Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы»





Скачать 146.31 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы по курсу «Операционные системы»
Дата публикации05.11.2014
Размер146.31 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > Информатика > Контрольные вопросы


Московский Государственный Институт Электроники и Математики

(Технический университет)




Контрольные вопросы по курсу

«Операционные системы»

Выполнил:

Шаповалов И. В.

С-44

Москва 2007

Аппаратные вопросы.


  1. Расслоение памяти (интерливинг)

Интерливинг метод, применяемый для увеличения скорости доступа к оперативной памяти. В обычном случае во время обращения к какой-то одной из ячеек модуля основной памяти никакие другие обращения к памяти производиться не могут. При расслоении памяти соседние по адресам ячейки размещаются в различных модулях памяти, так что появляется возможность производить несколько обращений одновременно.
2. Регистр перемещения

Регистр перемещения обеспечивает возможность динамического перемещения программ в памяти. В регистр перемещения заносится базовый адрес программы, хранящейся в основной памяти. Содержимое регистра перемещения прибавляется к каждому указанному в выполняемой программе адресу. Благодаря этому пользователь может писать программу так, как если бы она начиналась с нулевой ячейки памяти. Во время выполнения программы все исполнительные адреса обращений формируются с использованием регистра перемещения — и благодаря этому программа может реально размещаться в памяти совсем не в тех местах, которые она должна была бы занимать согласно адресам, указанным при трансляции.


  1. Прерывания и опрос состояния

Опрос прерывания - однин из способов, позволяющих некоторому устройству проверить состояние другого, независимо работающего устройства; например, первое устройство может периодически проверять, находится ли второе устройство в определенном состоянии, и если нет, то продолжать свою работу.

Прерывания дают возможность одному устройству немедленно привлечь внимание другого устройства, с тем чтобы первое могло сообщить об изменении своего состояния. Состояние устройства, работа которого прерывается, должно быть сохранено, только после этого можно производить обработку данного прерывания. После завершения обработки прерывания состояние прерванного устройства восстанавливается, с тем чтобы можно было продолжить работу.

  1. Буферизация

Буфер (англ. buffer) — это область памяти, используемая для временного хранения данных при вводе или выводе. Обмен данными (ввод и вывод) может происходить как с внешними устройствами, так и с процессами в пределах компьютера. Буферы могут быть реализованы в аппаратном или программном обеспечении, но подавляющее большинство буферов реализуется в программном обеспечении. Буферы используются когда существует разница между скоростью получения данных и скоростью их обработки, или в случае когда эти скорости переменны

Метод организации обмена данными между устройствами или процессами с использованием буфера называется буферизацией.


  1. Периферийные устройства

Периферийное устройство - часть технического обеспечения, конструктивно отделенная от основного блока вычислительной системы.

Периферийные устройства имеют собственное управление и функционируют по командам центрального процессора.

К периферийным устройствам относят все устройства, за исключение ЦП и ОП. Они предназначены для внешней обработки данных, обеспечивающий их подготовку, ввод, хранение, управление, защиту, вывод и передачу на расстояние по каналам связи.

  1. Защита памяти

Защита памяти — важное условие для нормальной работы многопользовательских вычислительных систем. Защита памяти ограничивает диапазон адресов, к которым разрешается обращаться программе. Защиту памяти для программы, занимающей непрерывный блок ячеек памяти, можно реализовать при помощи так называемых граничных регистров, где указываются старший и младший адреса этого блока памяти. При выполнении программы все адреса обращения к памяти контролируются, чтобы убедиться в том, что они находятся в промежутке между адресами, указанными в граничных регистрах. Защиту памяти можно реализовать также при помощи ключей защиты памяти, относящихся к определенным областям основной памяти; программе разрешается обращение к ячейкам памяти только тех областей, ключи которых совпадают с ключом данной программы.


  1. Таймер и часы

Таймер (интервальный таймер) — эффективный способ предотвращения монополизации процессора одним из пользователей в многоабонентских системах. По истечении заданного интервала времени таймер генерирует сигнал прерывания для привлечения внимания процессора; по этому сигналу процессор может переключиться на обслуживание другого пользователя.

Часы истинного времени дают возможность компьютеру следить за реальным календарным временем с точностью до миллионных долей секунды, а при необходимости даже точнее.

  1. Каналы ввода-вывода

Канал ввода-вывода — это специализированный процессор, предназначенный для управления вводом-выводом независимо от основного процессора вычислительной машины. Канал имеет возможность прямого доступа к основной памяти для записи или выборки информации. В современных машинах с управлением по прерываниям процессор выполняет команду «начать ввод-вывод» (SIO), чтобы инициировать передачу данных ввода-вывода по каналу; после окончания операции ввода-вывода канал выдает сигнал прерывания по завершению операции ввода-вывода, уведомляющий процессор об этом событии. Истинное значение каналов состоит в том, что они позволяют значительно увеличить параллелизм работы аппаратуры компьютера и освобождают процессор от подавляющей части нагрузки, связанной с управлением вводом-выводом.

Для высокоскоростного обмена данными между внешними устройствами и основной памятью используется селекторный канал. Селекторные каналы имеют только по одному подканалу и могут обслуживать в каждый момент времени только одно устройство.

Мультиплексные каналы имеют много подканалов; они могут работать сразу с многими потоками данных в режиме чередования. Байт-мультиплексный канал обеспечивает режим чередования байтов при одновременном обслуживании ряда таких медленных внешних устройств, как терминалы, перфокарточные устройства ввода-вывода, принтеры, а также низкоскоростные линии передачи данных. Блок-мультиплексный канал при обменах в режиме чередования блоков может обслуживать несколько таких высокоскоростных устройств, как лазерные принтеры и дисковые накопители.

  1. Захват цикла

В каждый конкретный момент времени может осуществляться только одна операция обращения (к некоторому модулю основной памяти), каналам и процессору может одновременно потребоваться обращение к основной памяти, в обычном случае приоритет здесь предоставляется каналам. Это называется захватом цикла памяти; канал буквально захватывает, или «крадет» циклы обращения к памяти у процессора. Каналам требуется лишь небольшой процент общего числа циклов памяти, а предоставление им приоритета в этом смысле позволяет обеспечить лучшее использование устройств ввода-вывода.


  1. Относительная адресация

Для обеспечения работы с очень большими адресными пространствами в машинах применяется адресация типа база + смещение, или относительная адресация, при которой все адреса программы суммируются с содержимым базового регистра. Подобное решение имеет то дополнительное преимущество, что программы становятся перемещаемыми, или позиционно-независимыми; это свойство программ имеет особенно важное значение для многоабонентских систем, в которых одну и ту же программу может оказаться необходимым размещать в различных местах основной памяти при каждой загрузке.


  1. Режим работы ЭВМ (супервизор)

Операционной системе обычно присваивается статус самого полномочного пользователя и работает она в режиме супервизора; она имеет доступ ко всем командам, предусмотренным в машине. Для большинства современных вычислительных машин подобного разделения на два режима — задачи и супервизора — вполне достаточно. Однако в случае машин с высокими требованиями по защите от несанкционированного доступа желательно иметь более двух режимов. Благодаря этому можно обеспечить более высокую степень детализации защиты. Благодаря этому можно также предоставлять доступ по принципу минимума привилегий: .каждому конкретному пользователю следует предоставлять минимально возможный приоритет и право доступа только к тем ресурсам, , которые ему действительно необходимы для выполнения предусмотренных задач.


  1. Виртуальная память

Виртуальная память дают возможность указывать в программах адреса, которым не обязательно соответствуют физические адреса основной памяти. Виртуальные адреса, выдаваемые работающими программами, при помощи аппаратных средств динамически (т. е. во время выполнения программы) преобразуются в адреса команд и данных, хранящихся в основной памяти. Системы виртуальной памяти позволяют программам работать с адресными пространствами гораздо большего размера, чем адресное пространство основной памяти. Они дают пользователям возможность создавать программы, независимые (большей частью) от ограничений основной памяти, и позволяют обеспечить работу многоабонентских систем с общими ресурсами.

В системах виртуальной памяти применяются такие методы, как страничная организация (предусматривающая обмен между основной и внешней памятью блоками данных фиксированного размера) и сегментация (которая предусматривает разделение программ и данных на логические компоненты, называемые сегментами, что упрощает управление доступом и коллективное использование). Эти методы иногда реализуются порознь, а иногда в комбинации. Системы виртуальной памяти рассматриваются в гл. 8 и 9.

  1. Мультипроцессорная обработка

В мультипроцессорных машинах несколько процессоров работают с общей основной памятью и одной операционной системой. При мультипроцессорной работе возникает опасность конфликтных ситуаций определенных типов, которых не бывает в однопроцессорных машинах. Здесь необходимо обеспечить координированный упорядоченный доступ к каждой общей ячейке памяти, с тем чтобы два процессора не могли изменять ее содержимое одновременно — и в результате, быть может, портить его. Подобная координация необходима также и в случае, когда один процессор пытается изменить содержимое ячейки, которую хочет прочитать другой процессор.


  1. Прямой доступ к памяти DMA

Одним из способов достижения высокой производительности вычислительных машин является минимизация количества прерываний, происходящих в процессе выполнения программы. Разработанный для этого способ прямого доступа к памяти (ПДП) требует лишь одного прерывания на каждый блок символов, передаваемых во время операции ввода-вывода. Благодаря этому обмен данными производится значительно быстрее, чем в случае, когда процессор прерывается при передаче каждого символа.

После начала операции ввода-вывода символы передаются в основную память по принципу захвата цикла — канал захватывает шину связи процессора с основной памятью на короткое время передачи одного символа, после чего процессор продолжает работу.

Когда внешнее устройство оказывается готовым к передаче очередного символа блока, оно «прерывает» процессор. Однако в случае ПДП состояние процессора запоминать не требуется, поскольку передача одного символа означает для процессора скорее задержку, или приостановку, чем обычное прерывание. Символ передается в основную память под управлением специальных аппаратных средств, а после завершения передачи процессор возобновляет работу.

ПДП—это способ повышения производительности, особенно необходимый для систем, в которых выполняются очень большие объемы операций ввода-вывода. Аппаратные средства, обеспечивающие захват циклов памяти и управление устройствами ввода-вывода в режиме ПДП, называются каналом прямого доступа к памяти.

  1. Конвейеризация.

Конвейеризация — это аппаратный способ, применяемый в высокопроизводительных вычислительных машинах с целью использования определенных типов параллелизма для повышения эффективности обработки команд. Упрощенно структуру конвейерного процессора можно представить очень похожей на технологическую линию производственного предприятия; на конвейере процессора на различных стадиях выполнения одновременно могут находиться несколько команд. Такое совмещение требует несколько большего объема аппаратуры, однако позволяет существенно сократить общее время выполнения последовательности команд.


  1. Иерархия памяти

Современные вычислительные машины содержат несколько видов памяти, в том числе основную (первичную, оперативную), внешнюю (вторичную, массовую) и кэш-память. В основной памяти должны размещаться команды и данные, к которым будет обращаться работающая программа. Внешняя память — это магнитные ленты, диски, карты и другие носители, предназначенные для хранения информации, которая со временем будет записана в основную память. Кэш-память — это буферная память очень высокого быстродействия, предназначенная для повышения скорости выполнения работающих программ; для программ пользователя эта память, как правило, «прозрачна». В вычислительных машинах, оснащенных кэш-памятью, текущая часть программы помещается в кэш-память, что позволяет выполнять ее гораздо быстрее, чем если бы она находилась в основной памяти. Все эти виды памяти создают единую иерархию памяти; переход по уровням этой иерархии от кэш-памяти к основной и затем к внешней памяти сопровождается уменьшением стоимости и скорости и увеличением емкости памяти. Память, как правило, разделяется на байты (символы) или слова (состоящие из постоянного количества байтов). Каждая ячейка памяти имеет свой адрес; множество адресов, доступных программе, называется адресным пространством.
 

Программные вопросы:

  1. Программирование на машинном языке

Машинный язык — это язык программирования, непосредственно воспринимаемый компьютером. Каждая команда машинного языка интерпретируется аппаратурой, выполняющей указанные функции. Команды машинного языка в принципе являются довольно примитивными. Только соответствующее объединение этих команд в программы на машинном языке дает возможность описывать достаточно серьезные алгоритмы. Наборы команд машинного языка современных компьютеров зачастую включают некоторые очень эффективные возможности. Машинный язык является машинно-зависимым: программа, написанная на машинном языке компьютера одного типа, как правило, не может выполняться на компьютере другого типа, если его машинный язык не идентичен машинному языку первого компьютера (или не является расширением по отношению к этому языку). Еще одним признаком машинной, или аппаратной, зависимости является характер самих команд: в командах машинного языка указываются наименования конкретных регистров компьютера и предусматривается обработка данных в той физической форме, в которой они существуют в этом компьютере.


  1. Ассемблер и макропроцессоры

Программирование на машинном языке требует очень много времени и чревато ошибками. Поэтому были разработаны языки ассемблерного типа, позволяющие повысить скорость процесса программирования и уменьшить количество ошибок кодирования. Вместо чисел, используемых при написании программ на машинных языках, в языках ассемблерного типа применяются содержательные мнемонические сокращения и слова естественного языка. Однако компьютеры не могут непосредственно воспринять программу на языке ассемблера, поэтому ее необходимо вначале перевести на машинный язык. Такой перевод осуществляется при помощи программы-транслятора, называемой ассемблером.

Языки ассемблерного типа также являются машинно-зависимыми. Их команды прямо и однозначно соответствуют командам программы на машинном языке. Чтобы ускорить процесс кодирования программы на языке ассемблера, были разработаны и включены в ассемблеры так называемые макропроцессоры. Программист пишет макрокоманду как указание необходимости выполнить действие, описываемое несколькими командами на языке ассемблера. Когда макропроцессор во время трансляции программы читает макрокоманду, он производит макрорасширение — т. е. генерирует ряд команд языка ассемблера, соответствующих данной макрокоманде, Таким образом, процесс программирования значительно ускоряется, поскольку программисту приходится писать меньшее число команд для определения того же самого алгоритма.

  1. Компиляторы

Перевод с языков высокого уровня на машинный язык осуществляется при помощи программ, называемых компиляторами. Компиляторы и ассемблеры имеют общее название «.трансляторы». Написанная пользователем программа, которая в процессе трансляции поступает на вход транслятора, называется исходной программой; программа на машинном языке, генерируемая транслятором, называется объектной программой, или выходной (целевой) программой.


  1. Интерпретаторы

Существует один интересный и распространенный вид трансляторов, интерпретаторы, которые не генерируют объектную программу, а фактически обеспечивают непосредственное выполнение исходной программы. Интерпретаторы особенно распространены в системах проектирования программ, где программы идут, как правило, лишь небольшое время до момента обнаружения очередной ошибки. Интерпретаторы распространены также в сфере персональных компьютеров. Они свободны от накладных затрат, свойственных ассемблированию или компиляции. Однако выполнение программы в режиме интерпретации идет медленно по сравнению с компилированным кодом, поскольку интерпретаторам надо транслировать каждую команду при каждом ее выполнении.


  1. Процедурно-ориентированные и проблемно-ориентированные языки

Языки высокого уровня бывают либо процедурно-ориентированными, либо проблемно-ориентированными. Процедурно-ориентированные языки высокого уровня — это универсальные языки программирования, которые можно использовать для решения самых разнообразных задач. Проблемно-ориентированные языки предназначаются специально для решения задач конкретных типов. Такие языки, как Паскаль, Кобол, Фортран, Бейсик и ПЛ/1 обычно считаются процедурно-ориентированными.


  1. Спулинг

При спулинге (вводе-выводе с буферизацией) посредником между работающей программой и низкоскоростным устройством, осуществляющим ввод-вывод данных для этой программы, становится высокоскоростное устройство, например дисковый накопитель. Вместо вывода строк данных непосредственно, скажем, на построчно печатающее устройство программа записывает их на диск. Благодаря этому текущая программа может быстрее завершиться, с тем чтобы другие программы могли быстрее начать работать. А записанные на диск строки данных можно, распечатать позже, когда освободится принтер.


  1. Абсолютные и перемещающие загрузчики

Загрузчик — это системная программа, которая размещает команды и данные программы в ячейках основной памяти. Абсолютный загрузчик размещает эти элементы именно в те ячейки, адреса которых указаны в программе на машинном языке. Перемещающий загрузчик может загружать программу в различные места основной памяти в зависимости, например, от наличия свободного участка основной памяти в момент загрузки (называемое временем загрузки).

  1. Связывающие загрузчики и редакторы связей

Связывающий загрузчик во время загрузки объединяет необходимые программы и загружает их непосредственно в основную память. Редактор связей также осуществляет подобное объединение программ, однако он создает загрузочный модуль, который записывается во внешнюю память для будущего использования. Редактор связей играет особенно важную роль для производственных систем; когда программу необходимо выполнять, ее загрузочный модуль, сформированный при помощи редактора связей, может быть загружен немедленно — без накладных затрат времени (часто весьма больших) на повторное объединение отдельных частей программы.


  1. Микропрограммы

Микропрограммирование вводит дополнительный уровень средств программирования, нижележащий по отношению к машинному языку компьютера, и тем самым оно позволяет определять конкретные команды машинного языка. Подобные возможности являются неотъемлемой частью архитектуры современных компьютеров и имеют громадное значение с точки зрения обеспечения высоких скоростных характеристик и защиты операционных систем.

Микропрограммы размещаются в специальной управляющей памяти очень высокого быстродействия. Они состоят из индивидуальных микрокоманд, которые гораздо более элементарны по своей природе и более рассредоточены по функциям, чем обычные команды машинного языка. В компьютерах, где набор команд машинного языка реализуется при помощи микропрограммирования, каждой команде машинного языка соответствует целая и, быть может, большая микропрограмма. Тем самым сразу же становится очевидным, что микропрограммирование окажется эффективным только в том случае, если управляющая память будет обладать гораздо большим быстродействием; чем основная.


  1. Горизонтальный и вертикальный программный код

Команды микрокода делятся на горизонтальные и вертикальные. Выполнение вертикальных микрокоманд очень похоже на выполнение обычных команд машинного языка. Типичная вертикальная микрокоманда задает пересылку одного или нескольких элементов данных между регистрами.

Горизонтальный микрокод действует совсем по-другому. Каждая его команда содержит гораздо большее число бит, поскольку может задавать параллельную операцию пересылки данных для многих или даже всех регистров данных устройства управления. Горизонтальные микрокоманды являются более мощными, чем вертикальные, однако может оказаться, что соответствующие микропрограммы гораздо сложнее кодировать и отлаживать.

  1. Эмуляция

Эмуляция — метод, позволяющий сделать одну вычислительную машину функциональным эквивалентом другой. Набор команд машинного языка эмулируемого компьютера микропрограммируется на эмулирующем компьютере — и благодаря этому программы, представленные на машинном языке первого компьютера, могут непосредственно выполняться на втором. Фирмы-разработчики компьютеров широко применяют эмуляцию при внедрении новых машин, и пользователи, привязанные к старым компьютерам, получают, например, возможность без всяких изменений выполнять свои ранее отлаженные программы на новых машинах. Тем самым процесс перехода с машины на машину становится менее сложным и болезненным.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонспект по курсу лекций Операционные системы Граур Светлана группа...
Основные блоки: 1)введение (историческое развитие вычислительных систем (ВС), определяемое появлением и развитием программного обеспечения...
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconВопросы для экзаменов по предмету операционные системы
Основные компоненты компьютерной системы, общая картина функционирования компьютерной системы
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconПаспорт программы учебной дисциплины «Операционные системы» Область применения
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы...
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонспект лекций по курсу опд. Ф. 11. Операционные системы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы по курсу Контрольный тест по курсу
Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино – телефильмов, мультимедиа и т п
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Операционные системы» разработана...
Операционные системы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 17 с
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы по курсу Тематический план

Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы по курсу Тематический план

Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconСамостоятельная работа приобщает студентов к творчеству, поиску и...
Автор разработки: Торгашин Геннадий Владимирович, гобу спо во «Борисоглебский индустриальный техникум», преподаватель дисциплины...
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы к зачёту в конце второго года обучения
Экономические системы: типологизация, факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы. Производительные силы и...
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы по курсу «Управленческая психология»
Активность личности. (Фрейдистский и неофрейдистский подходы). Потребность, как источник активности
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconПрограмма дисциплины Операционные системы для специальности 090102....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности «090102 Компьютерная...
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКурсовой проект по дисциплине «Системы программирования и операционные системы»
Резидентный обработчик прерываний от клавиатуры с подключением до системного обработчика
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconОперационные системы конспект лекций
Внутренняя организация файловой системы: модель версии Fast File System (ffs) bsd 193
Контрольные вопросы по курсу «Операционные системы» iconКонтрольные вопросы по курсу Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск