Интеграция русского языка и литературы с несмежными





Скачать 47.72 Kb.
НазваниеИнтеграция русского языка и литературы с несмежными
Дата публикации24.09.2014
Размер47.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Выступление на НПК «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся»
Интеграция русского языка и литературы с несмежными дисциплинами

В требованиях ФГОС говорится о том, что Формирование ключевых компетентностей (умение работать с разными источниками) является основным, но не сверхзадачей, так как основная цель – готовить к жизни, а не набору знаний по разным предметам, то есть знания должны стать средством будущей жизни. Хочется заметить, что ученики получают богатый багаж знаний, но зачастую эти знания, умения и навыки по разным предметам они не могут осмыслить как единое целое. Помочь в этом может интеграция, которая означает взаимодействие. Здесь уместно рассмотреть взаимодействие в разных смыслах: это и взаимосвязь различных учебных дисциплин, и взаимодействие учителей-предметников, учеников и учителей.

Размышляя над проблемой развития интереса к предмету, пришла к выводу о том, что в первую очередь сам учитель должен быть интересен ученикам. Как может стать значимым филолог для учащихся, например, физико-математического класса? Только демонстрируя свою незамкнутость, мобильность в сфере знаний. Этому способствуют интегрированные уроки, причём интеграция может быть самой разной: от глубокой до небольших вкраплений в урок. Такая форма работы помогает учащимся осознать практическую значимость предмета и вызвать к нему интерес. Вопрос об интеграции на уроках русского языка достаточно широко освещён в методике, но, как правило, рассматривается интеграция с такими предметами, как история, музыка, мировая художественная культура. Такая интеграция неизбежна на каждом уроке словесности. Мы попытались подойти к данной проблеме несколько иначе.

При планировании интегрированного урока исходим от практической значимости его для ученика. При подготовке обучающихся к научно-практической конференции замечаем их затруднения в составлении тезисов. Поскольку умение работать с тезисами требуется практически при изучении всех предметов, в 7-ом классе проводим интегрированный урок русского языка и физики на тему: «Работа над тезисным планом». Только на первый взгляд может показаться, что цели у столь различных учителей-предметников разные. При подготовке урока приходим к выводу, что и цели у нас общие, и методы и приёмы не отличаются. Основная задача - научить работать с текстами научного стиля. Урок направлен на развитие навыков запоминания, развитие научной речи, развитие умения формулировать свои мысли по заданной теме. Использование мнемонических приёмов, таких как метод Цицерона(метод ассоциаций), метод образной картины помогают обучающимся в усвоении научной информации и в составлении тезисного плана любого научного текста.

А в 11 классе возникает необходимость интегрированного урока русского языка и обществознания, т.к. выпускники готовятся к сдаче ЕГЭ по обоим предметам. Часть С по русскому языку предполагает написание сочинения-рассуждения, а часть С по обществознанию – эссе. Существуют чёткие критерии оценивания данных заданий. Как ученику ориентироваться в различных требованиях? Поможет им в этом интегрированный урок, на котором два учителя подчеркнут то общее, что есть в сочинениях, и помогут выделить различия.

Необходимо заметить, что урок с любым уровнем интеграции требует очень серьёзной и глубокой подготовки, даже если эта интеграция занимает 5 минут.

Л.А.Шевченко в статье «Об интеграции на уроках литературы»[5,150] обращается к словам профессора Гарвардского университета Уильяма Джемса: «Мы пребываем ещё в полудремотном состоянии, используя только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов… Человек обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются».

Задача интегрированных уроков и заключается в том, чтобы раскрыть незамеченные способности ученика и вызвать интерес к предмету

В 11-ом классе проводили интегрированный урок по творчеству М.Цветаевой на тему: «Поэтический мир Марины Цветаевой» (литература, английский язык, французский язык, логика, музыка).

Цели урока: вызвать интерес учащихся к личности и творчеству Марины Цветаевой, познакомить с основными темами и мотивами цветаевской лирики ,образом лирической героини стихотворений.

Продолжить работу над формированием навыка анализа лирических произведений, опираясь на который, отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому выразительному стиху.

Закрепить навыки аудирования по английскому языку.

Создать логическую схему стихотворения «Сон».Показать учащимся различные подходы к анализу лирики поэта.

Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сострадание, патриотизм, ответственность за свои поступки.

Учащиеся видели на уроке заинтересованность каждого педагога, умение учителей работать в команде, сами получили возможность продемонстрировать свои знания и кругозор, поняли многогранность подходов к литературному произведению. Такие уроки помогают и в учителе увидеть человека, интересующегося многим.

Как провести мини-интеграцию? Например, при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» предлагаю составить и решить задачу на проценты. Герой романа получил письмо от старосты о снижении доходов, на сколько процентов стали меньше доходы Обломова? Ученики увидели в романе несколько задач: Алексеев сообщает Обломову об Алексее Логиныче, который вместо семнадцати тысяч получил со своего имения двенадцать тысяч, на сколько процентов уменьшился доход этого героя? Можно сравнить его доход с доходом Обломова и Судьбинского и т. д. Идея такой интеграции появилась, потому что учащиеся с трудом решали задачи на проценты. А мы на литературе решили! Конечно, ребята очень удивлялись, когда я решала с ними задачи ( перед уроком подробную консультацию по решению таких задач получила от учителя математики).Как после такого урока детям-математикам не читать роман? И читали! На мой взгляд, в интеграции главное не бояться неожиданных подходов, не бояться удивлять.

Необходимо заметить, что урок с любым уровнем интеграции требует очень серьёзной и глубокой подготовки, даже если эта интеграция занимает 5 минут.

На интегрированных уроках и учитель имеет возможность посмотреть на своих учеников с разных сторон. В прошлом году на своём 10-ом классе проводила 2 интегрированных урока. Урок английского языка и литературы на тему «Образы животных в английской и русской литературе» и интегрированный урок русского языка и информатики «Строковый тип данных. Орфография и изобразительно- выразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ». Данные уроки помогли мне как классному руководителю увидеть способности своих учеников по другим предметам. Например, скромный, мало говорящий на литературе ученик оказался гением в информатике. Не совсем успешный в русском – свободно владеет английским. Такое знание других предметов, безусловно, вызывает уважение к ученику и заставляет пересмотреть свои подходы к нему.

Конечно, интегрированный урок не самоцель, и он не может проводится часто, мы должны помнить о том, что это нестандартные подходы в обучении. Он всегда должен оставаться для учеников загадкой, неожиданностью, только при этом условии мы можем говорить от его успешности.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Интеграция русского языка и литературы с несмежными icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconПлан работы окружного русского языка и литературы на 20
Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов)
Интеграция русского языка и литературы с несмежными icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Интеграция русского языка и литературы с несмежными icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Интеграция русского языка и литературы с несмежными iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск