Кафедра русского языка и литературы





Скачать 189.33 Kb.
НазваниеКафедра русского языка и литературы
Дата публикации28.09.2014
Размер189.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»


Кафедра русского языка и литературы
Рассмотрено Согласовано Утверждаю.

на заседании с замдиректора по УМР Директор МОУ

кафедры русского (Гребенщикова Н.Н.) «Гимназия г.Троицка»

языка и литературы « » 2013 г. (Гурова В.Я.)

_______(Камышинцева Е.А.) « » 2013 г.

«____» ___________ 2013 г.

Рабочая программа клуба «Сотворчество»

(Читаем, играем, инсценируем произведения

зарубежной литературы для детей)

для 5 В гимназического класса

Составитель:

Самохвалова Т. В., учитель

русского языка и литературы

2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа клуба «Сотворчество» (Читаем, играем, инсценируем произведения зарубежной литературы для детей) для 5 класса разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897);

  • с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М., «Просвещение», 2011 г
    24 с.

  • с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы: проект. – М., Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • с планом внеурочной деятельности «МАОУ «Гимназия г. Троицка».

Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам внеурочной деятельности как важной составной части содержания образования; «Содержание внеурочной деятельности»; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов внеурочной деятельности младших подростков; «Список технических средств в кабинете литературы».

В «Пояснительной записке» даётся общая характеристика внеурочной деятельности младших подростков в рамках клуба «Сотворчество», раскрываются цели внеурочной деятельности и предполагаемые результаты освоения обучаемыми программы клуба. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Раздел «Содержание деятельности» включает перечень изучаемого содержания в I и II полугодии 5 класса.

В разделе «Примерное тематическое планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем занятий клуба и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Вклад клуба «Сотворчество» (Читаем, играем, инсценируем вершинные произведения зарубежной литературы для детей) в достижение целей основного общего образования

Клуб «Сотворчество» является важной составляющей внеурочной деятельности Гимназии, позволяющей увеличить вариативность содержания образования и адаптировать его к интересам, потребностям и способностям школьников.

Деятельность клуба «Сотворчество» организуется в рамках духовно-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного направлений развития личности в таких формах, как чтение вершинных произведений зарубежной детской литературы (не входящих в программу по литературе), инсценировка их фрагментов, театральные и интеллектуальные игры. Данные формы внеурочной деятельности пятиклассников позволяют осуществить следующие ее функции:

  • образовательную — обучение пятиклассника по дополнительной образовательной программе, получение им новых знаний;

  • воспитательную — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

  • креативную — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  • компенсационную — освоение пятиклассником новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для младшего подростка фон освоения содержания общего образования, предоставление ему определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

  • рекреационную — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил учащихся;

  • функцию самореализации — самоопределение пятиклассника в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Деятельность клуба «Сотворчество» способствует достижению главных целей изучения курса литературы, таких как:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В наше время, когда появилось много соблазнов – телевизор с множеством программ, компьютер, – заставить ребенка или подростка читать трудно. К тому же каждый учитель-словесник понимает, что насилие и любовь к чтению – несовместимые понятия, и поэтому ищет пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. Одним из таких путей является игра. «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться, так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда, – писал В.Н. Сорока-Росинский. – Игра для ребенка не забава, естественное превращение физических и духовных сил в действия, и он играет… Младшие и средние классы школы – это время упоительных игр». Игра, как технология активного обучения, позволяет вовлечь учащихся средних классов в процесс глубокого, вдумчивого чтения художественного произведения.

Интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», КВН и другие) по произведениям зарубежных авторов для детей предполагают соревновательность и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность пятиклассникам проявить себя, показать свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и детальное знание художественного текста.

Другим активным методом ознакомления с художественной литературой, соответствующим возрасту, образовательному и психофизиологическому уровню развития пятиклассников, является выразительное чтение по ролям и инсценировка литературных произведений для детей. Это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. На занятиях клуба «Сотворчество» предполагается использование нескольких видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление учащихся, кукольный и теневой театры. Пятиклассники могут быть и исполнителями, и зрителями, и театральными критиками.

Подготовленность к инсценировке или театрализованной игре: умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, владение разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.), – можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. В игре, в процессе инсценирования развивается личность школьника, его сознание. Он учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • правильно, бегло и выразительно читать наизусть прозаические художественные тексты;

  • устно рецензировать выразительное чтение одноклассников;

  • составлять план характеристики героев, составлять устные характеристики героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) художественного произведения;

  • давать нравственную оценку героям художественного произведения;

  • эстетически воспринимать экранизации изучаемых произведений;

  • сопоставлять художественные тексты и их экранизации;

  • создавать собственные иллюстрации и декорации к инсценировке художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;

  • выявлять этапы развития сюжета;

  • выявлять элементы композиции произведения;

  • составлять сценарий инсценировки эпизода прозаического произведения;

  • составлять речевую характеристику персонажей;

  • участвовать в коллективном диалоге;

  • работать над коллективным (индивидуальным) учебным проектом;

  • создавать оригинальное произведение (лимерик).


Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование нравственно-этической ориентации обучаемых: развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств пятиклассников; развитие творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в творческой и познавательной деятельности;

  • умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе с использованием цитирования;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

  • проявление активности во взаимодействии с учителем и сверстниками для решения коммуникативных, творческих и познавательных задач;

  • умение работать индивидуально и в группе;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение строить монологическое высказывание, принимать участие в устном диалоге, слушать собеседника.


Место предмета в учебном плане:

В 2013 – 2014 учебном году на занятия клуба «Сотворчество» во внеурочное время в 5 классе отведено 35 часов.
Список технических средств в кабинете литературы


  1. Мультимедийный компьютер с выходом в Интернет.

  2. Мультимедиапроектор.

  3. Экран навесной.

  4. Сканер.

  5. Принтер лазерный.

  6. DVD-плеер.

  7. Телевизор.

  8. Аудиоцентр.


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции». Осмысление мифа как способа восприятия и понимания многообразного и развивающегося мира человека и природы. Основные сюжеты, герои и персонажи древнегреческих мифов, их взаимоотношения. Античная мифология как исток современной европейской культуры. Мифологические образы в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе.

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Жанрово-композиционные особенности мифа. Мифологический герой.

Дж.К.Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень». Произведение английской детской литературы с традиционным сюжетом о герое-сироте. История возникновения замысла сказки о мальчике-волшебнике. Использование мотивов кельтского и англо-саксонского фольклора, волшебных сказок Северной Европы в создании образов главного героя романа и мира, в котором он живет. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Сочетание реального и фантастического. Нравственные уроки книг о Гарри Поттере: представление о нормах поведения человека в обществе, о настоящей дружбе, любви, мужестве – их роли в вечном противостоянии Добра и Зла.

Теория литературы. Композиция сюжета повествовательного произведения и ее элементы: завязка, кульминация, развязка. Фантастика (развитие представлений).
А.Дюма. «Три мушкетера». История создания. Легендарный прототип главного героя. Образ Д´Артаньяна – идеал героического характера. Жить, как три мушкетера и Д´Артаньян, по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надёжным, иметь чувство собственного достоинства, уметь дружить. Противопоставление в романе добра и зла, истины и лжи, справедливости и коварства, любви и ненависти, свободы и рабства.

Теория литературы. Понятие об авантюрно-историческом романе. Прототипы персонажей (развитие представлений).

Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно». Философское богатство сказки: проблемы власти, ответственности за свои поступки, нравственного выбора. Нравственная чистота и рыцарские качества героев. Отражение в воссозданном автором на основе многочисленных образов северной мифологии фольклорно-мифологическом царстве, в котором происходит борьба темных и светлых сил, взаимоотношений и законов человеческого общества, полного контрастов и противоречий.

Л.Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес». История создания. Сходство событий, происшедших с Алисой, с событиями фольклорных волшебных сказок. Влияние английского фольклора и поэзии Эдварда Лира на характер событий, описанных в сказке Л.Кэрролла (жанр «нонсенс»). «Во всем есть своя мораль, надо только уметь ее найти». Отражение в сказке жизни современной автору Англии.

Теория литературы. Понятие о жанре «нонсенс» в английской литературе. Лимерик.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(35 часов)

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции». (8 часов)

Понятие о мифе, жанрово-композиционных особенностях мифа, мифологическом герое.

Отличие мифа от сказки.
Практические работы.

Конкурс на исполнение ролей в инсценировке мифа или его фрагментов: выразительное чтение (в том числе наизусть) мифов.

Создание сценария инсценировки мифа или его фрагмента.

Создание иллюстраций к мифам.
Проект: инсценирование мифов и фрагментов мифа.

Поиск сведений о мифах и мифологических образах в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение мифов и их фрагментов (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Пересказы фрагментов мифов.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента мифа).

Нравственная оценка героев мифов.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов мифа.

Игра «Умники и умницы».

Дж.К.Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень». (8 часов)
Понятие о композиции сюжета повествовательного произведения и его элементах: завязке, кульминации, развязке.

Развитие представлений о фантастике.
Практические работы.

Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов романа: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.

Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента романа, написание отзыва на художественный фильм.

Создание иллюстраций к роману.

Проект: инсценирование фрагментов романа.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Пересказы фрагментов романа.

Выделение этапов развития сюжета.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента романа).

Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа романа в инсценировке фрагмента романа).

Нравственная оценка героев романа.

Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

Сопоставление романа и его экранизации.

Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов романа.

Командная игра (брейн-ринг).

А.Дюма. «Три мушкетера». (8 часов)
Понятие об авантюрно-историческом романе. Развитие представлений о прототипах персонажей.
Практические работы.

Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов романа: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.

Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента романа, написание отзыва на художественный фильм.

Создание иллюстраций к роману.
Проект: инсценирование фрагментов романа.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Пересказы фрагментов романа.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента романа).

Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа романа в инсценировке фрагмента романа).

Нравственная оценка героев романа.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

Сопоставление романа и его экранизации.

Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов романа.

Игра «Умники и умницы».

Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно».

(5 часов)

Понятие о жанре «фэнтези». Сочетание элементов фэнтези и волшебной литературной сказки в повести.

Германо-скандинавская мифология в повести.
Практические работы.

Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов повести: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.

Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента повести.

Создание иллюстраций к повести.
Проект: инсценирование фрагментов повести.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Пересказы фрагментов повести.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента повести).

Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа повести в инсценировке фрагмента повести).

Нравственная оценка героев повести.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов повести.

Театрализованная игра.

Л.Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес».

(6 часов)

Понятие о жанре «нонсенс» в английской литературе.

Лимерик: юмористическое содержание, особенности строфы.
Практические работы.

Конкурс на исполнение ролей в инсценировке фрагментов сказки: выразительное чтение (в том числе наизусть) монологов и диалогов.

Письменные высказывания различных жанров: дневник от имени героя, характеристика героев, сценарий инсценировки фрагмента сказки, написание отзыва на анимационный фильм.

Создание иллюстраций к сказке.
Проекты:

инсценирование фрагментов романа;

составление под руководством учителя электронной презентации «Чудесные приключения Алисы в иллюстрациях русских и зарубежных художников».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Пересказы фрагментов сказки.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в ходе подготовки к инсценировке фрагмента сказки).

Ведение дневника от имени героя (в ходе подготовки к исполнению роли персонажа романа в инсценировке фрагмента сказки).

Нравственная оценка героев сказки.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

Сопоставление сказки и анимационного фильма.

Работа над коллективным проектом – инсценированием фрагментов сказки.

Сочинение лимериков.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра русского языка и литературы iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
Кафедра русского языка и литературы iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Кафедра русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Кафедра русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Кафедра русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Кафедра русского языка и литературы iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Кафедра русского языка и литературы iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
Кафедра русского языка и литературы iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
Кафедра русского языка и литературы iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Кафедра русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Кафедра русского языка и литературы iconПлан работы окружного русского языка и литературы на 20
Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов)
Кафедра русского языка и литературы iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Кафедра русского языка и литературы icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Кафедра русского языка и литературы iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Кафедра русского языка и литературы iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Кафедра русского языка и литературы iconРеспублики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка...
Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск