Скачать 0.7 Mb.
|
И. Л. Бим, Л. И. Рыжова НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 Авторы: профессор, д-р пед. наук, академик Российской академии образования И. Л. Бим. заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, учитель гимназии N9 1527 Москвы Л. И. Рыжова Содержание Введение Психолого-педагогические особенности учащихся и специфика условий обучения на первой ступени (2—4 классы) Цели первой ступени обучения Содержание образования на первой ступени Тематика и страноведческая информация Коммуникативные умения Социокультурные знания и умения Общеучебные, специальные учебные и компенсаторные/компенсационные умения Умения в работе над аспектами языка Исходные концептуальные положения, реализованные в УМК серии „Deutsch. Die ersten Schritte" Состав УМК серии „Deutsch. Die ersten Schritte" по классам
Примерное тематическое планирование курса по годам обучения и распределение содержания обучения по классам 2 класс Вводный курс (пошаговое планирование) Основной курс (тематическое планирование) 3 класс Часть 1 Часть 2 4 класс Часть 1 Часть 2 Введение Общественно-политические и экономические преобразования в нашей стране, начавшиеся в последние десятилетия прошлого века, привели к существенным изменениям в сфере образования. На смену знаниецентристской парадигмы образования пришла гуманистическая личностно ориентированная парадигма образования и воспитания, с позиции которой ученик рассматривается как активный субъект учебной деятельности, разделяющий с учителем ответственность за качество своей общеобразовательной подготовки, а весь учебно-воспитательный процесс нацелен прежде всего на развитие личности школьника с учетом его способностей, потребностей, ценностей, возможностей. Целенаправленно стала осуществляться модернизация структуры и содержания общего среднего образования. Применительно к обучению иностранным языкам процесс модернизации привел как к содержательным, так и структурным изменениям всего школьного курса обучения иностранным языкам, а именно:
• обучение иностранному языку на старшей ступени стало обязательным, на него выделяется 3 часа на базовом уровне и 6 часов на профильном уровне. Выделение двух уровней обучения в старшей школе позволяет в большей мере учитывать индивидуальные особенности старшеклассников, их профессиональные устремления и планы на будущее в отношении использования иностранного языка в дальнейшем (в послешкольном образовании и в профессиональной деятельности). Все это должно способствовать повышению результативности обучения иностранным языкам, и роль начальной ступени как исходной базы всего школьного учебно-воспитательного процесса трудно переоценить. Указанные выше направления модернизации структуры и содержания школьного языкового образования (иностранный язык) нашли отражение в действующем Государственном образовательном стандарте по иностранному языку и Примерных программах по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому)1. Данная авторская программа по немецкому языку посвящена начальной ступени и разработана на основе курса серии „Deutsch. Die ersten Schritte", который реализован в УМ К для учащихся 2, 3 и 4 классов. Особенностью этой программы является отражение в ней некоторых новых тенденций в развитии общего образования, которые закреплены в разрабатываемом сейчас Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и новых Примерных программах, а именно: значительно больше внимания уделяется в начальной школе развитию обшеучебных и специальных (предметных) учебных умений, универсальных учебных действий. Уже в начальной школе следует закладывать фундамент для развития разносторонних умений учиться, для развития мотивации к образованию и самообразованию «через всю жизнь». _____________________________________________ См.: Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ, Атрель, 2004. ' См. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред А. М. Кондакова, А А Кузнецова. - М Просвещение, 2008. - С. 11-18. В УМ К для 2—4 классов этому служат памятки по организации учебной деятельности, задаваемое учебником подведение итогов каждого урока, раздел в учебнике „Wir prüfen uns selbst" (начиная с 4 класса) — развитие рефлексии (самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки) и др. Структура программы:
Психолого-педагогические особенности учащихся и специфика условий обучения на первой ступени (2—4 классы) Известно, что учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность еще находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче «подстраиваются» к иностранному языку, чем в более позднем возрасте (например, в 5 классе). Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе, а именно:
Вместе с тем у них с каждым последующим годом обучения возрастает опыт учебной деятельности, получают дальнейшее развитие общеучебные умения, формируются некоторые специальные учебные умения, например: умение опираться при определении значения незнакомого слова на языковую догадку, на данный в учебнике перевод, умение работать в разных режимах (в парах, в группах) и т. д. При этом может иметь место большой разброс в продвижении детей в плане овладения как учебными, так и иноязычными речевыми умениями. Все это создает специфические условия обучения, требующие от учителя внимательного, бережного отношения к каждому ребенку, учета его возможностей и темпа продвижения, его склонностей и способностей. Работа в таких случаях требует от учителя большого педагогического мастерства, умения последовательно реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Недопустима перегрузка детей, так как в результате снижается их мотивация к овладению немецким языком. Сложность начального этапа обучения усугубляется спецификой условий обучения (особенностью контингента учащихся и количеством учебных часов). Это предопределяет, например, особенности курса обучения во 2 классе. Он может выполнять разные функции и обеспечивать разные уровни подготовки школьников. Если обучаемость школьников низкая и дефицит учебных часов ощущается очень резко, курс может быть использован как пропедевтический, направленный главным образом на интеллектуальное, эмоциональное и общеречевое развитие второклассников, на их коммуникативно-психологическую адаптацию к новому языковому миру и развитие мотивации к его изучению, на подготовку к коммуникативно-системному овладению немецким языком. В этом случае значительная часть материала учебника (многие грамматические обобщения, часть текстов для чтения, а также часть языковых и речевых упражнений) может рассматриваться как факультативная (это не исключает возможности доступа к нему тех учащихся, для которых он посилен). Может быть минимизировано и количество продуктивной лексики (по усмотрению учителя), и объем проектной работы. Если контингент учащихся более благоприятен, курс может быть реализован как элементарный коммуникативно ориентированный систематический курс, когда более полно и относительно системно используется материал УМК и более последовательно осуществляется пошаговое овладение им. Если в силу неблагоприятных условий обучения учитель выбрал во 2 классе первый путь (пропедевтический) и продолжает его в 3 классе, то необходимо всячески стремиться к преодолению разрыва между указанными способами подготовки младших школьников и постепенно приучать детей к более системной работе, чтобы в 4 классе — по возможности — ликвидировать этот разрыв. Цели первой ступени обучения Основная интегративная цель обучения немецкому языку первой ступени обучения — развитие начальной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке — непосредственное (говорение, аудирование) и опосредованное (чтение, письмо) — в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета. Согласно федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по иностранному языку (2004 г.) его изучение в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих более конкретных целей:
В соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом за три года изучения немецкого языка (во втором, третьем и четвертом классах) выпускники начальной школы должны соответствовать следующим требованиям к уровню их иноязычной подготовки. В плане развития речевых умений и формирования языковых знаний и навыков учащиеся должны уметь:
знать:
Кроме того, учащиеся должны владеть следующими общеучебными умениями:
Развиваются специальные учебные умения:
В действующем стандарте (2004 г.), кроме того, выделен специальный раздел, ориентирующий на реальное практическое использование немецкого языка учащимися, оканчивающими начальную школу, а именно: «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
________________ 1 Стандарт начального общего образования по иностранному языку// Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. - М АСТ, Апрель. 2004. - С 69. Учебно-методические комплекты серии „Deutsch. Die ersten Schritte" нацелены на получение результатов, указанных в разделе «Цели первой ступени обучения» и отраженных также в требованиях к уровню иноязычной подготовки младших школьников (см. здесь с. 7—9). Таким образом. УМК данной серии ориентированы на развитие исходного уровня коммуникативной компетенции — уровня начинающего. Содержание образования на первой ступени |
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный... Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией В. Я. Коровиной.... | Рабочая программа по географии 10 класс Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. 10-11 классы. Линия «Полярная звезда». Москва. «Просвещение», 2010 год | ||
Пояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных... | Рабочая учебная программа по предмету «Искусство» Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Рабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | Рабочая учебная программа По учебному курсу «Мировая художественная культура» 8-9 класс Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных... | Рабочая программа по искусству для 9 класса 1час в неделю (всего 35 часов) Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Рабочая программа педагога КоровинойВ. Я.( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)... | Рабочая учебная программа «Искусство» 8-9 класс 1час в неделю (всего... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | ||
Рабочая программа Волковой Валентины Николаевны высшая квалификационная... Министерством образования и науки рф, программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная программа основного (общего) образования по химии (базовый уровень); Программы общеобразовательных учреждений Химия 8-9... |