Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность





Скачать 410.42 Kb.
НазваниеРазрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность
страница1/3
Дата публикации03.10.2014
Размер410.42 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
  1   2   3


Введение.

В настоящее время школы переходят на личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития и реализации её природных потенциалов. В центре внимания педагога – уникальная, целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта.

Личностно – ориентированные технологии характеризуются сотрудничеством участников педагогического процесса, демократизмом, равенством, партнёрством в субъект – субъектных отношениях педагога и ребёнка. Ситуация современного урока - это ситуация расставания с так называемым « строгим» уроком, характеризующимся порядком, абсолютной исполнительностью учеников и встреча с уроком « свободным». Вчерашнее « вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее « мы с вами должны осмыслить». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели и содержание обучения, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества. Педагогика сотрудничества предполагает наличие у взрослого умение выслушать ребёнка, дать ему возможность выразить своё мнение. При этом необходимо учить школьников думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения, что формирует коммуникативные свойства личности, к которым относятся:

  • Действенное общение;

  • Риторические умения (построение фраз, умение убеждать и т.п.);

  • Умение вести диалог, ставить вопросы;

  • Умение слушать, слышать, вести спор, приводить аргументацию;

  • Умение встать на точку зрения другого;

  • Умение работать сообща для достижения общей цели.

Педагогу ни в коем случае нельзя подчёркивать своё превосходство перед учениками. Он обязан искать вместе с ними ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком обучении, воспринимаемом как общение, дети смогут почувствовать себя раскрепощённо, развивать и проявлять своё « Я».

Почему выбрана мной данная тема? На практике учитель сталкивается с рядом таких проблем, как:

  • Необходимость у учащихся формировать стойкую мотивацию к учению;

  • Отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока;

  • Различный уровень адаптация детей к коллективу сверстников.

Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность

организовать процесс обучения с ориентацией на личность каждого ученика, и в этом большую роль играет групповая работа.

Фронтальная работа требует серьёзного напряжения, протекает под внешним давлением учителя, что ведёт к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой вовлечённости в совместную деятельность, так как работают только сильные дети. Групповая форма работы предполагает отсутствие давлеющего вмешательства со стороны взрослого в психологию учения, комфортное нахождение ребёнка в группе сверстников.

Групповая технология обеспечивает изменение объектной, принимающей позиции учащихся в субъектную, активно действующую, учащиеся вовлекаются в активный процесс получения и переработки знаний, развивается сфера общения школьников. Работа в группе развивает творческие способности учащихся, способна решить многие психологические (преодоление скованности, страха, приобретение уверенности в себе) и социальные задачи обучения (коммуникативную готовность к работе в микроколлективе, развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе). Формируя навыки совместной деятельности, групповая форма работы готовит учащихся к жизни.

Групповая технология позволяет учителю реализовать идеи педагогики сотрудничества, из «непререкаемого авторитета» превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника, овладеть приемами учебного диалога, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования.

Каковы признаки групповой работы?

Методы сотрудничества в малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли свой вклад в исследование работ в малых группах. Это такие педагоги, как: Марацман В.Г., Занков Л.В., Власенков А.И., Селевко Г.К..

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями.

1. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания.

2. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, “ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. Активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала.

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Организация групповых занятий на уроке не связана с делением класса на группы в соответствии с финансовыми и организационными нормативами. Имеется в виду технология проведения урока, на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения материала, с последующей коллективной рефлексией, что позволяет сделать более продуктивными временные рамки урока. Групповые занятия могут проводиться и за пределами урока, как правило, эта технология используется для разработки проектов.

  • На данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

При использовании групповой формы организации познавательной деятельности можно использовать такие виды работ:

  • парная работа, которая чаще всего используется при взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Это работа должна продолжаться не более 5-7 минут.

  • бригадная форма, используемая при закреплении учебного материала. Число учащихся в бригаде – 5-8 человек. Учитель назначает лидера, соблюдая очерёдность лидерства. Сильных и слабых учащихся в бригаде должно быть примерно одинаковое количество.

  • звеньевая форма чаще всего используется в лабораторных работах и практикумах, наиболее эффективна на этапе формировании умений и навыков. Численность звена не должна превышать 10 человек. Регламент времени – 5-7 минут.

Можно выделить 3 режима работы в командах:

1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми заданиями или проектами;

2) работа в подгруппах;

3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.

Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.

В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая труппа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки). Но здесь есть и минусы.

Работа в группе требует соблюдения нескольких этапов: подготовительный, собственно групповая работа, отчет о проделанной работе ( презентация), если возможно, с использованием ИКТ.

Этапы работы складываются из следующих элементов:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

  3. Работа по выполнению учебного задания.

  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

  6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

  7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

На первых порах нужно установить правила работы в группе и обучить им детей. При проведении инструктажа нужно представить ученикам готовые правила или предложить разработать их самостоятельно, а также необходимо обсудить эти правила, что будет уроком ответственности и демократии. Важно, чтобы правил было не более пяти, при их формулировке нужно указывать, что « следует делать». Приведём примеры формулировок правил: говори тихо и спокойно; к своим товарищам относись с уважением; внимательно слушай партнёра; старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца; делай замечания тактично, не груби; в случае, когда проблему решить не удаётся, обратись к учителю. Для того чтобы учебная дискуссия состоялась, необходимо познакомить школьников с определёнными правилами проведения диалога – обсуждения:

  • в совместной работе нет « актёров» и «зрителей», все – участники;

  • каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

  • следует говорить так, чтобы быть понятным, высказываться непосредственно по теме, избегать лишней информации;

  • если прозвучавшая информация не вполне ясна, можно задавать вопросы « на понимание, уточнения» (например, « Правильно ли я понял?..») и только после этого делать выводы;

  • цель совместной деятельности – не в « победе» какой - либо одной точки зрения, а возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Учитель в зависимости от ситуации (готовности класса к групповой форме обучения, степени сплочённости коллектива и пр.) может: 1) изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия; 2) дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе; 3) совмещать первый путь со вторым.

Случается, что в процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Это обусловлено как самим содержанием дискуссия, так и конкретными ситуациями общения. Например, как инициатор ученик может выдвигать любые, самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Или другой, более яркий случай: роль критика, контролёра закономерно предполагает критику (хотя и обоснованную, конструктивную). При этом и сам « критик», и его оппонент должны чувствовать границы ситуаций, не переходить в личностный план, не переносить конфликтную ситуацию за рамки урока. Другими словами, необходимо ещё и различать личность говорящего и ту роль, которую кто – либо исполняет в процессе групповой работы.

Опыт показывает, что на первых порах овладения приёмами групповой работы учащиеся не очень внимательны к ответам одноклассников. После того как они поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по заданию группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично помогать.

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию. Это могут быть задачи с недоопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы. Начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Содержание учебной задачи для групповой работы должно отличаться от той, которая ставится при традиционной форме обучения. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения, вырабатывать общее решение проблемы.

Работа в группах может быть организована и таким образом:

А) группы получают одно и то же задание; результат работы либо представляется учителю, либо раскрывается на уроке;

Б) группы получают разные, но работающие на общий результат задания; на уроке каждая группа представляет свой результат;

В) группы получают разные задания; в этом случае каждая группа отчитывается перед классом по очереди.

На этапе выполнения задания каждая группа может пользоваться, если это не зачетный урок, памятками, схемами, алгоритмами, которые имеет каждый ученик в тетради-справочнике ( такая тетрадь ведется всеми учениками с 5 класса). Консультанты либо ведут опрос по теории (на зачетном занятии), либо руководят работой группы, распределяя задания между членами микроколлектива. Консультантов учитель готовит к уроку заранее. На уроках - зачетах консультанты выполняют задания повышенной сложности или творческого характера, самые слабые учащиеся работают по образцу или алгоритму. Презентация групповых решений может происходить в различных вариантах:

- совместно-индивидуальная форма (каждая группа представляет итог своей деятельности – такая форма оправдывается на уроках повторения);

- совместно-последовательная форма (результат деятельности каждой группы является ступенькой к решению общей проблемы – данная форма является удачной для уроков обобщения, т.к. позволяет установить некоторые закономерности).

Подобная организация работы ученического коллектива дает положительные результаты, а самое главное дает каждому ученику чувство уверенности в своих силах, осознание включенности в работу класса.

Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя

Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики.

Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-полярной и учебной литературой, с приборами и наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в старших классах.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

  1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.

  2. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек

  3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомиться с материалом (каждый работает с одним источником, затем обменивается информацией с соучениками).

  4. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;

  5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводиться консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.

Важно обозначить не только правила работы в группе, но и определить систему оценок:

Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка…. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников

Каковы «плюсы» и «минусы» групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Ещё следует заметить, что при условии чёткого планирования работы и грамотного подбора материала учителем при групповой форме организации можно успеть выполнить больше разнообразных заданий, нежели при фронтальной форме организации деятельности. Это достигается не за счёт ухудшения качества работ, а за счёт того, что соревновательный дух порождает в детях высокую активность.

Интересен ещё и тот факт, что при групповой работе повышается степень усвоения материала, так как учащиеся прорабатывают только часть материала задания, но делают это досконально, так как от этого зависит результат деятельности всей группы. Из психолого-педагогических исследований известно, насколько важны для ребят отношения со сверстниками. Именно потому учащиеся стремятся не просто выполнить задание, а выполнить его как можно лучше.

Ещё одним несомненным плюсом групповой организации учебной деятельности можно назвать большую самостоятельность учащихся при выполнении заданий. Свои мнения и догадки ребята вынуждены озвучивать, не зная ответов большинства других учеников класса.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов,

при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.

Естественно, многое зависит и от того, насколько правильно учитель составил группы. Ведь помимо создания благоприятного психологического климата необходимо учитывать и тот факт, что в командах должны быть как слабые, так и сильные учащиеся, чтобы не было групп, в которых собраны только слабые или только сильные. Иначе не получится соревнования, так как дети из числа слабых учащихся, изначально зная, что не смогут выиграть, не станут принимать активного участия. А одно из главных условий при использовании групповой организации учебной деятельности – высокая познавательная активность детей. Но такое объединение в группы спорно.

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. И при таком объединении может не выиграть ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Ещё отрицательным моментом групповой организации работы можно считать трудности в осуществлении наблюдения за деятельностью каждого учащегося, оценке его личного вклада в работу группы.

А при фронтальной форме организации учебной деятельности осуществлять наблюдения легче. Наиболее значимым можно назвать тот факт, что учитель при такой работе может уделить внимание каждому учащемуся, вовремя отследить и исправить ошибки в рассуждениях детей. Также в этом случае легче контролировать работу всего класса в целом, корректируя по мере необходимости план урока.

Но минус фронтальной формы в том, что ориентация в этом случае идёт на среднего ученика, практически без учёта индивидуальных особенностей и уровня подготовки. Также отрицательным является меньшая степень самостоятельности учащихся по сравнению с групповой формой организации деятельности.

Однако, несмотря на все вышеуказанные плюсы и минусы этих организационных форм, нельзя сказать, что какая-то из них хорошая, а какая-то плохая. Вся их ценность проявляется лишь в совокупности, в своевременном чередовании. Недостатки одной формы компенсируются преимуществами другой, а потому не следует чрезмерно увлекаться использованием в работе преимущественно одного вида организации деятельности. Необходимо выбирать между фронтальной, групповой и индивидуальной работой в зависимости от целей урока, учебного материала, типа урока, уровня обученности детей. Только проанализировав совокупность всех этих факторов можно решить, к какой форме организации учебной деятельности (или к какому сочетанию форм) следует склониться на том или ином этапе обучения.

Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от:

  • решаемых учебно-воспитательных задач на уроке;

  • учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности;

  • специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей;

стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Совместная деятельность учащихся в группе создает предпосылки для глубокого усвоения теоретического материала, открывает большие возможности для проявления индивидуальных способностей.

Использовать групповую работу возможно на различных этапах урока русского языка: при изучении нового материала (в 7-9 классах), на этапе обобщения и систематизации изученного, при комплексном анализе текста (в старшем звене), на контрольных уроках – зачетах ( в среднем звене). На уроках литературы в старших классах при подготовке к семинарским занятиям, при изучении лирики, своеобразия стиля писателя и др.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.

Практическая часть

Применение групповых технологий на уроках русского языка

Групповая работа на уроках русского языка помогает справиться с многими задачами: усвоение теоретического материала, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, овладение нормами литературного языка, лексическим богатством языка.

Групповая работа может иметь цель выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Например, при разграничении омонимов и сходных с ними языковых явлений предлагается следующая групповая работа:

Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. Свои наблюдения оформите в виде модели, обозначив в ней: произношение – П, написание – Н, часть речи – ЧР, значение –З.

1 группа. Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно.

2 группа. Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Замечательный плот соорудили ребята. – Плод тыквы был огромных размеров.

3 группа. В этот замок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замок. Маленькие гвоздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики.

4 группа. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней.

В результате данной групповой работы появляется запись в тетрадях детей.


Омонимы

Омофоны

Омографы

Омоформы

Многозначные слова

П=П

Н=Н

ЧР=ЧР

З№З

П=П

Н№Н

ЧР=

или~ЧР

З№З

П№ П

Н=Н

ЧР=ЧР

З№ З

П=П

Н=Н

ЧР=

или ~ЧР

З№З

В одной

или

несколь-

ких формах

слов

П=П

Н=Н

ЧР=ЧР

З№З


Значения не одинаковы, а смысловая связь существует


Данная таблица – опорный материал для выполнения дальнейших упражнений по этой теме, например, детям предлагается определить, чем являются слова:

везти – вести, орёл – Орёл, костный – косный, старожил – сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца, атлас – атлас, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замок с секретом, стакан из стекла – вода стекла, мазать стены краской – мазать из ружья.

В 8 классе на обобщающем уроке « Вводные слова и предложения» после лингвистической разминки провела опрос по данной теме, используя групповую форму работы. Класс разделила на 3 группы по 3 – 4 человека, они получили карточками с заданиями. Первые две группы должны были в тексте расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения, вставить пропущенные буквы. Постановку знаков препинания объяснить устно.

Карточка № 1.

1. Алексей читатель уже узнал его пристально гл…дел на меня. 2. Вася менял воду для красок художник р…совал акварельными красками под…вал из к…р…бки свинцовые тюбики. 3. Поверхность озера оно называлось Лариным прудом всегда была покрыта ряской. 4. Мать и дочь Павловские это была их фамилия гуляли по саду. 5. Корнев так звали начальника эскадры был бл…стящий офицер. 6. Осенью как об этом с восхищением сказал поэт Тютчев бывает «короткая, но дивная пора». 7. Однажды это было славной осенью мы отправились в лес. 8. Солнце между тем в апреле день короток начало клониться к западу. 9. Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать её ловить и соб…рать бабочек. 10. Его ч…рная (н…)чем (не)прикрытая голова впрочем волосы могли заменить любую шапку так и мелькала в кустах. 11. Георгий в детстве его звали Егоркой и Егорушкой рос крепким (н…)когда (не)хворал.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconОбщие сведения и разрешение проблем доступа в интернет
Обычные телефонные кабели становятся высокоскоростными цифровыми каналами, причем скорость передачи данных зависит только от качества...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность педагогического опыта в том, что работа по методу учебных проектов стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconКонтрольные вопросы по курсу «Операционные системы»
При расслоении памяти соседние по адресам ячейки размещаются в различных модулях памяти, так что появляется возможность производить...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconФормирование познавательных интересов в обучении
И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Может быть, он из озорства гения высказал...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность icon«Работа с учебником на уроках биологии»
Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconРеферат по дисциплине Сетевые технологии высокоскоростных систем...
Но когда появляется желание лазить в Интернет с компьютера, лэптопа и кпк с возможностью беспроводного подключения, задумываешься...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconУчебный материал всех предметов начальной школы по любой программе...
Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность,...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения данных уроков нестандартна, увлекательна. Используются различные виды работ, за счет этого поддерживается внимание...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconЗадача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного...
На изучение предмета на базовом уровне официально отведен 1 час в неделю. Если учителю удается убедить руководство школы в необходимости...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconРабочая программа спецкурса по математике «Математика вокруг нас»
В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconЧто будет с единым госэкзаменом в наступающем учебном году
Кимы, на технических сотрудников, распределяющих их по пакетам, на учителей, развозящих задания по учебным заведениям. Виноватых...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» race68@yandex ru
ФЗ. Обозначен ряд проблем в их развитии и обоснованы пути решения данных проблем. Сделан вывод об актуальности и перспективе развития...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Живое, непринужденное общение в чате давало возможность рассказать о своих наработках и проблемах, вместе с сообществом подумать...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconУрок №23 Тема: Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных
Познакомить учащихся с возможностями наглядного представления данных (в том числе и многорядных) средствами табличного процессора...
Разрешение данных проблем видится в том, что появляется возможность iconГимназия №1 г. Агрыз Республики Татарстан База данных основа информационной системы
Следствием этого являлось чрезвычайно низкая производительность операций ввода-вывода данных во внешнюю память. Магнитные барабаны...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск