Формирование познавательных интересов в обучении





Скачать 108.86 Kb.
НазваниеФормирование познавательных интересов в обучении
Дата публикации18.08.2014
Размер108.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОБУЧЕНИИ
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребенка учитель должен научить, не только, читать, считать, писать, но и дать возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать.

Этому способствует система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;

  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.


Собственная деятельность ребёнка интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку.

Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь.

Задачи:

  • развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

  • развивать психические процессы и коммуникативные умения (умение спрашивать, умение договариваться, умение выражать свою точку зрения)

  • развивать способности анализировать и правильно выбирать информацию.


Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Каковы же пути ?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.
Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
- Надо же, а я этого и не знал! Ничего себе! Вот это да!
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Урок рисования.

Ученик открывает баночку с гуашью, а там серый налет. Ребенок в недоумении подходит ко мне и спрашивает: Это что?

- Это плесень.

- А как она туда попала?

- А что это такое?

На следующий день ко мне подбегают ребята и наперебой рассказывают о плесени. Саша Лазарева принесла материал, который нашла в Интернете.

На этом мы не остановились. Мы вырастили плесень. Затем мы ее рассмотрели через микроскоп.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса…
На уроках окружающего мира ребята занимаются проектной деятельностью.
«Как сохранить и уберечь свою землю от гибели»

«Моя малая родина»

«Решаем жизненные ситуации»
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
На уроке чтения знакомясь с произведением «Стойкий оловянный солдатик», читая это произведение по ролям, у ребят возникла идея поставить спектакль. Ребята распределили круг обязанностей между собой: режиссер, сценарист, артист, декоратор, художник - оформитель, и начались репетиции, каждый был занят своей работой. Итогом нашей работы - показ спектакля первоклассникам, а так же родителям.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь - это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемы ситуацией. Проблемной ситуацией является всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и, которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами - залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования ребенком специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор познавательной потребности.
Девиз каждого моего урока «Маленькие удачи – путь к большой победе»

Ребята стремятся сами добраться до истины, высказывают свою точку зрения, соглашаются, принимают решения, стараются делать выводы и умозаключения, умеют работать в коллективе, группе, а также презентовать работу общественности Задача учителя подчеркнуть значимость каждого ученика, создать условия для повышения мотивации к исследовательской деятельности.


ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Что я слышу – забываю,

Что я вижу – я помню,

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребенка учитель должен научить, не только, читать, считать, писать, но и дать возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать.

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления и творческих способностей одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;

  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.

Как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель. Именно школа вводит ребенка в мир Культуры, всерьез и системно знакомит с Искусством.

Цель моей работы: привитие интереса к литературному наследию и театральному искусству.

Собственная театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, по убеждению Л.С.Выготского, является корнем всякого детского творчества. Игра - это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни – необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка.

Именно школа должна удовлетворять и сохранять детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом. Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь.

Задачи:

  • развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства;

  • развивать психические процессы и коммуникативные умения;

  • активизировать и обогащать словарь детей;

  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

  • воспитывать культуру речевого общения;

  • формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта;

  • развивать творческую самостоятельность, побуждая передавать настроение, характер героев;

  • воспитывать зрительскую культуру;

  • развивать способности анализировать свои поступки, поступки сверстников и героев художественной литературы.

Результаты анкетирования, индивидуальные беседы, проведённые среди учащихся класса и их родителями, выявили, что занятия изобразительным искусством, инсценирование, игры - драматизации, находят у каждого ребенка самые положительные отклики: дети любят этим заниматься, любой вид деятельности вызывает у них живой интерес, эмоциональный порыв, желание творить. Эти умения формируются на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Театральное образование и художественно-творческая деятельность младших школьников осуществляется в их собственной театральной деятельности и способствует социально-художественному развитию, которое заключается в том, что у детей повышается уровень чувственно-эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуально-познавательной сфер. Дети приобщаются к творчеству, у них формируются начала художественной культуры.

На уроках литературного чтения использую следующие виды деятельности:

  1. Постановка живых картин:

определение фрагмента для постановки живых картин; освоение различных ролей в тексте; отбор выразительных средств (мимика, жесты); постановка живых картин; рефлексия; повторное воспроизведение картины.

2. Чтение по ролям:

определение фрагмента для чтения по ролям; освоение ролей для чтения по ролям; выразительные средства (тон, темп, интонация), необходимые для чтения по ролям; чтение по ролям.

3. Инсценирование:

определение фрагмента для инсценирования; освоение ролей для инсценирования; выразительные средства (мимика, жесты, интонация), необходимые для инсценирования; инсценирование.

4. Устное словесное рисование:

определение фрагмента для устного словесного рисования; слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента; презентация фрагмента.

5. Устное сочинение:

определение темы прочитанного произведения (то, о чём хотел сказать автор); определение главной мысли произведения (что главное хотел бы сказать автор); определение темы и главной мысли устного высказывания; выразительные средства языка для высказывания; структура высказывания; презентация высказывания окружающим.

Работая над развитием творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, словарный запас, диалогическая и монологическая речь детей стала богаче, выразительнее и эмоциональнее. Применяемые в работе приёмы повлияли на качество и осознанность чтения учащихся.


Учебный год

Содержательные линии

2008 – 09

2 класс

2009 – 10

3 класс

2010 – 11

4 класс

Вычитывают норму

22%

30%

25%

Вычитывают выше нормы

56%

40%

69%

Вычитывают ниже нормы

22%

30%

6%

Осознанность (самостоятельная)

50%

10%

87,5%

Осознанность (с наводящими вопросами)

39%

55%

12,5%

Не осознают прочитанное

11%

35%

0%

Выразительность

18%

15%

25%

Читают без ошибок

17%

15%

31%

Допускают 1 – 2 ошибки

56%

25%

50%

Допускают 3 – 5 ошибок

17%

60%

19%

Допускают более 5 ошибок

11%

0%

0%


Театр – коллективное творчество. Объединяя в себе различные виды искусства, он создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества. Использование следующих приёмов театральной педагогики во внеурочное время, способствует развитию и формированию личности ребёнка:

  1. Разыгрывание пантомим.

  2. Создание пластических импровизаций под музыку разного характера.

  3. Овладение комплексом артикуляционной гимнастики.

  4. Построение диалога с партнером на заданную тему.

  5. Подбор рифм к заданному слову.

  6. Составление диалог между сказочными героями.

  7. Чтение наизусть стихотворных текстов, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  8. Импровизирование - умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с текстом на заданную тему.

Совместная деятельность доставляет большее удовлетворение у детей и вызывает более радостные чувства, потому что происходит понимание того факта, что каждый внес свое что-то новое в общее дело. Учащиеся класса являются активными участниками различных конкурсов, классных и школьных мероприятий:

  • конкурсы сочинений «Моя Родина», «Спорт в моей жизни», «Школа будущего», «Осенняя пора», «Как прекрасен этот мир», «Моя любимая игрушка» и др.;

  • театральные постановки, посвящённые 9 мая «Дети войны», Дню учителя,

8 марта, «Осенняя сказка», «Встреча в лесу», «Ура, каникулы!» и др.;

  • детская научная конференция «Школа – наш дом»;

  • конкурсы чтецов «О Подвиге, о Родине, о Славе»;

  • «Литературные гостиные», где представляют стихи и сказки собственного сочинения;

  • учащиеся готовят мини инсценировки, спектакли для детей других классов, выходят с ними на классные часы и мероприятия: Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи», А.М. Горький «Самовар», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А.Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв», В.В. Медведев «Экзамен на рыцаря, или рыцарь на экзамене» и др.

Вывод: театральное искусство имеет огромные возможности для социально-художественного развития детей. В собственной театральной деятельности происходит развитие каждого ребенка, его чувственно-эмоциональной сферы, нравственных начал, интеллектуальных способностей. В то же время в каждом ребенке заложен огромный потенциал художественно-творческих способностей, и именно театральное воспитание и образование позволяют раскрыть этот потенциал, так как театральное творчество само дает хорошую почву для развития различных способностей, поскольку опирается на синтез разных видов искусств.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование познавательных интересов в обучении iconИзучение возможностей современных педагогических технологий (спт),...
Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся
Формирование познавательных интересов в обучении iconИсследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющих собой...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПояснительная записка Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни....
Программа предназначена для развития творческой активности детей, обеспечивающая развитие познавательных интересов в обучении и составляющим...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Формирование познавательных интересов в обучении iconУроках гуманитарного цикла
Методическая тема школы: «Формирование мотивации учебной, внеучебной деятельности и профессионального самоопределения через развитие...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование у учащихся устойчивых знаний о странах изучаемого языка, развитие их кругозора и повышение познавательных интересов...
Формирование познавательных интересов в обучении icon«Использование икт в начальной школе»
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по использованию икт на уроках начальных классов
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Обобщение знаний о числах от 1 до 10. Развитие познавательных интересов, наглядно образного мышления. Формирование интереса...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции фгос 2-го поколения. Её реализация диктует необходимость...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности...
Формирование познавательных интересов в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ть оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных...
Формирование познавательных интересов в обучении iconСписок литературы
Работа воспитателя по воспитанию у детей познавательных интересов и потребностей
Формирование познавательных интересов в обучении icon«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников...
Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,...
Формирование познавательных интересов в обучении iconКонкурс- разминка «Знаешь ли ты?»
Развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку и литературе
Формирование познавательных интересов в обучении iconВ 2012-2013 учебном году школа работала над реализацией цели создание...
В 2012-2013 учебном году школа работала над реализацией цели – создание условий для развития познавательных интересов школьников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск