Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304





НазваниеМетодические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304
страница1/8
Дата публикации19.02.2015
Размер1.04 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Математика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ГОУ ВПО Вологодская государственная

Молочно -хозяйственная академия им. Н.В.Верещагина
инженерный факультет
Кафедра тракторов, автомобилей

и теплотехники

ТЕПЛОТЕХНИКА
.

Методические указания и задания к

выполнению КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов инженерного факультета по

с п е ц и а л ь н о с т я м 110301 и 110304

г.Вологда-Молочное

2011 г.

УДК 62.112.9

ББК 31.36

Авторы: доцент Зефиров И.В., старший преподаватель Шевкопляс Л.А., старший преподаватель Ножнин С.Р., старший преподаватель Бирюков А.Л.

Рецензенты: Зав. кафедрой теоретической механики профессор Туваев В.Н.,

Теплотехника. Методические указания/ Сост. Зефиров И.В.,

Шевкопляс Л.А., Ножнин С.Р., Бирюков А.Л.

Вологда-молочное: ИЦ ВГМХА, 2011- с

Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по теплотехнике для студентов инженерного факультета составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 2000г и УМК по дисциплине для специальностей 110301 "Механизация сельского хозяйства", и 110304 "Технология ремонта и обслуживания машин в АПК"

Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по теплотехнике для студентов инженерного факультета рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № __ от ___________2011года)

УДК 62.112.9

ББК 31.36

Зефиров И.В.

Шевкопляс Л.А.

Ножнин С.Р.

Бирюков А.Л.

Оформление ИЦ ВГМХА

Таблица вариантов контрольных заданий.

№ вари-

анта

№№

Задач и вопросов

№ вари-

анта а

№№ задач и вопросов

№ вари-

анта

№№ задач и вопросов

№ вари-

анта а




01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1;11;21;31

2;12;22;32

3;13;23;33

4;14;24;34

5;15;25;35

6;16;26;36

7;17;27;37

8;18;28;38

9;19;29;39

10;20;30;40

1;12;23;34

2;13;24;35

3;14;25;36

4;15;26;37

5;16;27;38

6;17;28;39

7;18;29;40

8;19;30;31

9;20;21;32

10;11;22;33

1;13;25;37

2;14;26;38

3;15;27;39

4;16;28;40

5;17;29;31

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

6;18;30;32

7;19;21;33

8;20;22;34

9;11;23;35

10;12;24;36

1;14;27;40

2;15;28;31

3;16;29;32

4;17;30;33

5;18;21;34

6;19;22;35

7;20;23;36

8;11;24;37

9;12;25;38

10;13;26;39

1;15;29;33

2;16;30;34

3;17;21;35

4;18;22;36

5;19;23;37

6;20;24;38

7;11;25;39

8;12;26;40

9;13;27;31

10;14;28;32

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

1;16;22;36

2;17;23;37

3;18;24;38

4;19;25;39

5;20;26:40

6;11;27;31

7;12;28;32

8;13;29;33

9;14;30;34

10;15;21;35

1;17;24;39

2;18;25;40

3;19;26;31

4;20;27;32

5;21;28;33

6;22;29;34

7;23;30;35

8;24;21;36

9;15;22;37

10;16;23;38

1;18;26;32

2;19;27;33

3;20;28;34

4;11;29;35

5;12;30;36

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

6;13;21;37

7;14;22;38

8;15;23;39

9;16;24;40

10;17;25;31

1;19;28;35

2;20;29;36

3;11;30;37

4;12;21;38

5;13;22;39

6;14;23;40

7;15;24;31

8;16;25;32

9;17;26;33

10;18;27;34

1;20;30;38

2;11;21;39

3;12;22;40

4;13;23;31

5;14;24;32

6;15;25;33

7;16;26;34

8;17;27;35

9;18;28;36

10;19;29;37


ВВЕДЕНИЕ

Студент-заочник, руководствуясь программой курса и методическими ука­заниями к ней, самостоятельно изучает материал учебника и учебных посо­бий и выполняет письменные контрольные работы. Со всеми непонятными во­просами нужно обращаться за консультацией на кафедру. В пе­риод экзаменационной сессии по наиболее сложным вопросам преподаватели читают лекции.

Курс теплотехники рекомендуется изучать в указан­ной последовательности. Следует иметь в виду, что математические приемы, применяемые в курсе, должны помогать глубокому пониманию разбираемых явлений и процессов, но ни в коем случае не заслонять собой их физической сущности.

При изучении теоретического материала, как и при решении задач, необ­ходимо обращать внимание на единицы измерения величин, с которыми производятся математические операции. Следует помнить, что проверка единиц в процессе математических выкладок помогает не допускать ошибки. Единицы измерения отражают физический смысл величины.

Критерием усвоения темы после изучения теоретического материала является Умение решать задачи и дать правильные ответы на вопросы для само­проверки.

Для лучшего усвоения материала курса рекомендуется составлять кон­спект (реферат) по каждой теме.

Обязательный элемент изучения курса теплотехники — посещение лекций и выполнение студен­том лабораторно-практических заданий под руководством преподавателей.

Цель лабораторно-практических занятий — более прочное и глубокое ус­воение студентами теоретических положений курса, а также приобретение ими расчетных и экспериментальных навыков.

К сдаче экзамена допускают студентов, успешно выполнивших контроль­ные работы и требуемый объем лабораторных работ.

ЛИТЕРАТУРА Основная

1) Нащокин В. В. Техническая термодинамика и теплопередача. М., 1980.

2) Щукин А. А., Сушкин И. Н., Бахмачевский В. И., Лызо Г. П. Тепло­техника. М., 1973.

3) Сборник задач по технической термодинамике и теплопередаче / Под ред. Б. Н. Юдаева. М., 1968.

4) Краснощеков Е. А., Сукомел А. С. Задачник по теплопередаче. М., 1975.

5) Панкратов Г. П. Сборник задач по общей теплотехнике. М., 1977.
ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Методические указания

Теплотехника — общетехническая дисциплина, предмет изучения которой способы получения, преобразования, передачи и использования теплоты, а так­же принципы действия и конструктивные особенности тепло- и парогенерато­ров, тепловых и холодильных машин, аппаратов и устройств.

Теоретическими основами теплотехники являются техническая термодина­мика и теория тепло- и массообмена.

Теплотехническая подготовка студентов инженерных специальностей имеет ряд особенностей, которые обусловлены характером их будущей прак­тической деятельности. Большинство технологических процессов, применяемых на предприятиях отрасли, протекает с выделением или поглощением теплоты, а также с широким использованием электрической и механической энергий, которые вырабатываются в различных теплосиловых установках и тепловых двигателях.

Инженер в своей практической деятельности имеет дело с раз­личными тепловыми процессами и с их конструктивным оформлением в виде теплотехнического оборудования, встроенного в технологические процессы. Поэтому он должен уметь грамотно и эффективно использовать тепловое обо­рудование, которое применяется в данной отрасли народного хозяйства, руко­водить эксплуатацией энерготехнологических систем производства, заниматься выявлением и использованием вторичных энергоресурсов и активно участво­вать в экономии топливно-энергетических ресурсов на предприятии. Особую важность теплотехническая подготовка инженеров приобретает в связи с рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов нашей страны. Для этого он должен хорошо разбираться в тепловых процес­сах, конструкциях теплоэнергетических установок и способах экономного ис­пользования теплоэнергетических ресурсов в условиях предприятия. Все воз­растающее использование топливно-энергетических ресурсов в промышленности с особой остротой ставит проблему защиты окружающей среды от загрязне­ния ее продуктами сгорания топлива. Без достаточной теплотехнической под­готовки инженер не сможет принимать активное участие в эффек­тивном решении этой проблемы для конкретного предприятия, конкретного производства.

Основная задача курса теплотехники — дать необходимую квалифицированную теплотехническую подготовку будущему инженеру.
1 ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА

1.1 Основные понятия и определения

Программа

Предмет технической термодинамики и ее метод. Термодинамическая си­стема и ее виды. Рабочее тело и внешняя среда. Теплота и работа как формы энергетического взаимодействия внешней среды и рабочего тела. Основные параметры состояния рабочего тела. Термодинамический процесс. Равновесный и неравновесный процессы. Обратимый и необратимый процессы. Графическое изображение обратимых процессов в термодинамических диаграммах. Понятие о круговом обратимом процессе.

Идеальный газ. Уравнения состояния идеального газа. Смеси идеальных газов. Способы задания газовых смесей. Определение средней молярной массы и удельной газовой постоянной смеси. Парциальные давления и объемы.

Методические указания

Техническая термодинамика — наука, изучающая взаимопревращения энергии (теп­лоты и работы) и условия, при которых эти превращения совершаются наибо­лее эффективно. Она устанавливает взаимосвязь между тепловыми и механи­ческими процессами, которые совершаются в тепловых и холодильных маши­нах, изучает процессы, происходящие в газах и парах, а также свойства этих тел при различных физических условиях.

Теоретическим фундаментом, на котором ба­зируются все выводы технической термодинамики, является первый и второй законы термодинамики, представляющие собой обобщение опыта познания человеком природы. Основная особенность метода термодинамики — логически последовательное применение аналитических выражений первого и второго за­конов термодинамики совместно с уравнением состояния рабочего тела. При изучении темы студент должен внимательно разобрать такие понятия, как тер­модинамическая система, рабочее тело и внешняя среда, равновесное и нерав­новесное состояния рабочего тела, термодинамический процесс.

Необходимо усвоить определения и физическую суть таких понятий, как равновесный и неравновесный, обратимый и необратимый термодинамические процессы. Понять, что равновесное состояние рабочего тела, так же как рав­новесный и обратимый процессы, является научной абстракцией, как некото­рые идеализированные модели реальных состояний и процессов. Реальные со­стояния и процессы приближаются к идеализированным при условии очень ма­лых изменений параметров состояния и когда время между последовательны­ми изменениями состояния достаточно велико. Однако именно введение этих идеализированных понятий позволило построить стройный математический ап­парат термодинамики, позволяющий получать результаты, достаточно близкие к практике.

Для усвоения последующего материала необходимо уяснить, что теплота и работа представляют собой определенные формы энергии — теп­ловую и механическую, причем работа может переходить в теплоту, а теп­лота в работу, т. е. они взаимопревращаемы.

Работа всегда полностью превращается в теплоту, в то время как пере­ход теплоты в работу имеет определенные ограничения даже в идеальном процессе. Взаимное превращение теплоты и работы в теп­ловой машине осуществляется с помощью рабочего тела, которое благодаря тепловому и механическому воздействию должно обладать способностью зна­чительно изменять свой объем. Поэтому в качестве рабочего тела в тепло­вых машинах используется газ или пар. Усвоить, что физическое состояние рабочего тела в термодинамике определяется тремя параметрами: абсолютным давлением р(Па), удельным объемом v3/кг) и абсолютной температурой Т(К). Эти три параметра называются основными и связаны между собой уравнением состоя­ния F(p, v, Т) = 0. Независимые, т. е. выбираемые произвольно - два любых параметра, а третий определяют из уравнения состояния. Например, если р и v — независимые параметры, то Т=f (р, v), где f(р, v) — функция, опре­деляемая при решении уравнения состояния относительно зависимого пара­метра Т.

Для четкого понимания физической сути изучаемых закономерностей тер­модинамики и принципов работы различных теплотехнических устройств нужно овладеть принципом графического изображения любых процессов, включая круговые (т.е.циклы) в термодинамических диаграммах. Необходимо уяснить, что графически можно изображать только равновесные обратимые процессы и цик­лы, которые совершаются рабочим телом.

Во всех теплотехнических установках, в которых в качестве рабочего те­ла используют газ, он считается идеальным, т. е. газом, состоящим из моле­кул — материальных точек, не имеющих размеров и между которыми отсут­ствуют силы взаимодействия (притяжения и отталкивания), кроме упругих соударений. Как известно из физики, такой газ подчиняется уравнению со­стояния Клапейрона, которое может быть записано для m кг газа (pV = mRT) и для 1 кг газа (pv =RT, где v = V/m — удельный объем газа, м3/кг).

Понятие идеального газа является научной абстракцией, моделью реаль­ного газа, дающей хорошую сходимость с практикой, когда состояние газа далеко от состояния сжижения и силы взаимодействия практически равны нулю, т.е. потенциальная энергия молекул намного меньше их кинетической Применение этой модели позволяет построить достаточно простые аналитические зависимости термодинамики, применение ко­торых к тепловым машинам дает, как правило, приемлемую сходимость с прак­тикой.

Для насыщенного пара, т. е. для состояния, близкого к состоянию сжи­жения, модель идеального газа неприемлема. В этом случае приходится при­менять очень сложные модели и уравнения реальных газов, в которых учи­тывают собственные размеры молекул, а также силы взаимодействия между ними.

При изучении материала необходимо разобрать получение уравнения состояния Клапейрона—Менделеева для 1 моля идеального газа. Важно понять различие между удельной газовой по­стоянной, принимающей определенное значение для каждого газа, и универ­сальной газовой постоянной, одинаковой для всех газов и равной Rm=8314 Дж/(Кмоль•К).

При изучении газовой смеси необходимо понять, что основным здесь явля­ется умение определять газовую постоянную смеси газов, заданной массовым и объемным составом. Знание газовой постоянной смеси позволяет при иссле­довании термодинамических процессов пользоваться уравнением Клапейрона так же, как и для отдельного газа.

Литература: [1], с. 5—20, 22—26, 28—32, 54—56.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите определение термодинамической системы.

2. Что такое ра­бочее тело?

3. Какое число независимых параметров определяет состояние рабочего тела? почему?

4. В чем состоит энергетическое воздействие внешней среды на рабочее тело?

5. Какой процесс называют термодинамическим?

6. Ка­кие процессы называют равновесными и какие неравновесными?

7. Какие про­цессы называют обратимыми, а какие необратимыми?

8. Какая разница меж­ду разомкнутым термодинамическим процессом и круговым (циклом)?

9. Ка­кой газ называют идеальным?

10. Какие известны уравнения состояния иде­ального газа?

11. Что такое моль газа? Что называют нормальными физиче­скими условиями? 12. Какое соотношение между удельной газовой постоянной и универсальной газовой постоянной и в каких единицах их выражают?

13. Как определяют газовую постоянную смеси идеальных газов, заданную массовыми долями?

14. Как определяют газовую постоянную смеси идеальных газов, за­данную объемными долями?
1.2 Первый закон термодинамики

Программа

Сущность первого закона термодинамики. Внутренняя энергия. Работа процесса. Графическое изображение работы в pv-диаграмме. Теплота процес­са. Принцип эквивалентности теплоты и работы. Аналитическое выражение и формулировка первого закона термодинамики. Энтальпия. Теплоемкость га­зов. Средняя и истинная теплоемкость. Теплоемкость смеси идеальных газов. Применение первого закона термодинамики к идеальному газу. Теплоемкость идеального газа при постоянном давлении и при постоянном объеме. Энтропия. Вычисление изменения энтропии идеальных газов. Диаграмма Ts. Графическое изображение теплоты в диаграмме Ts.

Методические указания

Студент должен понять особенности применения в термодинамике общего закона сохранения и превращения энергии. Энергетические изменения, проис­ходящие в термодинамической системе, определяют по изменению параметров рабочего тела, которое является объектом анализа.

Аналитическое выражение первого закона термодинамики имеет две фор-

мы: и  . Следует четко разобраться в разнице понятий „работа расширения" и „располагаемая работа" и уметь дать геометрическую интерпретацию их в диаграмме pv.

Уяснить принципиальную разницу между внутренней энергией, однозначно определяемой данным состоянием рабочего тела, а также работой и теплотой, которые появляются лишь при наличии процесса перехода рабочего тела из одного состояния в другое и, следовательно, зависят от характера этого про­цесса. Следует понять разницу между функцией состояния и функцией про­цесса.

При изучении темы необходимо разобраться с вопросом, что внутренняя энергия

функция (параметр) состояния, которая называется энтропией. Здесь этот параметр служит лишь для упро­щения термодинамических расчетов, а главное позволяет графически изобра­зить теплоту, участвующую в процессе, в диаграмме Ts. Нужно понять, как из выражения  можно установить знак теплоты, участвующей в про­цессе. Знание этого вопроса поможет при пользовании Ts-диаграммой, в которой , т. е. площадь под кривой процесса в диаграмме Ts определяет в масштабе количество теплоты, подведенной к рабочему телу (если ds > 0) или отведенной от него (если ds < 0).

Уяснить, почему для всех процессов, в которых рабочим телом является идеальный газ, всегда .
Литература: [1], с. 45—78.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое внутренняя энергия рабочего тела?

2. Что такое теплота и работа процесса?

3. В чем сущность первого закона термодинамики?

. Что такое энтальпия и энтропия? в чем они выражаются?

. В чем разница меж­ду функцией состояния и функцией процесса?

6. Как доказать на примере иде­ального газа, что энтальпия и энтропия являются функциями состояния?

7. Как графически изобразить работу и теплоту процесса?

8. Что такое тепло­емкость? какие существуют теплоемкости?

9. В чем разница между средней и истинной теплоемкостями?

10. Как вычислить теплоемкость смеси идеальных газов?

11. Каков физический смысл удельной газовой постоянной? в чем фи­зический смысл уравнения Майера?

12. Как вычислить изменение энтропии идеального газа?
1.3 Второй закон термодинамики

Программа

Круговые термодинамические процессы (циклы). Прямой и обратный (об­ратимый) цикл Карно. Обобщенный (регенеративный) цикл Карно. Сущность второго закона термодинамики и его основные формулировки. Аналитическое выражение второго закона термодинамики. Изменение энтропии изолированной термодинамической системы. Максимальная работа и понятие об эксергии.

Методические указания

Непрерывное получение работы за счет подведения теплоты возможно только в цикле и невозможно в разомкнутом процессе. Поэтому следует тща­тельно изучить все вопросы, относящиеся к циклам, особенно к циклу Карно, который имеет большое значение в термодинамике, так как с его помощью выводят все аналитические зависимости, относящиеся ко второму закону тер­модинамики, а формула для к. п. д. этого цикла, по существу, является "техни­ческим выражением существа второго закона термодинамики в применении к тепловым машинам.

Обратимый цикл Карно при выбранных температурах Тmах горячего ис­точника теплоты и Tmhn холодильника имеет наивысший термический к. п. д. среди любых других обратимых циклов.

Первый закон термодинамики не устанавливает условий, при которых теп­лота в машине превращается в работу. Это легко уяснить из следующих рас­суждений.

Если применить уравнение первого закона термодинамики к циклу и про­интегрировать его по замкнутому контуру цикла, то получим



поскольку и — функция состояния. Отсюда вытекает, что теплота, подведен­ная к рабочему телу в цикле (#ц), равна работе, полученной в результате совершения цикла (/ц). Последнее может привести к неверному выводу о пол­ном превращении теплоты в работу цикла, что равносильно возможности соз­дания вечного двигателя второго рода. Это противоречие легко устранить с помощью понятия энтропии, как функции состояния. Проинтегрировав выражение  по замкнутому контуру цикла, получим , так как S — функция состояния. Учитывая, что абсолютная температура Т не может быть величиной отрицательной, приходим к выводу, что интеграл  может быть равен нулю только в том случае, если на отдельных участ­ках цикла будет иметь место неравенство , т. е. будет осуществляться отвод теплоты. Следовательно, при совершении цикла наряду с подводом теп­лоты к рабочему телу () обязательно должны быть процессы с отводом теплоты (). Именно это и означает, что подведенную к рабочему телу теплоту в цикле нельзя полностью превратить в работу.

Несмотря на наличие в литературе большого количества формулировок второго закона термодинамики, сущность этого закона сводится к двум поло­жениям: 1) теплота не может самопроизвольно переходить от холодного тела к горячему без затраты работы; 2) для превращения теплоты в работу в пе­риодически действующей машине необходимо наличие не менее двух источни­ков теплоты: теплоотдатчика (горячего) и теплоприемника (холодного). При этом только часть теплоты, переданной телу от горячего источника, может быть превращена в работу, остальная часть должна быть отдана холодному источнику.

В отличие от первого закона термодинамики, являющегося абсолютным законом природы, справедливым как для макромира, так и для микромира, второй закон термодинамики таковым не является. Объясняется это тем, что он получен из наблюдений над объектами, имеющими конечные размеры в ок­ружающих нас земных условиях, и не может произвольно распространяться как на бесконечную Вселенную, так и на бесконечный микромир.

Следует иметь в виду, что если рассматривается изолированная система, состоящая из теплоотдатчика, рабочего тела, совершающего обратимый цикл Карно, и теплоприемника, то: а) в случае обратимых процессов передачи теп­лоты (т. е. при бесконечно малой разнице температур) от теплоотдатчика ра­бочему телу и от него теплоприемнику энтропия системы остается постоянной (Asc = 0); б) в случае если один из процессов, например теплоотдача от ис­точника к рабочему телу, протекает при конечной разнице температур, энт­ропия системы возрастает (Asc > 0).

Независимо от обратимости процесса энтропия рабочего тела в цикле (как функция состояния) всегда остается неизменной (Asp.T — 0).

Все реальные процессы являются необратимыми, поэтому энтропия изоли­рованной системы, в которой протекают такие процессы, всегда возрастает (Asc>0). Возрастание энтропии в необратимых процессах само по себе ни о чем не говорит. Однако возрастание энтропии () приводит к уменьше­нию работоспособности изолированной системы. Необходимо разобраться в том, что для количественной оценки потерн работоспособности системы вводится понятие удельной эксергии, под которой понимают максимальную удельную работу, совершаемую системой при ее переходе от данного состояния до рав­новесия с окружающей средой. Следует понимать, почему потеря эксергии, ведущая к уменьшению работоспособности системы из-за необратимости про­цесса, определяется произведением наименьшей температуры системы на при­ращение энтропии.

Литература: [1], с. 96—123.
Вопросы для самопроверки

1. Что такое термодинамический цикл?

2. В чем состоят термическая и ме­ханическая необратимости процессов?

3. Что такое прямой и обратный (обра­тимые) циклы Карно?

4. Что называется термическим к. п. д. и холодильным коэффициентом произвольного цикла, чему они равны для цикла Карно?

5. Почему обратимый цикл Карно является самым эффективным среди дру­гих циклов, осуществляемых в заданном интервале температур?

6, В чем сущность второго закона термодинамики? Приведите основные формулировки &того закона.

7. Приведите аналитическое выражение второго закона термо­динамики для обратимых и необратимых процессов.

8. Как изменяется энтро­пия изолированной системы при протекании в ней обратимых и необратимых процессов?

9. Что такое эксергия? Чем определяется уменьшение работоспо­собности изолированной системы?
1.4 Термодинамические процессы

Программа

Общие вопросы исследования процессов изменения состояния любых рабочих тел. Термодинамические процессы идеальных газов. Политропные про­цессы. Уравнение политропы. Определение показателя политропы и теплоем­кости политропного процесса. Основные термодинамические процессы: изо-хорный, изобарный, изотермический и адиабатный как частные случаи поли­тропного процесса. Изображение политропных процессов в pv- и fs-диаграм-мах. Отличие реального газа от идеального. Термодинамические процессы из­менения состояния водяного пара как реального газа. Процессы парообразо­вания в pv- и Ts-диаграммах. Понятие об уравнении Вукаловича — Новикова. Термодинамические таблицы воды и водяного пара. Расчет термодинамических процессов водяного пара с помощью таблиц и hs-диаграммы.

Методические указания

В термодинамике переход рабочего тела из одного равновесного состоя­ния в другое совершается в обратимом термодинамическом процессе. Следует уяснить, что задание начального и конечного состояний рабочего тела озна­чает полное знание всех термодинамических параметров состояния начальной и конечной точек процесса.

Основная задача исследования термодинамического процесса — определе­ние теплоты ()» участвующей в процессе, и работы изменения объема рабочего тела (), Такие величины, как изменение внутренней энергии (), энтальпии (), энтропии (), являются вспомогательными, служащими для решения основной задачи.

Общий метод исследования термодинамических процессов является уни­версальным, не зависящим от природы рабочего тела. Метод базируется на применении уравнения первого закона термодинамики, записанного в двух разнозначных формах:



которое справедливо для любых рабочих тел.

Различие в применении общего метода исследования к идеальным газам и водяному пару обусловлено отсутствием для пара такого простого уравне­ния состояния, как уравнение Клапейрона для идеального газа, и сложной зависимостью теплоемкости пара от температуры и давления. Поэтому реше­ние основной задачи для идеального газа опирается на конечные аналитиче­ские зависимости, в то время как для пара применение общего метода тре­бует использования таблиц или диаграммы hs. Например, в случае изотерми­ческого процесса изменения состояния 1 кг рабочего тела общими формулами будут:



В случае идеального газа: . В случае реального газа (пара): где величины  берутся из таблиц или сни­маются с диаграммы  для точек, определяющих начальное и конечное со­стояния пара.

Водяной пар является рабочим телом в современных теплосиловых уста­новках, а также находит широкое применение в различных технологических процессах. Необходимо разобраться в процессе парообразования и уметь изо­бражать этот процесс в - и - диаграммах. Параметры водяного пара мож­но определить по таблицам, а также с помощью диаграммы . Наиболее про­сто и с достаточной для инженерных расчетов точностью параметры влажного, сухого насыщенного и перегретого паров определяются с помощью диаграммы . Студент должен уяснить принцип работы с диаграммой  и научиться определять по ней параметры пара различного состояния. Любая точка на диаграмме  в области перегретого пара и на кривой сухого насыщенного пара определяет шесть параметров , а любая точка в области влажного пара определяет семь параметров, так как к названным выше параметрам добавляется еще степень сухости . Нужно уметь опре­делять все параметры любой точки на диаграмме . Для успешного решения различных задач, связанных с водяным паром, необходимо научиться схема­тично изображать основные процессы (изобарный, изохорный, изотермический и адиабатный) в диаграммах .

Уяснить понятие политропного процесса, под которым понимается любой термодинамический процесс идеального газа с постоянной теплоемкостью сп (или показателем политропы n) в этом процессе. Уметь показать общность политропного процесса, выраженного уравнением , получая из него уравнение известных основных процессов (изохорного, изобарного, изотерми­ческого и адиабатного). Разобраться в определении показателя политропы и теплоемкости политропного процесса идеального газа как обобщающих величин, из которых получают частные значения для основных процессов.

Научиться изображать графически в диаграммах  как основные, так и общие политропные процессы.

Литература: [1], с. 33—35, 80—92, 162—178.

Вопросы для самопроверки

H. Какие термодинамические процессы рабочего тела называют основны­ми? 2. Изобразите в - и  -диаграммах основные процессы идеального газа и приведите характеристику каждому из них. 3. Чему равен показатель поли­тропы в основных процессах идеального газа? 4. Чему равна теплоемкость политропного процесса? 5. Какие группы политропных процессов вы знаете? Покажите их на - и  -диаграммах. 6. В чем физический смысл отрицатель­ной теплоемкости? 7. В чем принципиальное различие между идеальным и ре­альным газами? 8. Изобразите процесс парообразования в - и - диаграм­мах. 9. В чем сущность исследования термодинамических процессов любого рабочего тела? 10. Как определяют теплоту и работу изменения объема для основных термодинамических процессов идеального газа? 11. Изобразите в  диаграммах основные термодинамические процессы водяного пара. 12. Как определяют теплоту и работу изменения объема для основных термодинамических процессов водяного пара?

1.5 Влажный воздух

Программа

Определение влажного воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха, влагосодержание. Психрометр. Температура точки росы. Энтальпия и плотность влажного воздуха, Диаграмма влажного воздуха.

Методические указания

Усвоить основные определения и понятия, относящиеся к влажному воз­духу. Уметь определять газовую постоянную влажного воздуха и его энталь­пию. Обязательно приобрести навыки в пользовании  диаграммой влажного воздуха.

Литература: [1], с. 210—217.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите определение влажного воздуха.

2. Что такое абсолютная и относительная влажность?

3. Что такое влагосодержание?

4. В каких пре­делах может изменяться влагосодержание?

5. Что такое точка росы?

6. Как изображают основные процессы влажного воздуха в td-диаграмме?

1.6 Термодинамика потока.

Истечение и дросселирование газов и паров

Программа

Уравнение первого закона термодинамики для потока и его анализ. Адиа­батное истечение. Скорость адиабатного истечения. Критическое отношение дав­лений. Расчет скорости истечения и секундного массового расхода для критиче­ского режима. Геометрическое воздействие на поток. Сопло Лаваля. Особен­ности определения скорости истечения для водяного пара. Влияние потерь на скорость истечения. Сущность процесса дросселирования. Изменение пара­метров рабочего тела при дросселировании. Понятие об эффекте Джоуля — Томсона. Температура инверсии. Техническое применение эффекта дросселиро­вания. Условное изображение процесса дросселирования водяного пара в диа­грамме . Потеря работоспособности рабочего тела при дросселировании.

Методические указания

Тщательно разобрать физический смысл отдельных членов уравнения пер­вого закона термодинамики для потока. Понять, за счет чего совершаются различные виды работ при течении рабочего тела. Ясно представить себе, по­чему в суживающихся и цилиндрических каналах скорость потока не может превзойти скорости звука. Разобраться в геометрическом воздействии профи­ля канала на скорость потока и уметь анализировать изменение параметров рабочего тела при течении его по соплу Лаваля. Понять принципиальную раз­ницу в расчете скорости истечения идеального газа и водяного пара. Необ­ходимо отчетливо представлять себе влияние трения на адиабатный процесс истечения идеального газа и водяного пара и уметь изображать реальный процесс истечения в диаграммах . Из-за явной необратимости адиабат­ного процесса дросселирования последний нельзя отождествлять с процессом, протекающим при постоянной энтальпии. Уяснить принципиальную разницу между адиабатным дросселированием, при котором , и адиа­батным обратимым процессом расширения рабочего тела, при котором . Понять, почему в результате дросселирования водяного пара темпе­ратура его может уменьшаться, увеличиваться или оставаться неизменной.

Литература: [1], с. 180—194, 197—204.

Вопросы для самопроверка

1.Какие допущения лежат в основе вывода уравнения первого закона термодинамики для потока?

2. Объясните физический смысл каждого члена уравнения первого закона термодинамики для потока.

3. На что расходуется работа расширения газа в потоке?

4. Что такое работа проталкивания и какой она может иметь знак?

5. Что такое располагаемая работа, как показать ее на - диаграмме?

6. Что такое сопло и диффузор?

7. Каков физический смысл критической скорости?

8. Какая связь между изменением профиля канала, из­менением плотности рабочего тела и изменением скорости его течения?

9. Ка­ким условиям должны отвечать диффузор и сопло для дозвукового и сверх­звукового режимов течения?

10. Какой процесс носит название дросселиро­вания?

11. Как протекает процесс адиабатного дросселирования?

12. Как и по­чему меняется температура водяного пара при его дросселировании? 13. Воз­можно ли осуществить сжижение газа в процессе дросселирования?
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по его изучению и по выполнению контрольных...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика»
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский государственный...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной...
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания для студентов заочного обучения
Настоящие методические указания ставят своей целью ознакомить студентов с объемом знаний, которые им необходимо усвоить; требованиями,...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по их выполнению для студентов экономического...
Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ общие положения...
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические указания и задания к выполнению контрольных работ для студентов инженерного факультета по специальностям 110301 и 110304 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ… Задания для...
Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск