Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка» Кафедра русского языка и литературы Рассмотрено Согласовано Утверждаю.
на заседании с замдиректора по УМР Директор МОУ
кафедры русского (Гребенщикова Н.Н.) «Гимназия г.Троицка»
языка и литературы « » 2013 г. (Гурова В.Я.)
_______(Камышинцева Е.А.) « » 2013 г.
«____» ___________ 2013 г.
Рабочая программа клуба «Сотворчество»
(Читаем, играем, инсценируем произведения
зарубежной литературы для детей)
для 5 В гимназического класса
Составитель:
Самохвалова Т. В., учитель
русского языка и литературы
2013-2014 учебный год Пояснительная записка ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Рабочая программа клуба «Сотворчество» (Читаем, играем, инсценируем произведения зарубежной литературы для детей) для 5 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897);
с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М., «Просвещение», 2011 г 24 с.
с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы: проект. – М., Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с планом внеурочной деятельности «МАОУ «Гимназия г. Троицка».
Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам внеурочной деятельности как важной составной части содержания образования; «Содержание внеурочной деятельности»; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов внеурочной деятельности младших подростков; «Список технических средств в кабинете литературы».
В «Пояснительной записке» даётся общая характеристика внеурочной деятельности младших подростков в рамках клуба «Сотворчество», раскрываются цели внеурочной деятельности и предполагаемые результаты освоения обучаемыми программы клуба. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Раздел «Содержание деятельности» включает перечень изучаемого содержания в I и II полугодии 5 класса.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем занятий клуба и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Вклад клуба «Сотворчество» (Читаем, играем, инсценируем вершинные произведения зарубежной литературы для детей) в достижение целей основного общего образования
Клуб «Сотворчество» является важной составляющей внеурочной деятельности Гимназии, позволяющей увеличить вариативность содержания образования и адаптировать его к интересам, потребностям и способностям школьников.
Деятельность клуба «Сотворчество» организуется в рамках духовно-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного направлений развития личности в таких формах, как чтение вершинных произведений зарубежной детской литературы (не входящих в программу по литературе), инсценировка их фрагментов, театральные и интеллектуальные игры. Данные формы внеурочной деятельности пятиклассников позволяют осуществить следующие ее функции:
образовательную — обучение пятиклассника по дополнительной образовательной программе, получение им новых знаний;
воспитательную — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
креативную — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
компенсационную — освоение пятиклассником новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для младшего подростка фон освоения содержания общего образования, предоставление ему определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
рекреационную — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил учащихся;
функцию самореализации — самоопределение пятиклассника в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Деятельность клуба «Сотворчество» способствует достижению главных целей изучения курса литературы, таких как:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В наше время, когда появилось много соблазнов – телевизор с множеством программ, компьютер, – заставить ребенка или подростка читать трудно. К тому же каждый учитель-словесник понимает, что насилие и любовь к чтению – несовместимые понятия, и поэтому ищет пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. Одним из таких путей является игра. «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться, так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда, – писал В.Н. Сорока-Росинский. – Игра для ребенка не забава, естественное превращение физических и духовных сил в действия, и он играет… Младшие и средние классы школы – это время упоительных игр». Игра, как технология активного обучения, позволяет вовлечь учащихся средних классов в процесс глубокого, вдумчивого чтения художественного произведения.
Интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», КВН и другие) по произведениям зарубежных авторов для детей предполагают соревновательность и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность пятиклассникам проявить себя, показать свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и детальное знание художественного текста.
Другим активным методом ознакомления с художественной литературой, соответствующим возрасту, образовательному и психофизиологическому уровню развития пятиклассников, является выразительное чтение по ролям и инсценировка литературных произведений для детей. Это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. На занятиях клуба «Сотворчество» предполагается использование нескольких видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление учащихся, кукольный и теневой театры. Пятиклассники могут быть и исполнителями, и зрителями, и театральными критиками.
Подготовленность к инсценировке или театрализованной игре: умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, владение разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.), – можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. В игре, в процессе инсценирования развивается личность школьника, его сознание. Он учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Ученик научится:
правильно, бегло и выразительно читать наизусть прозаические художественные тексты;
устно рецензировать выразительное чтение одноклассников;
составлять план характеристики героев, составлять устные характеристики героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) художественного произведения;
давать нравственную оценку героям художественного произведения;
эстетически воспринимать экранизации изучаемых произведений;
сопоставлять художественные тексты и их экранизации;
создавать собственные иллюстрации и декорации к инсценировке художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;
выявлять этапы развития сюжета;
выявлять элементы композиции произведения;
составлять сценарий инсценировки эпизода прозаического произведения;
составлять речевую характеристику персонажей;
участвовать в коллективном диалоге;
работать над коллективным (индивидуальным) учебным проектом;
создавать оригинальное произведение (лимерик).
Личностные результаты:
формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование нравственно-этической ориентации обучаемых: развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств пятиклассников; развитие творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в творческой и познавательной деятельности;
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе с использованием цитирования;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
проявление активности во взаимодействии с учителем и сверстниками для решения коммуникативных, творческих и познавательных задач;
умение работать индивидуально и в группе;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение строить монологическое высказывание, принимать участие в устном диалоге, слушать собеседника.
Место предмета в учебном плане:
В 2013 – 2014 учебном году на занятия клуба «Сотворчество» во внеурочное время в 5 классе отведено 35 часов. Список технических средств в кабинете литературы
Мультимедийный компьютер с выходом в Интернет.
Мультимедиапроектор.
Экран навесной.
Сканер.
Принтер лазерный.
DVD-плеер.
Телевизор.
Аудиоцентр.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции». Осмысление мифа как способа восприятия и понимания многообразного и развивающегося мира человека и природы. Основные сюжеты, герои и персонажи древнегреческих мифов, их взаимоотношения. Античная мифология как исток современной европейской культуры. Мифологические образы в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе.
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Жанрово-композиционные особенности мифа. Мифологический герой.
Дж.К.Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень». Произведение английской детской литературы с традиционным сюжетом о герое-сироте. История возникновения замысла сказки о мальчике-волшебнике. Использование мотивов кельтского и англо-саксонского фольклора, волшебных сказок Северной Европы в создании образов главного героя романа и мира, в котором он живет. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Сочетание реального и фантастического. Нравственные уроки книг о Гарри Поттере: представление о нормах поведения человека в обществе, о настоящей дружбе, любви, мужестве – их роли в вечном противостоянии Добра и Зла.
Теория литературы. Композиция сюжета повествовательного произведения и ее элементы: завязка, кульминация, развязка. Фантастика (развитие представлений). А.Дюма. «Три мушкетера». История создания. Легендарный прототип главного героя. Образ Д´Артаньяна – идеал героического характера. Жить, как три мушкетера и Д´Артаньян, по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надёжным, иметь чувство собственного достоинства, уметь дружить. Противопоставление в романе добра и зла, истины и лжи, справедливости и коварства, любви и ненависти, свободы и рабства.
Теория литературы. Понятие об авантюрно-историческом романе. Прототипы персонажей (развитие представлений).
Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно». Философское богатство сказки: проблемы власти, ответственности за свои поступки, нравственного выбора. Нравственная чистота и рыцарские качества героев. Отражение в воссозданном автором на основе многочисленных образов северной мифологии фольклорно-мифологическом царстве, в котором происходит борьба темных и светлых сил, взаимоотношений и законов человеческого общества, полного контрастов и противоречий.
Л.Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес». История создания. Сходство событий, происшедших с Алисой, с событиями фольклорных волшебных сказок. Влияние английского фольклора и поэзии Эдварда Лира на характер событий, описанных в сказке Л.Кэрролла (жанр «нонсенс»). «Во всем есть своя мораль, надо только уметь ее найти». Отражение в сказке жизни современной автору Англии.
Теория литературы. Понятие о жанре «нонсенс» в английской литературе. Лимерик. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(35 часов)
Тематическое планирование
| Характеристика основных видов деятельности учащихся
| Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции». (8 часов)
Понятие о мифе, жанрово-композиционных особенностях мифа, мифологическом герое.
Отличие мифа от сказки. Практические работы.
Конкурс на исполнение ролей в инсценировке мифа или его фрагментов: выразительное чтение (в том числе наизусть) мифов.
Создание сценария инсценировки мифа или его фрагмента.
Создание иллюстраций к мифам. Проект: инсценирование мифов и фрагментов мифа.
| Поиск сведений о мифах и мифологических образах в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Выразительное чтение мифов и их фрагментов (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов мифов.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента мифа).
Нравственная оценка героев мифов.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов мифа.
Игра «Умники и умницы».
| Дж.К.Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень». (8 часов) Понятие о композиции сюжета повествовательного произведения и его элементах: завязке, кульминации, развязке.
Развитие представлений о фантастике. Практические работы.
Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов романа: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.
Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента романа, написание отзыва на художественный фильм.
Создание иллюстраций к роману.
Проект: инсценирование фрагментов романа.
| Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов романа.
Выделение этапов развития сюжета.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента романа).
Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа романа в инсценировке фрагмента романа).
Нравственная оценка героев романа.
Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Сопоставление романа и его экранизации.
Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов романа.
Командная игра (брейн-ринг).
| А.Дюма. «Три мушкетера». (8 часов) Понятие об авантюрно-историческом романе. Развитие представлений о прототипах персонажей. Практические работы.
Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов романа: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.
Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента романа, написание отзыва на художественный фильм.
Создание иллюстраций к роману. Проект: инсценирование фрагментов романа.
| Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов романа.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента романа).
Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа романа в инсценировке фрагмента романа).
Нравственная оценка героев романа.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Сопоставление романа и его экранизации.
Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов романа.
Игра «Умники и умницы».
| Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно».
(5 часов)
Понятие о жанре «фэнтези». Сочетание элементов фэнтези и волшебной литературной сказки в повести.
Германо-скандинавская мифология в повести. Практические работы.
Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов повести: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.
Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента повести.
Создание иллюстраций к повести. Проект: инсценирование фрагментов повести.
| Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов повести.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента повести).
Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа повести в инсценировке фрагмента повести).
Нравственная оценка героев повести.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов повести.
Театрализованная игра.
| Л.Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес».
(6 часов)
Понятие о жанре «нонсенс» в английской литературе.
Лимерик: юмористическое содержание, особенности строфы. Практические работы.
Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов сказки: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.
Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента сказки, написание отзыва на анимационный фильм.
Создание иллюстраций к сказке. Проекты:
инсценирование фрагментов романа;
составление под руководством учителя электронной презентации «Чудесные приключения Алисы в иллюстрациях русских и зарубежных художников».
| Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов сказки.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента сказки).
Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа романа в инсценировке фрагмента сказки).
Нравственная оценка героев сказки.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Сопоставление сказки и анимационного фильма.
Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов сказки.
Сочинение лимериков.
|
|