Скачать 81.62 Kb.
|
Ольга Александровна Жаглина, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 9 г. Воронежа ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ БРАТ?.. (урок в 8 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын») Урок проводится после изучения комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» в гуманитарном классе по программе Кутузова А.Г. Цель: приобщение к духовно-нравственным и эстетическим ценностях русской культуры в процессе изучения пьесы А. Вампилова «Старший сын». Задачи: 1) формировать у учащихся навык проведения сравнительно-сопоставительного анализа традиций русской классической драмы и новаторства Вампилова-драматурга (достижение предметных результатов); 2) развивать умение проводить многоаспектный анализ драматургического произведения (достижение предметных результатов); 3) обеспечить условия для осмысления детьми нравственных ценностей взаимоотношений людей в обществе (достижение метапредметных результатов); 4) вырабатывать навыки самостоятельной работы при планировании и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками (достижение метапредметных результатов); 5) развивать способность к самоопределению, умение соотносить поступки с нормами, принятыми в обществе (достижение личностных результатов). . Оборудование урока: 1.Портрет А.Вампилова 2.Компьютерная презентация биографии А.Вампилова 3. Карточки с фамилиями героев пьесы 4.Портрет Е.Леонова-исполнителя роли Сарафанова 5.Фотографии деревьев, символизирующих древо жизни Предварительное домашнее задание:
Ход урока: I. Обозначение темы - проблемы - На предыдущих уроках мы изучали комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Вспомните, какие проблемы поднимал автор, и попробуйте сформулировать, какие проблемы затрагивает А.Вампилов в пьесе «Старший сын». Учащиеся называют следующие проблемы: проблема «отцов и детей», проблема взаимоотношений мужчины и женщины, проблема равнодушного отношения окружающих к нуждающимся в помощи и т.д. -Вы все правы. Таким образом, А.Вампилов говорит, о проблеме взаимоотношения людей… Один из героев произносит фразу: «Человек человеку брат…» Запишите тему урока и поставьте вопросительный знак: сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос, анализируя и пьесу А.Вампилова «Старший сын», и собственный жизненный опыт. II. Знакомство с биографией - Давайте посмотрим материал о жизни этого замечательного драматурга, подготовленный вашими одноклассниками. ( Приложение № 1) III. Традиции классической драмы - От произведений классицизма, которые мы изучали, пьесу отделяет более 200 лет. Сохранились ли традиции классической драмы? - Да. В пьесе «Старший сын» соблюдается «правило трех единств»: места, времени, действия Автор использует прием «говорящие фамилии». - Разделите героев на группы, исходя из авторского отношения к ним, показанного уже в афише. (Один ученик распределяет карточки с фамилиями героев на доске) Васенька Сарафанов Сильва Нина Бусыгин Кудимов Макарская В 1 группе герои названы по имени, что подчеркивает симпатию автора к ним, а употребление уменьшительно-ласкательного суффикса показывает истинное отношение А.Вампилова к Васеньке. Героев 2 группы автор представляет более «официально», по фамилии, выражая неоднозначное отношение к их поступкам, предлагая отметить и положительные, и отрицательные черты характера. Лишая своего персонажа имени, заменяя его прозвищем, А.Вампилов как бы лишает его человечности. IV. Беседа по содержанию - Первая картина представляет собой экспозицию – компонент сюжета, изображающий жизнь персонажей в период, предшествующий завязке и развертыванию конфликта. Она служит для передачи сведений о тех обстоятельствах, которые являются фоном действия, для знакомства с действующими лицами. - Какие обстоятельства нам показаны? Происходит первое знакомство со всеми персонажами (кроме Нины и Васеньки), в том числе и эпизодическими. И если 2 подруги появляются только для «создания» нужных обстоятельств, то соседа мы видим несколько раз. Инсценировка эпизода (встреча Сильвы и Бусыгина с соседом) - Какие черты воплощает сосед? Почему у него нет имени? Сосед воплощает равнодушие, неискренность, трусость. Отсутствие имени подчеркивает типичность данного образа. - Конечно, мы можем сказать, что это всего-навсего похвальная осторожность при встрече с незнакомыми людьми в темном переулке… Но мы видим и его отношение к людям знакомым. Каким предстает сосед в разговоре с Сарафановым? Он говорит «язвительно», «с насмешкой», «укоризненно», демонстрирует необоснованное превосходство, «душевную глухоту» и …страх – страх смерти. Именно этот человек воплощает окружающий мир, мир людей, о которых Бусыгин отзывается так: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто». И живет он в одном из подъездов каменного дома, не кирпичного и не панельного, а именно каменного. И сердце у него, как и у других жителей этого дома, такое же «каменное» - равнодушное и бесчувственное. - И чтобы разрушить такое пессимистическое отношение к жизни и людям, автор «направляет» Бусыгина в квартиру Сарафанова.. И вот перед ним Васенька. Дайте характеристику этому герою. Мы предположили, что это персонаж, к которому автор относится с наибольшей симпатией. Что ценит в Васеньке Вампилов? Сын Сарафанова «чувствителен», добрый, даже муху обидеть не в состоянии, у него «тонкая душевная организация». По-детски наивен и доверчив. Импульсивный, он оказывается способен на сильное чувство и на поступок. «Думай, сколько тебе влезет, а я не хочу. Я с ума хочу сходить … и ни о чем не думать!»- говорит Васенька Нине. (Учитель записывает перечисленные черты характера на лист бумаги, прикрепленный к доске, а ученики в тетрадь) - Нина кажется полной противоположностью брату. Какими чертами характера она обладает? Учитель записывает на другой лист: серьезная, рассудительная, решительная, самостоятельная и так же, как и Васенька, эмоциональная, увлекающаяся, добрая. - Но в этой семье неожиданно появляется «старший сын». Охарактеризуйте Бусыгина. В начале пьесы он кажется легкомысленным, как и его новый «друг» Сильва, но встреча с Сарафановыми раскрывает его истинную сущность: он неравнодушный, отзывчивый, добрый человек, ему свойственны сострадание и чувство ответственности. (Учитель заполняет третий лист и размещает на доске так, чтобы они напоминали крону дерева) - А каков их отец – Сарафанов? Каким вы его себе представляете? Учащиеся создают словесный портрет героя. Учитель после их ответов показывает портрет Е. Леонова – исполнителя роли Сарафанова в фильме и спрашивает, соответствует ли созданный актером образ их представлениям об этом персонаже. (Портрет прикрепляется к доске под «кроной» как часть «ствола») - Мы уже отмечали, что А. Вампилов использует прием «говорящие фамилии». Почему герою он дает именно такую фамилию? Сарафан – традиционная русская народная одежда. Герой воплощает исконно русские нравственные качества – доброту, открытость, искренность, душевность. ( Учитель записывает на лист, расположенный под портретом актера, - основание «ствола») - Как называет Сарафанова бывшая жена? Объясните значение слова. Работа со словарем. Блаженный – 1) в высшей степени счастливый; 2) не совсем нормальный, юродивый – чудаковатый безумец, обладающий даром предвидения. - Как сложилась жизнь Сарафанова? Он счастливый человек или неудачник? Для таких, как сосед, Сарафанов – неудачник, который не смог сделать карьеру и удержать жену. Но автор показывает, что герой сумел сохранить лучшие душевные качества. «Зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете – нет, нет, никогда…» говорит Сарафанов. Не случайно он пишет произведение, которое называется «Все люди – братья». - Что объединяет членов этой семьи? Все они добры, отзывчивы, подчиняют свою жизнь велению сердца. - Это замечательные качества. Почему же Макарская говорит: «Чудные вы, между прочим, люди». Значит, доброта и отзывчивость – это аномалии в нашем обществе? Вам не приходило в голову, почему родословную человека называют генеалогическим древом и в виде дерева? Что станет с листочком, если он оторвется? А с деревом, если оно потеряет все листья? (на доске фотографии с изображением деревьев) Вывод Своих героев А. Вампилов проверяет именно этим качеством – способностью сохранить свои корни…родственные и человеческие. Ведь человечество – одно большое дерево с общими корнями и огромным разнообразием листочков. Автор надеется, что человек человеку брат. А как считаете вы? Домашнее задание Письменный ответ на вопрос «Человек человеку брат?». резюме В числе современных требований к преподаванию литературы важное место занимает достижение таких личностных результатов, как совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской национальной культуре и её традициям. Поэтому так актуально звучит тема, поднятая на уроке, Мотивы пробуждения совести, воспитания чувства справедливости, добра, милосердия – основные в творчестве А. Вампилова. Остаёшься ли ты, человек, человеком? Умеешь ли противостоять тому лживому и недоброму, что встречается на жизненном пути? Урок заставил о многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Содержание, построение и методический инструментарий урока обеспечили успешное решение задач в рамках работы учителя по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего урока восьмиклассники обучались смысловому анализу, учились интерпретировать прочитанное, выявлять и обосновывать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение и высказывая собственные ценностные суждения. В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание на уроке уделялось формированию эмоционально-ценностного компонента, что продиктовано как особенностью литературного произведения, так и реалиями сегодняшнего дня. Ольга Александровна обращается к знаково-символическим средствам, сравнивая родословную человека с деревом. Данный прием визуально помогает детям осознать включенность человека в систему взаимоотношений с другими людьми. Педагог направляет суждения детей на вывод о том, что взаимопомощь и взаимоподдержка (братские отношения) людей в различных ситуациях способны сохранить это древо жизни. Учащимся предложено подготовить письменный ответ на вопрос «Человек человеку брат?», что позволяет им создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера. В целом урок учит воспринимать художественный текст как послание автора современнику и потомку быть внимательным, чутким к окружающим людям, к миру их переживаний и на этой основе устанавливать гармонию отношений в общении с ними. |
Н. М. Кузнецова (г. Иркутск, Россия) мотив несбывшегося в пьесе а. В. Вампилова «старший сын» Под влиянием российской действительности конца 60х – начала 70х годов ХХ века происходят изменения, как в мировоззрении, так и в... | Урок исследование по пьесе А. В. Вампилова «Старший сын» Познавательная: изучение творчества Вампилова – драматурга, расширение умственного кругозора учащихся | ||
Урок литературы в 11 классе «Жизнь и творчество В. М. Шукшина» Литература 11 класс – Биография А. В. Вампилова «Провинциальные анекдоты – квинтэссенция драматургии Вампилова» (2 части) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Биография А. В. Вампилова.» «Провинциальные анекдоты» «квинтэссенция драматургии Вампилова.» (2 части) | ||
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа... ... | «Начальная школа – начало начал» Урок детской литературы в 3-б классе: «Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Анализ содержания» | ||
Великие реформы 60-70-х годов. Александр II Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве... | Статья посвящена проблеме создания характера в пьесе Б. Шоу «Пигмалион» Васенева Н. В. К вопросу об особенностях характеров в пьесе б. Шоу «пигмалион» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обществознания в 6 классе. Тема: Гражданин Отечества достойный сын. Гражданин и коррупция | Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | ||
Рецензия на спектакль по пьесе И. А. Крылова «Урок дочкам» в постановке... Жанр крыловского «урока» возможность преподать со сцены веселый, но поучительный урок всем сегодняшним сверхпочитателям заграничной... | 1. Реформаторский выбор Александра II. Складывание «правительственной партии» Царь-освободитель. 19 февраля 1855 г на российский престол вступил Александр II (1818-1881) старший сын Николая I. Со вступлением... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Урок экскурсия Конспект открытого урока по мхк в 10 а классе Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник... | ||
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для... Авторы: доцент Зефиров И. В., старший преподаватель Шевкопляс Л. А., старший преподаватель Ножнин С. Р., старший преподаватель Бирюков... | Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... |