по специальности «Международные отношения» в качестве лекционного курса по выбору. Курс позволяет студентам свободно ориентироваться в религиозном многообразии современного мира, выявить общее и особенное в подходах различных религий к проблеме собственности и богатства, знать историю развития религиозной социальной мысли. Учитывая, что большинство студентов, обучающихся по направлению «Международные отношения», изучает США и страны Европы, представляется целесообразным выявить специфику христианской социальной этики по сравнению с другими религиями, а также особенности православного, католического и протестантского подходов к мотивации и этике труда, отношении этих христианских конфессий к материальным благам, земному благополучию, прибыли и богатству. Это необходимо современному выпускнику, обучающемуся по специальности «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере. 1.2. Цели и задачи курса Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их социальной этике и отношении к труду, собственности и богатству. Во-вторых, в том, чтобы познакомить их с эволюцией христианской социальной мысли и особенностями православного, католического и протестантского подходов к материальным благам. В-третьих, самостоятельная цель курса заключается в уяснении общей логики различных вероучений. В задачи курса входит достижение у студентов следующих образовательных результатов: - иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах; - знать основы социально-экономической этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также особенности в подходах к труду, собственности и богатству христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма); - уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей; - обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить. 1.3. Аннотация курса Вопросы, связанные с трудом, собственностью и богатством, имеют непреходящее значение для судеб всей человеческой цивилизации. С ними связаны, с одной стороны, бесконечные конфликты, войны и революции, а с другой – поиски социального блага и справедливого устройства общества. Их этическое осмысление прослеживается уже в памятниках письменности древних цивилизаций Египта, Индии, Китая, сакральных текстах многих религий мира, в том числе Библии, сочинениях античных и средневековых авторов, не говоря уже о мыслителях нового и новейшего времени. Тем не менее, они остаются нерешенными и поныне. Не случайно одна из задач первостепенной важности состоит в преодолении бедности и нищеты. Об этом говорится в «Декларации тысячелетия» ООН и других документах мирового сообщества. Социальная и имущественная дифференциация приобрела к XXI в. огромные масштабы во всем мире, в том числе и России, где постепенное «привыкание» к частной собственности и рыночным отношениям не означает морального принятия неравенства. В условиях современного мирового кризиса этические аспекты социально-экономической реальности приобрели особый смысл и значение. В этом контексте важно обратиться к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством. Учитывая большую роль религиозного фактора в современной мировой политике, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях, их отношении к социальной реальности и экономическому развитию. 1.4. Предмет курса составляют социальные учения мировых религий, взгляды их основоположников и духовных лидеров на проблему труда, бедности и богатства, а также современные воззрения православной, католической и протестантских церквей на проблему труда, собственности и богатства. 1.5. Методология Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и социологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общих этических подходов к социально-экономической деятельности. 1.6. Новизна курса Предлагаемый курс – новый для НИУ ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития социально-этической мысли человечества, проследить эволюцию воззрений на собственность и богатство в различных религиях, выявить, с одной стороны их особенности, а с другой стороны- универсальные нравственные принципы, общие для всех. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения. 1.7. Требования к уровню освоения курса Подразумевается, что в соответствии с бакалаврской программой все студенты уже овладели материалами курса по истории мировых религий и философии. 1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:
|
Программа дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные... | Программа дисциплины Социальная психология для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа государственного экзамена по направлению подготовки (специальности)... Международные отношения, рекомендациями учебно-методических объединений и на основании учебного плана направления подготовки 031900... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Дипломатический протокол и этикет» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62... | ||
Программа «Экономика и политика Германии» для направления 031900. 62 «Международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа итоговой государственной аттестации по направлению подготовки... Международные отношения, рекомендациями учебно-методических объединений и на основании учебного плана направления подготовки 031900... | Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900. 62 «Международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.... | Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Англий-ский язык» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62 Международные отношения... | Программа дисциплины «Страны брикс, шос и современный миропорядок»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... |