Скачать 144.09 Kb.
|
Тамара Кузьмина. Таллинн. Паэ гимназия ОРФОГРАФИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1-2 КЛАСС Орфография — часть науки о языке, изучающая правописание слов. Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой. Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Буквы, обозначающие звуки в слабых позициях, являются орфограммами и требуют контроля на письме. Согласно морфологическому принципу, морфемы имеют постоянный буквенный состав, соответствующий постоянному фонемному составу, то есть фонетическое чередование звуков не отражается на буквенной записи морфем. Кроме указанных принципов, в частных случаях применяются фонетический, грамматический и традиционный принципы письма. (Киреева, 2006) Орфограмма – это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Если мы выбираем написание буквы, значит мы встретились с орфограммой. Следует различать понятие орфограмма и правила русского письма. В системе русского письма существуют следующие правила соответствия звук – буква: 1. Обозначение мягкости согласных: Мягкость согласных звуков обозначается: а) с помощью парных гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, если за согласным звуком следует гласный звук (мяч, лён, люк, лес, мир); Данному правилу письма уделяется основное внимание в 1 классе. После периода обучения грамоте в разделе русского языка «Звуки и буквы» несколько уроков специально выделяется обозначению мягкости согласных. Особый акцент на различение букв А-Я (мал-мял), У-Ю (лук-люк), О-Ё ( Тёма-Тома), так как дети в этом возрасте ещё слабо дифференцируют твёрдые и мягкие согласные звуки и путают буквы. Для формирования навыка правописания необходим комплекс тренировочных упражнений по развитию фонематического слуха, звуко-буквенный анализ, различные виды диктантов, письмо по памяти, различные виды списывания, творческие работы. б) с помощью буквы на конце слова или перед другим согласным (хор-хорь, мел-мель; полка-полька, банка-банька). 2. Обозначение звука Й. Звук Й обозначается: а) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным (яблоко, маяк, Юра, каюта, ель, дует, ёж, поёшь); б) с помощью буквы Й на конце слова или перед согласным (май, майка); в) с помощью разделительных мягкого и твёрдого знака и букв буквЯ, Ё, Ю, Е между согласным и гласным звуками (вьюга, съедобный). Правописание разделительного Ь и Ъ знаков изучается на морфемном уровне после изучения темы «Состав слова» во 2 классе. Таким образом, данным правилам письма уделяется большее внимание в основном в 1 классе. В последующих классах правописание закрепляются и совершенствуются. В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм. Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. Рассмотрим орфограммы, изучаемые в 1-3 классах.
Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами. Например, после всегда твёрдых Ж, Ш и после всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв. Буквы Э, Ю, Я практически не употребляются после шипящих.
Следует обратить внимание графической орфограмме, связанной с чередованием мягких и твёрдых согласных. Орфограмма относится к группе зубных согласных и решается по правилу. В учебных пособиях начальной школы практически не делается акцент на данную орфограмму, что приводит к частым ошибкам. Причина орфограммы: некоторые звуки произносятся всегда одинаково (твёрдо или мягко): В этом случае первый мягкий звук имеет несобственную мягкость. Обозначение мягкости согласных также изучается в 1 классе 3 и 4 четверти.
!!! Мягкий знак (как отмечалось выше) не всегда является орфограммой и может писаться по слуху: конь, альбом. Здесь нет выбора написания, так как без мягкого знака слово не прочитаешь.Орфограммой считается только тот вариант, когда оба зубных согласных являются мягкими.
Слабая позиция гласной фонемы. Безударные гласные в корне слова являются орфограммами, то есть они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.
Орфографическая задача
Слабая позиция согласной фонемы. Правописание согласных связано с их фонетическим чередованием в сильных и слабых позициях. Сильной позицией для большинства согласных является позиция перед гласным (зубок)или перед звонким согласным (зубной). Причиной орфограммы является изменение согласных звуков в слабых позициях
Согласные звуки в слабых позициях являются орфограммами и требуют предварительного контроля на письме. Для парных звонких и глухих и непроизносимых согласных орфограмма решается путем изменения слабой позиции звука на сильную.
Обобщим орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе и закрепляемые на последующих уровнях. В соответствие с принципами традиционной методики русского языка в начальной школе логика изучения данных орфограмм и правил следующая: 1.Согласные звуки и буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й. 2.Шипящие согласные звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. 3.Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 4.Слова с сочетаниями ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ. 5.Обозначение твердости и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И) 6.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. 7.Ударение. Ударные и безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово. 8.Согласные парные звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово. При изучении орфограммы безударные гласные обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот. Орфография, изучаемая во 2 классе, базируется на морфемном составе слова. Методическая логика изучения орфограмм следующая:
Подробный материал по формированию данных орфографических навыков находится в разделе Методическая копилка блога «Педагогическая мастерская». (Русский язык. Состав слова. 2 класс) 3.Орфограммы, не связанные с обозначением фонем
2. Орфограмма «Перенос слова»
Орфограмма «Перенос слова» повторяется и совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги, сбивается дыхание, частые ошибки : уд-ачный, радо-сть, позиция, где скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется использование для деления слов на перeнос вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный.Это позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные. 3.Орфограмма «Пробел»
4.Орфограмма «Знаки препинания». Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце восклицательного –восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с запятой. Использованные и рекомендуемые интернет-ресурсы
|
Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | Тема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность | ||
Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | Тема. Правописание -з и -с на конце приставок ... | ||
Конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы... ... | Тема: Повышение качества образования в начальной школе План – проект работы по повышению качества образования в начальной школе на 2013-14 уч год | ||
Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | «Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной... В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в... | ||
Учебник для учащихся 5 класс. 2005 г. Макуцкая С. Э., Технология.... Павлова О. В. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры/ Волгоград:... | Справка по итогам методической недели в начальной школе В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | План работы заместителя директора по учебной работе по начальной... Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в... | ||
«Внутренняя система оценки качества образования в начальной школе» Еропова Марина Акимовна, учитель мбоу «сош №8 им. А. С. Пушкина», первая квалификационная категория руководитель временной творческой... | Курсовая работа Информационные технологии на уроках как средство... Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: Путешествие по морю Орфография Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному... | Республики Татарстан «согласовано» В. Н. Рудницкой, утвержденной мо РФ в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта начального образования.... |