ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа учебного предмета «Искусство» для 8 класса полностью составлена на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Страница 69.
Цели и задачи учебного предмета «Искусство»:
развитие культурно-познавательной, коммуникативной, социально-эстетической компетентности и опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; умений и навыков художественного самообразования и самовыражения; адаптации школьников в современном информационном пространстве;
воспитание художественного вкуса и устойчивого интереса к искусству на основе творческого опыта школьников в разнообразной творческой деятельности.
Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Изменения не внесены. Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Искусство» в 8 классе осуществляется на основе учебника « Искусство» 8-9 класс Автор: Критская Елена Дмитриевна, Сергеева Галина Петровна, Кашекова Ирина Эмильевна. Редактор: Соболева Ю. М. Издательство: Просвещение, 2011 г.
.
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Искусство» отводится в 8 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 8 классе за год должно быть проведено 35 часов, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на художественно-творческую деятельность учащихся. Формы организации учебного процесса: Основной формой проведения занятий является урок. Типы уроков: проблемный урок, урок-восхождение, урок - образ, урок-путешествие, урок – вернисаж, урок-экскурсия.
Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и творческая. Итоговый контроль – в форме устных и письменных проектов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Знать/понимать:
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
Уметь:
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
-
№ п/п
|
Содержание
| Кол-во часов
|
| Искусство в жизни современного человека
| 3
|
| Искусство открывает новые грани мира
| 6
|
| Искусство как универсальный способ общения
| 7
|
| Красота в искусстве и жизни
| 11
|
| Прекрасное пробуждает доброе
| 8
|
| Итого
| 35
| КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» В 8 КЛАССЕ.
№
урока
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Фактические сроки прохождения
| I. Искусство в жизни современного человека. 3часа.
|
| Искусство вокруг нас,
| 1
| 02.09
|
|
| Художественный образ — стиль — язык.
| 1
| 09.09
|
|
| Знание научное и знание художественное.
| 1
| 16.09
|
| II Искусство открывает новые грани мира. 6 часов.
|
| Искусство рассказывает о красоте Земли. Зримая музыка.
| 1
| 23.09
|
|
| Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
| 1
| 30.09
|
|
| Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
| 1
| 07.09
|
|
| Как начиналась галерея.
| 1
| 14.10
|
|
| Музыкальный портрет. Александр Невский.
| 1
| 21.10
|
|
| . Портрет композитора в литературе и кино.
| 1
| 28.10
|
| III. Искусство как универсальный способ общения. 7 часов
|
| Мир в зеркале искусства.
| 1
| 11.11
|
|
| Искусство художественного перевода — искусство общения.
| 1
| 18.11
|
|
| Искусство — проводник духовной энергии.
| 1
| 25.11
|
|
| Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
| 1
| 02.12
|
|
| Художественные послания предков. Разговор с современником.
| 1
| 09.12
|
|
| Символы в жизни и искусстве.
| 1
| 16.12
|
|
| Музыкально-поэтическая символика огня.
| 1
| 23.12
|
| IV. Красота в искусстве и жизни. 11 часов.
|
| Что такое красота?
| 1
| 13.01
|
|
| Откровенье вечной красоты в живописи.
| 1
| 20.01
|
|
| Откровенье вечной красоты в музыке.
| 1
| 27.01
|
|
| Застывшая музыка
| 1
| 03.02
|
|
| Есть ли у красоты свои законы. (Изобразительное искусство).
| 1
| 10.02
|
|
| Есть ли у красоты свои законы. (Музыка).
| 1
| 17.02
|
|
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
| 1
| 24.02
|
|
| Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.
| 1
| 03.03
|
|
| Великий дар творчества: радость и красота созидания.
| 1
| 10.03
|
|
| Как соотноситься красота и польза.
|
1
|
17.03
|
|
| Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
| 1
| 24.03
|
| V. Прекрасное пробуждает доброе. 8 часов
|
| Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер).
|
1
|
07.04
|
|
| Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства.
| 1
| 14.04
|
|
| Искусство как модель для подражания.
| 1
| 21.04
|
|
| Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.
| 1
| 28.04
|
|
| Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.
| 1
| 05.05
|
|
| Идеал человека в искусстве.
| 1
| 12.05
|
|
| Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
| 1
| 19.05
|
|
| Защита исследовательского проекта «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
| 1
| 26.05
|
| содержание программы
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОе ИСКУССТВо и художественный труд»
В 8 КЛАССЕ.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Художественно-творческая деятельность учащихся: Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, как духовный опыт поколений. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Пейзаж в живописи, музыке, литературе. Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Художественно-творческая деятельность учащихся: Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности. Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран. Знаково-символический характер искусства. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Художественно-творческая деятельность учащихся: Создание в образной форме сообщения с помощью выразительных средств разных искусств или с помощью информационных технологий. Передача информации о современном человеке в образно-символической форме.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Законы красоты. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.
Художественно-творческая деятельность учащихся: Передача красоты современного человека, человеческих отношений и красоты различных состояний природы средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Синтез искусств в создании художественных образов.. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект. «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. Устный контроль и в виде тестов, а также художественно-практические задания по программе курса. Итоговый – исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Пластические виды искусств:
музыка;
дизайн;
живопись;
архитектура.
Ответ: 2;3;4
Конструктивные виды искусства:
скульптура;
архитектура;
дизайн;
ДПИ.
Ответ: 2;3
Дизайн – это искусство создания вещи:
руками;
промышленным способом.
Ответ: 2;
Архитектура - это искусство создания:
вещи;
здания;
картины.
Ответ: 2
Конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое, расположенные в пространстве или на плоскости – это:
гармония;
ритм;
композиция.
Ответ: 3.
Согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое – это:
1. гармония;
2. ритм;
3. композиция.
Ответ: 1.
Чередование каких – либо элементов в определенной последовательности – это:
1. гармония;
2. ритм;
3. композиция.
Ответ: 2.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Основная литература 1.Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
2.Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2012 г., (электронная версия).
3.CD-ROM (MP3). Искусство. 9 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
4.Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с. .
Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.
Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
Оборудование и приборы. Компьютер; экран; сканер.
Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма
Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.
CD-диски: 1. «Шедевры русской живописи». 2. «Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». |