Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010





НазваниеПрограммы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010
страница1/5
Дата публикации04.10.2014
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5


И. Л. Бим, Л. И. Рыжова

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2-4 классы

Москва «Просвещение» 2010

Авторы:

профессор, д-р пед. наук, академик Российской академии образования И. Л. Бим.

заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, учитель гимназии N9 1527 Москвы Л. И. Рыжова

Содержание

Введение

Психолого-педагогические особенности учащихся и специфика условий обучения на первой ступени (2—4 классы)

Цели первой ступени обучения

Содержание образования на первой ступени

Тематика и страноведческая информация

Коммуникативные умения

Социокультурные знания и умения

Общеучебные, специальные учебные и компенсаторные/компенсационные умения

Умения в работе над аспектами языка

Исходные концептуальные положения, реализованные в УМК серии „Deutsch. Die ersten Schritte"

Состав УМК серии „Deutsch. Die ersten Schritte" по классам

  1. класс

  2. класс

  3. класс

Примерное тематическое планирование курса по годам обучения и распределение содержания обучения по классам

2 класс

Вводный курс (пошаговое планирование)

Основной курс (тематическое планирование)

3 класс

Часть 1 Часть 2

4 класс

Часть 1 Часть 2
Введение

Общественно-политические и экономические преобразования в нашей стране, начавшиеся в последние десятилетия прошлого века, привели к существенным изменениям в сфере образования.

На смену знаниецентристской парадигмы образования пришла гуманистическая личностно ориентированная парадигма образования и воспитания, с позиции которой ученик рассматривается как активный субъект учебной деятельности, разделяющий с учителем ответственность за качество своей общеобразовательной подготовки, а весь учебно-воспитательный процесс нацелен прежде всего на развитие личности школьника с учетом его способностей, потребностей, ценно­стей, возможностей.

Целенаправленно стала осуществляться модернизация структуры и содержания общего среднего образования.

Применительно к обучению иностранным языкам процесс модернизации привел как к содержательным, так и структурным изменениям всего школьного курса обучения иностран­ным языкам, а именно:

  • иностранный язык совместно с русским языком и литературой включен в одну образовательную область, что свидетельствует об учете общей функциональной направленности языковых учебных предметов, а это привело к изменению места иностранного языка в учебном плане и соответственно его статуса как учебного предмета; кроме того, обучение иностранному языку официально объявлено одним из приоритетных направлений модернизации школы;

  • изучение иностранного языка начинается уже в начальной школе со 2 класса, что позволяет использовать сенситивный (особенно чувствительный) период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их речевых способностей, в том числе иноязычных, а также в большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета;

  • увеличилось количество учебных часом, выделяемых на изучение иностранного языка в основной средней школе: 3 часа в неделю с 5 по 9 класс, что, естественно, должно сказаться на качестве овладения им;

• обучение иностранному языку на старшей ступени стало обязательным, на него выделяется 3 часа на базовом уровне и 6 часов на профильном уровне. Выделение двух уровней обучения в старшей школе позволяет в большей мере учитывать индивидуальные особенности старшеклассников, их профессиональные устремления и планы на будущее в отношении использования иностранного языка в дальнейшем (в послешкольном образовании и в профессиональной деятельности).

Все это должно способствовать повышению результативности обучения иностранным языкам, и роль начальной ступени как исходной базы всего школьного учебно-воспитательного процесса трудно переоценить.

Указанные выше направления модернизации структуры и содержания школьного языкового образования (иностранный язык) нашли отражение в действующем Государственном образовательном стандарте по иностранному языку и Примерных программах по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому)1. Данная авторская программа по немецкому языку посвящена начальной ступе­ни и разработана на основе курса серии „Deutsch. Die ersten Schritte", который реализован в УМ К для учащихся 2, 3 и 4 классов.

Особенностью этой программы является отражение в ней некоторых новых тенденций в развитии общего образования, которые закреплены в разрабатываемом сейчас Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и новых Примерных программах, а именно: значительно больше внимания уделяется в начальной школе развитию обшеучебных и специальных (предметных) учебных умений, универсальных учебных действий.

Уже в начальной школе следует закладывать фундамент для развития разносторонних умений учиться, для развития мотивации к образованию и самообразованию «через всю жизнь».

_____________________________________________

См.: Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ, Атрель, 2004.

' См. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред А. М. Кондакова, А А Кузнецова. - М Просвещение, 2008. - С. 11-18.

В УМ К для 2—4 классов этому служат памятки по организации учебной деятельности, задаваемое учебником подведение итогов каждого урока, раздел в учебнике „Wir prüfen uns selbst" (начиная с 4 класса) — развитие рефлексии (самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки) и др.

Структура программы:

  • Психолого-педагогические особенности учащихся и специфика условий обучения на первой ступени (2—4 классы).

  • Цели первой ступени обучения.

  • Содержание образования на первой ступени.

  • Исходные концептуальные положения, реализованные в УМ К серии „Deutsch. Die ersten Schritte".

  • Состав УМК серии „Deutsch. Die ersten Schritte" по классам.

  • Примерное тематическое планирование курса по годам обучения и распределение содержания обучения по классам.

Психолого-педагогические особенности учащихся и специфика условий обучения на первой ступени (2—4 классы)

Известно, что учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению иностранного языка, так как их речевая способность еще находится в стадии интенсивного развития, их речевые механизмы подвижны, легче «подстраиваются» к иностранному языку, чем в бо­лее позднем возрасте (например, в 5 классе).

Однако от учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе, а именно:

  • большая склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических барьеров в ситуациях, требующих речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения;

  • недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память;

  • быстрая утомляемость (поэтому важно переключать детей с одного вида деятельности на другой, использовать двигательную активность).

Вместе с тем у них с каждым последующим годом обучения возрастает опыт учебной деятельности, получают дальнейшее развитие общеучебные умения, формируются некоторые специальные учебные умения, например: умение опираться при определении значения незнакомого слова на языковую догадку, на данный в учебнике перевод, умение работать в разных режимах (в парах, в группах) и т. д.

При этом может иметь место большой разброс в продвижении детей в плане овладения как учебными, так и иноязычными речевыми умениями.

Все это создает специфические условия обучения, требующие от учителя внимательного, бережного отношения к каждому ребенку, учета его возможностей и темпа продвижения, его склонностей и способностей. Работа в таких случаях требует от учителя большого педагогического мастерства, умения последовательно реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Недопустима перегрузка детей, так как в результате снижается их мотивация к овладению немецким языком.

Сложность начального этапа обучения усугубляется спецификой условий обучения (особенностью контингента учащихся и количеством учебных часов).

Это предопределяет, например, особенности курса обучения во 2 классе. Он может выполнять разные функции и обеспечивать разные уровни подготовки школьников. Если обучаемость школьников низкая и дефицит учебных часов ощущается очень резко, курс может быть использован как пропедевтический, направленный главным образом на интеллектуальное, эмоциональное и общеречевое развитие второклассников, на их коммуникативно-психологическую адаптацию к новому языковому миру и развитие мотивации к его изучению, на подготовку к коммуникативно-системному овладению немецким языком. В этом случае значительная часть материала учебника (многие грамматические обобщения, часть текстов для чтения, а также часть языковых и речевых упражнений) может рассматриваться как факультативная (это не исключает возможности доступа к нему тех учащихся, для которых он посилен). Может быть минимизировано и коли­чество продуктивной лексики (по усмотрению учителя), и объем проектной работы.

Если контингент учащихся более благоприятен, курс может быть реализован как элементарный коммуникативно ориентированный систематический курс, когда более полно и относительно системно используется материал УМК и более последовательно осуществляется пошаговое овладение им.

Если в силу неблагоприятных условий обучения учитель выбрал во 2 классе первый путь (пропедевтический) и продолжает его в 3 классе, то необходимо всячески стремиться к преодолению разрыва между указанными способами подготовки младших школьников и постепенно приучать детей к более системной работе, чтобы в 4 классе — по возможности — ликвидировать этот разрыв.
Цели первой ступени обучения

Основная интегративная цель обучения немецкому языку первой ступени обучения — развитие начальной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке — непосредственное (говорение, аудирование) и опосредованное (чтение, письмо) — в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета.

Согласно федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по иностранному языку (2004 г.) его изучение в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих более конкретных целей:

  • обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

  • заложить основы для формирования способности и готовности общаться па иностранном языке, т. е. элементарной коммуникативной компетенции (речевой, языковой), и соответственно для развития элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме (с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников);

  • создать условия для ранней коммуникационо-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров и использовании иностранного языка как средства общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные умения:

  • приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.

В соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом за три года изучения немецкого языка (во втором, третьем и четвертом классах) выпускники начальной школы должны соответствовать следующим требованиям к уровню их иноязычной подготовки.

В плане развития речевых умений и формирования языковых знаний и навыков учащиеся должны

уметь:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто? Что? Где? Когда?), и отвечать на вопросы собеседника;

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);

  • читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

  • читать про себя с пониманием основного содержания тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;

  • писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;

знать:

  • буквы, основные буквосочетания, алфавит, звуки изучаемого языка;

  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

  • название страны изучаемого языка, ее столицы;

  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

  • рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

Кроме того, учащиеся должны владеть следующими общеучебными умениями:

  • различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;

  • составлять элементарное монологическое и диалогическое высказывание по образцу, по аналогии;

  • работать с текстом для чтения (догадываться о его содержании по заголовку, иллюстрациям, осуществлять в тексте поиск заданной информации и т. п.);

  • списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и/или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

Развиваются специальные учебные умения:

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, и др.);

  • пользоваться двуязычным словарем для раскрытия значений новых слов.

В действующем стандарте (2004 г.), кроме того, выделен специальный раздел, ориентирующий на реальное практическое использование немецкого языка учащимися, оканчивающими начальную школу, а именно: «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— устного общения с носителями иностранного языка, развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;

  • более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка

________________

1 Стандарт начального общего образования по иностранному языку// Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. - М АСТ, Апрель. 2004. - С 69.

Учебно-методические комплекты серии „Deutsch. Die ersten Schritte" нацелены на получение результатов, указанных в разделе «Цели первой ступени обучения» и отраженных также в требованиях к уровню иноязычной подготовки младших школьников (см. здесь с. 7—9).

Таким образом. УМК данной серии ориентированы на развитие исходного уровня коммуникативной компетенции — уровня начинающего.

Содержание образования на первой ступени

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный...
Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией В. Я. Коровиной....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая программа по географии 10 класс
Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. 10-11 классы. Линия «Полярная звезда». Москва. «Просвещение», 2010 год
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconПояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая учебная программа по предмету «Искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая учебная программа По учебному курсу «Мировая художественная культура» 8-9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая программа по искусству для 9 класса 1час в неделю (всего 35 часов)
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая программа педагога
КоровинойВ. Я.( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)...
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая учебная программа «Искусство» 8-9 класс 1час в неделю (всего...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconРабочая программа Волковой Валентины Николаевны высшая квалификационная...
Министерством образования и науки рф, программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Москва «Просвещение» 2010 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная программа основного (общего) образования по химии (базовый уровень); Программы общеобразовательных учреждений Химия 8-9...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск